Кодеиносодержащие препараты типа «Пенталгин», «Нурофен Плюс» или «Терпинкод» ворвались на российский фармацевтический рынок в 2001 году, напоминает Ю.Крупнов. «Как раз тогда, когда в Афганистане США и НАТО начали войну, приведшую к росту объемов производства героина в 40 раз. И если на первых этапах Минздрав существенно проигрывал афганским наркокартелям, то в последние три года ситуация кардинально поменялась: с взрывным ростом выпуска данных препаратов и их свободной продажи в любой аптеке, производимых из этих с позволения сказать "лекарств" дезоморфин успешно вытесняет героин. Вследствие бездействия Минздрава за прошедшие 10 лет уже произведено несколько советских "Афганистанов" - массовой гибели молодых людей не от пуль моджахедов, а дезоморфина. За 10 лет войны СССР в Афганистане погибло 15 тысяч наших военнослужащих, а сейчас за 10 лет массированного введения в российские аптеки кодеиносодержащих препаратов и подсаживания на эти препараты наших соотечественников убито уже минимум в 2–3 раза, а, скорее всего, и пять – восемь раз больше», - пишет Крупнов.
Аналитик напоминает, что уже 7 лет назад проблема «полуфабрикатов смерти» стала предметом официального Обращения Московской городской думы на тогдашнего Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Зурабова. В Обращении еще тогда ясно указывалось, что «всплеск продаж кодеиносодержащих препаратов начался после включения их в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Между тем ранее кодеиносодержащие препараты отпускались только по рецепту, и мотивы, по которым было принято решение уйти от той практики, остаются загадкой».
«Слово "загадка" здесь самое точное, - замечает Ю.Крупнов. - Потому что неделю назад, ровно через 7 (семь!) лет после того Обращения, главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн известил Россию и мир, что "закрыть в пять минут это (безрецептурный отпуск) практически невозможно, делать это нужно постепенно". Эти мудрые слова Брюна про "пять минут", вне всяких сомнений, должны быть золотом вписаны в Книгу Рекордов Гиннеса. Для него семь предыдущих лет равны пяти минутам. Очевидно, наш обстоятельный главный нарколог не видит ничего страшного в том, чтобы направленная ликвидация нашей молодежи через аптеки продолжалась еще лет эдак десять-пятнадцать. Наберите в любом поисковике картинки со словом "дезоморфин" и проглядите. Только без детей и не на ночь! Тогда вам удастся во всей полноте оценить уровень цинизма и непрофессионализма этого заявления. Главный нарколог посреди смрада гниющей заживо плоти многих десятков тысяч потребителей этого "наркотика для бедных" воображает себя беззаботно порхающей на сцене героиней "Карнавальной ночи" с "Песенкой про пять минут"… Уже за одни эти "пять минут" главный нарколог при наличии власти в стране должен был быть в пять минут уволен».
«Как человек может быть главным наркологом страны, если он, выходит, не знает про Обращение Мосгордумы семилетней еще давности. А также не знает про сотни официальных обращений общественных и государственных организаций в Минздрав с требованием прикрыть, наконец, эту постыдную лавочку со свободной продажей кодеиносодержащих препаратов. Не знает и про мужественный поступок министра здравоохранения Красноярского края Вадима Янина, который еще полтора года назад, в октябре 2009 года, ввел на территории края строгий рецептурный учет этих несущих смерть лекарств… Вадим Янин насмотрелся на то, к чему приводит их бесконтрольный отпуск еще когда работал врачом в Норильской городской больнице. Оскорбленный до глубин своего бизнеса ОАО "Фармстандарт", главный выгодополучатель от продаж злополучных препаратов, естественно, тут же торпедировал приказ Янина с помощью Антимонопольной Службы и через полгода приказ Янина само же государство заставило отменить, но этот случай еще тогда уже исчерпывающе вскрыл ситуацию», - напоминает автор.
«Брюн не знает, видно, и решений чрезвычайной Коллегии Госнаркоконтроля, которая прошлой весной транслировалась в прямом эфире по "Вестям" и где все, в том числе приглашенные губернаторы и заместитель госпожи Голиковой, министра здравоохранения, Вероника Скворцова на весь мир заявили о необходимости срочного решения проблемы, - отмечает Крупнов. – Наконец, Брюна явно не интересует шквал прошлогодних письменных обращений более чем 70 российских губернаторов (то есть 85 процентов всех субъектов Российской Федерации), требующих ввести рецептурный отпуск».
«Мало того, господин Брюн не только весело поет родной стране "Песенку про пять минут", но еще и с удовольствием философствует на тему "приемлемого ущерба", то есть сколько государству можно прикончить молодых людей, чтобы не очень много было. Две недели назад главный нарколог Минздрава призвал "не демонизировать" лекарственные препараты, содержащие кодеин, и счел уместным сопоставить количество в стране принимающих эти лекарства "с терапевтическими целями" с количеством зарегистрированных подведомственными ему наркологическими службами дезоморфиновых наркоманов. Мол, первых – 40 миллионов, а вторых "всего около 5 тысяч", то есть, цитирую главного нарколога, "доля кодеиновых наркоманов – это очень небольшая популяция". Эти рассуждения врача Брюна о популяции (!) гниющих заживо молодых людей и незначительности (!) этой популяции следует срочно внести в учебники "Деонтологии" - медицинской этики. Впрочем, и в учебники обычной "Этики" тоже. Даже если не брать в расчет факт, что употребляющих дезоморфин наркоманов минимум в двадцать раз больше, не менее 100 (а не пяти) тысяч, сама идея обеспечить комфорт сорока миллионам дорогих россиян за счет не менее 10 тысяч ежегодно убиваемых свободной продажей этих препаратов не может не поражать», - замечает аналитик.
«От подобных упражнений в этике оторопел, видно, даже обычно более чем корректный заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников, который вынужден был отметить, что в отличие от нарколога Брюна он "не стал бы высчитывать подобные пропорции", поскольку "ценность имеет каждая человеческая жизнь, поэтому подобные параллели здесь вряд ли уместны"», - пишет Ю.Крупнов.
«Вместо того, чтобы возглавлять борьбу за здоровье граждан, встав на пути бесконтрольного распространения кодеиносодержащих препаратов, главный нарколог сказывает нам сказки про пять минут и размерах популяции граждан России. Интересно, в силах ли наше государство справиться со своим же собственным главным наркологом? Может, остановить Брюна сможет недавно открытый Народный фронт? И наведет, наконец, на десятый год порядок с отпуском кодеиносодержащих препаратов?» - заключает Юрий Крупнов.