Моя поездка в Белград завершилась весьма символично. В первый же день, когда мы прилетели в столицу Сербии, мы отправились в центр города, к зданию Сербской Патриархии, где приняли участие в молитвенном стоянии, которое каждую субботу проводят здесь сербские ревнители православного благочестия. Об этом я рассказывал в первом выпуске «Сербского дневника».
Рядом с этим местом располагается весьма влиятельная в Сербии православная общественная организация «Круг Студеницы», о которой я также уже рассказывал. Накануне нашего отъезда мы вновь посетили собрание «Круга Студеницы», где состоялась встреча с членами этой организации. В рамках вечера русско-сербской дружбы приняли участие я, Павел Тихомиров и Ранко Гойкович. На этом вечере присутствовали члены «Круга Студеницы» и ее духовник священник Михаил, который выступил с напутственным словом и благословил нас. Также среди участников встречи был известный монах Антоний (Давидович), который является организатором молитвенных стояний у здания Патриархии.
Открыл встречу руководитель «Круга Студеницы» профессор Белградского университета Миленко Бодин, который представил нас собравшимся и рассказал о русско-сербских связях и роли в укреплении их возглавляемой им организации. Затем Ранко Гойкович подробно рассказал о нашем визите в Сербию, о том, где мы побывали и в каких мероприятиях приняли участие, с кем встречались. Много теплых слов сказал Ранко и о деятельности «Русской народной линии». Не один раз мне пришлось убедиться в том, что «Русскую народную линию» в Сербии знают и читают, а также считаются с нашей позицией.
Я в своем кратком выступлении остановился на двух, на мой взгляд, важных моментах, которые неоднократно озвучивались в ходе наших встреч. Во-первых, о роли Ватикана в геноциде православных сербов. Сейчас эта тема стала звучать, но все же, главное место в публикациях сербских и российских авторов уделяется ответственности Хорватского государства за геноцид сербов. Я же хотел подчеркнуть, что без благословения со стороны Католической церкви, без духовной поддержки Ватикана, этот геноцид против православных сербов не состоялся бы. Выстроить правильное отношение к политике Ватикана по отношению к Православной Церкви сейчас очень важно ввиду того, что со стороны представителей необновленчества и в Русской, и Сербской Православных Церквах звучат призывы к объединению усилий с Ватиканом и чуть ли не к совместной деятельности ввиду тех вызовов, с которыми сегодня сталкивается Христианская Церковь. При этом затушевывается та простая и очевидная вещь, что папа Римский и католики находятся вне Церкви. Между тем, эта мысль должна быть основополагающей, и геноцид, устроенный против православных сербов, помогает ее отчетливо понять.
Вторая мысль, которая прозвучала в моем выступлении, была о значении подвига святого благоверного князя Александра Невского, которого мы избрали небесным покровителем «Русской народной линии», и которого избрал наш народ «Именем России» во время телевизионного проекта, проводившегося два года назад. Говоря о деятельности святого благоверного князя Александра Невского, я обращал внимание на его стойкость в борьбе с Западом и трезвомыслие в отношении оценки готовности народа к сопротивлению монголо-татарскому игу. Вот этого-то трезвомыслия нам как раз сегодня и не хватает. Я привел в пример удмуртских священников, которые, исходя из правильных посылок, из-за отсутствия духовного трезвомыслия, радикализма и торопливости пришли к неправильным выводам. Я привел пример и с ситуацией вокруг бывшего епископа Чукотского Диомида, поскольку эти же проблемы стоят и перед Сербской Церковью, в связи с ситуацией вокруг бывшего Рашко-Призренского епископа Артемия.
Все собрания общественной организации «Круг Студеницы» заканчиваются чтением пролога святителя Николая Сербского - это церковные чтения на каждый день о тех святых, чью память Православная Церковь в данный день празднует. Не стало исключением и это собрание - были прочитаны жития святых наступающего дня. После окончания этой встречи продолжалось долгое неформальное общение собравшихся, в ходе которого сербы стремились подчеркнуть свое расположение к России, Русской Православной Церкви, свою радость от общения с русскими православными людьми, и это было очень трогательно. Я чувствовал, что имя русского человека звучит в Сербии гордо, что быть русским - это значит пользоваться любовью сербского народа и это не связано с добродетелями конкретного человека, а связано с духовным подвигом русского народа. И в этом отношении сербов к русским ощущалась вековая связь с нашими предками, которые немало сделали для спасения православных сербов, для выстраивания наших братских отношений.
На следующий день - день отъезда - мы хотели поклониться русским святыням в Белграде и отправились, прежде всего, на русское кладбище сербской столицы, так называемое Нове-гробле, где находится часовня, в которой похоронен Предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). У могилы митрополита Антония мы - двое русских (я и Павел Тихомиров) и двое сербов (Ранко и Славко Гойковичи) - пропели вечную память этому известному церковному и общественному деятелю дореволюционной и эмигрантской России.
Рядом с часовней установлен величественный памятник Государю Николаю II и всем русским воинам, павшим на полях сражений во время Великой войны, как называли в России Первую мировую. Последний раз я был здесь два года назад, и грустно было бродить между русскими могилами, многие из которых были заброшены: видимо, умерли последние потомки русских людей, покоящихся здесь. При этом если два года назад радостное впечатление оставляла приготовленная к ремонту и покрытая лесами часовня с красовавшейся на ней надписью, что реставрацию как вклад в укрепление русско-сербских отношений проводит компания «Газпром нефть», то как мы могли убедится, за два года ровным счетом ничего не изменилось - часовня также стоит в лесах и также красуется эта табличка. Никаких следов работ, производимых по реставрации часовни, не наблюдается. Видимо, руководители компании «Газпром нефть» ограничились только пиар-акцией по восстановлению православной часовни. Это была очень печальная и постыдная картина безответственного отношения наших бизнесменов, зарабатывающих немалые деньги в Сербии, но забывающих о своих обязательствах и не обращающих внимания на духовную составляющую укрепления наших отношений.
Затем мы отправились в Троицкую Русскую церковь, которая была специально построена по просьбам представителей русской эмиграции, рядом с величественным собором в честь апостола Марка. В церкви мы приняли участие в богослужении, которое совершал сербский священник. В этой церкви похоронен главнокомандующий Русской армией генерал П.Н.Врангель. Несколько лет назад с могилы убрали знамена, но сама могила сохраняется в полном порядке, и приятно было наблюдать, как люди, выходя из церкви после окончания богослужения, подходили к могиле Врангеля, чтобы поклониться праху этого выдающегося русского военного деятеля.
После богослужения нас ждал приятный сюрприз - неожиданно ко мне подошел неизвестный мне человек, обратившейся ко мне по имени. Оказалось, что это наш постоянный читатель-серб, женатый на русской. Он благодарил нас за нашу работу, но, к сожалению, необходимость торопиться с отъездом не позволила нам пообщаться подольше. Но само по себе это неожиданное знакомство в Белграде наполнило меня оптимизмом и верой в то, что наша деятельность приносит плоды, и что она нужна православным людям, что она укрепляет наши связи с православными сербскими братьями. С этим хорошим настроением мы покинули Белград. Так закончилась наша поездка в Сербию.