Прежде всего, надо вспомнить, что заповедь молиться о властях исходит не от людей, а от Самого Бога. Ибо апостол говорит: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1Петр. 2.13-14). Поэтому Церковь повелевает возносить молитвы «за царей и за всех начальствующих» (1Тим.2.1-2). В Новом Завете мы имеем немало указаний на то, что даже языческие власти являются предметом церковной молитвы, нашего ходатайства пред Богом. Так что даже с точки зрения дисциплинарного аспекта, угрожать власти отказом молиться о ней не является для Церкви традиционной позицией. Ведь молясь о властях, какими бы они ни были, мы возносим к Богу свои упования на преображение этой власти.
Что же касается ситуации в Молдавии, то, как мне представляется, властные структуры республики поступили в соответствии с существующем в стране законодательством, которое обязывает регистрировать любые религиозные организации, не признанные сектантскими или экстремистскими. Чиновники просто следовали действующему закону, нравится он нам или нет. Да, наше религиозное различие от ислама очевидно, но вопрос государственной регистрации традиционных для наших стран верований, представленных широким количеством последователей, не является церковным преступлением. В Молдавии есть закон, и чиновники не могут его не соблюдать. Так что их поступок не является поводом отказывать власти в церковном поминовении, путем изменения ектений. Ни у кого из священнослужителей нет на это права. Выступать против власти - это не частное дело, а вопрос, который может быть решен только Архиерейским Собором. Самочиние же здесь недопустимо. Сколько бы ни казались уважительными причины, отдельные приходы, священники и даже епископы не имеют права принимать самостоятельного решение о неповиновении светских властей.
К сожалению, сегодня мы живем не в Православной державе, поэтому требовать от нынешней власти многого мы не вправе. Власть эта светская, и Церковь не должна выносить ей приговора, а отдельные священнослужители не должны брать на себя функцию ее судей, вместо того, чтобы чистым сердцем молиться о существующей власти, как учили апостолы. Церковь должна вразумлять власть, наставлять ее, но идти путем демонстраций и ультиматумов – не ее путь.