В ночь на 26 мая полицейский спецназ Грузии разогнал митинг оппозиции в центре Тбилиси. Разгон был произведен решительно и жестко, с применением спецсредств, в т.ч. резиновых пуль, слезоточивого газа, дубинок. Полиция не ограничилась вытеснением протестующих с площади, но продолжила их преследование врываясь в здания и учреждения в которых оппозиционеры пытались укрыться. В результате чего два человека (один из них полицейский) погибли, 90 арестовано, сотни получили травмы разной тяжести, 37 человек госпитализировано, сообщает Лента.ru.
Митинг был организован Нино Бурджанадзе и радикально-оппозиционным альянсом «Народное собрание». К проведению «Дня гнева» присоединилась «Грузинская партия» возглавляемая Леваном Гачичеладзе и опальным экс-министром обороны Грузии Ираклием Окруашвили (хотя последний приехать из Парижа, как обещал, для участия в «революции» в последний момент побоялся). Лидерами оппозиции заявлялось о начале «народной революции» и планах вывести на улицы до 60 тысяч человек, однако реально таковых собиралось в течение предшествующих 6 дней протестов до 2-3 тысяч.
Формальным основанием для разгона митинга послужило истечение в полночь на 26 мая срока рассмотрения заявки на проведение мероприятия, поданной организаторами в мэрию Тбилиси. Реальной причиной было намерение оппозиции пойти на максимальное обострение противостояния с властями, для чего планировалось сорвать парад грузинской армии по случаю Дня независимости (митингующие собрались на том месте, где парад должен был принимать Михаил Саакашвили).
Как водится, во всем произошедшем грузинские власти обвинили Россию, на что прозрачно намекнул Михаил Саакашвили заявив, что митингующие действовали по «сценарию, написанному за пределами Грузии», целью чего было: «отомстить грузинской армии, которая в 2008 году героически противостояла превосходящей силе», а министр культуры Грузии Ника Руруа высказался еще откровеннее: «Это был диверсионный акт, подготовленный против государства, сценарий которого написан в Кремле».
Грузинские же оппозиционеры обвиняют в происходящем не только Саакашвили, но и США покровительствующие ему. «Эта страна (США), которая хочет территорию и делает это руками тирана (Саакашвили)», - сказал Леван Гачечиладзе в интервью телекомпании «Маэстро», комментируя силовой разгон акции оппозиции. По его словам, убедительным подтверждением тому стало заявление американского посла в Тбилиси Джона Басса, которое было воспринято как поддержка режима М.Саакашвили, сообщает "Интерфакс".
Российский МИД, в свою очередь, назвал разгон митинга оппозиции в Тбилиси «вопиющим нарушением прав и свобод человека», сообщает РИА Новости. По словам официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича, жестокие действия полиции «являются грубым нарушением права на мирные собрания и свободу выражения мнений». Лукашевич выразил надежду, что мнение России разделят не только международные правозащитные организации, но и «государства, которые поддерживают режим Саакашвили». «Его действия против оппозиции были нарушением общепринятых демократических норм, должны быть расследованы самым серьезным образом на международном уровне», - цитирует слова Лукашевича "Интерфакс". Лукашевич считает, что разгон митинга стал «убедительным доказательством» того, почему Грузия не вошла в совет ООН по правам человека.
Разгон демонстрации, естественно, сопровождался пропагандистскими РR-ходами. Так, муж Бурджанадзе (ныне разыскиваемый) обвинен в том, что именно он был за рулем машины, задавившей насмерть, во время разгона митинга, двух человек. А для дискредитации самой Нино Бурджанадзе полицией была распространена аудиозапись ее телефонного разговора с сыном Анзором Бицадзе, на которой мать и сын обсуждали возможность разжигания в Грузии гражданской войны и согласились друг с другом в том, что для достижения их целей допустимы «египетский сценарий» и гибель 100-500 человек, сообщает NEWSru.com опубликовавший расшифровку разговора. Интересно, что по мнению Бурджанадзе, высказанному в разговоре, у 50 процентов грузин, несмотря на недавнюю войну, отсутствует враждебное отношение к России, а само сближение с Россией «поддерживают почти все».
С русской точки зрения, анализируя ситуацию, можно сделать несколько выводов:
- Саакашвили, несмотря на некоторые в целом успешно реализованные «модернизационные» проекты, такие как борьба с коррупцией и повышение эффективности работы госаппарата, остается чужд большей части грузинского общества. И дело тут не в его авторитарности и недемократичности, а в онтологической чуждости этого радикал-либерального прозападного политика Грузии как цивилизации. А многомиллиардные вливания его зарубежных спонсоров лишь серьезно смягчают, но не устраняют напряжения. Так же как антироссийские акции Саакашвили, объективные противоречия между РФ и Грузией и мощная пропаганда лишь искажают, но не меняют внутреннего, базового положительного отношения грузин к России.
- Несмотря на всю неоднозначность грузинской оппозиции, нужно признать правильными действия российской власти, выстраивающей отношения с грузинскими политиками, идущими на сотрудничество и действия российского МИДа, оказывающего моральную поддержку части грузинского общества, активно выступающего против режима Саакашвили.
- Что не должно нас вводить в заблуждение в отношении личностной оценки лидеров грузинской оппозиции. Эти люди когда-то пришли к власти вместе с Саакашвили, совершив госпереворот, и готовы и дальше бороться за власть при помощи революций, провокаций и жертв со стороны того народа, от имени которого они выступают. Подтверждение тому - спокойные рассуждения о том сколько - 100 или 500 человек - должны погибнуть для успешности «революции». Это психология профессиональных революционеров, и она не меняется в Африке, на Ближнем Востоке, в Грузии или России. Не стоит сомневаться, в России так же, как в Грузии, лимоновы, каспаровы, немцовы, ходорковские, не задумываясь, пойдут на кровавые жертвы среди своих сторонников и простых русских людей ради достижения своих целей.
- Несмотря на омерзительность Саакашвили как личности, надо признать, что в данной ситуации он поступил со знанием дела. И это тем легче для него, раз он сам когда-то был организатором «цветной революции» и лучше других знает и чувствует как с подобного рода «народными движениями» надо бороться. Побеждает в них не тот кто гуманнее и демократичнее, а тот на чьей стороне сила, и готовность эту силу решительно применить. Идеал поведения в данном случае - это грамотные силовые акции подкрепленные пропагандой и демагогией. Что Саакашвили нам и продемонстрировал, и когда сам успешно свергал безвольного Шеварднадзе и теперь, вот уже во второй раз, жестоко, но результативно расправляясь с грузинской оппозицией.
Константин Новиков, зам. главного редактора «Русской народной линии»