Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Оружие слова

Церковнославянский язык / 24.05.2011


Иерей Сергий Карамышев о слове, языке и подмене понятий …

«От слов своих оправдаешься,

и от слов своих осудишься».

I.

«Слово», «логос», «эйдос» - наименования, исполненные тайны. Слово это и вторая Ипостась Божества, это и наименование действия Божия: «...сказал Бог: да будет свет. И стал свет». (Быт. 1, 3). «Словом» именует Св. Писание и божественное учение.

Признак «словесности» - то, что отличает человека от безсловесных тварей. И здесь тоже тайна. Человек облекает свои мысли, свои душевные движения в слова. Как соки струятся по капиллярам растения, и с их помощью растение живет и строит себя, - так в душе человека струятся слова, из словесной материи он выстраивает здание своей души.

Каково качество материи, таково и качество здания. Какова мудрость строителя, такова и долговечность его постройки. Св. Писание говорит: «Если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1). Прекрасно, когда фундаментом душевного здания является Сам Господь. Прекрасно, если душу с детского возраста питают словом Божиим, а не какими-то суррогатами. Прекрасно, если душа имеет с детства вкус к истине и ненавидит ложь. Ибо истина связывает здание в монолит лучше любого раствора, и напротив «в лукавую душу не войдет премудрость». Прекрасно, если душа имеет качество любви. Тогда она выходит из себя, чтобы передать часть себя другим и воспринять части других в себя. Эту мысль возвышенно-поэтически высказал св. апостол Павел: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, - говорю, как детям, - распространитесь и вы». (2 Кор. 6, 11-13). В этом случае душа встраивается в сверхсистему, о которой образно так говорит св. апостол Петр: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». (1 Петр. 2, 4-5). Такая сверхсистема называется Церковью, местом благодатного пребывания Божества.

Если слова и речевые акты, а также, пусть и невысказанные нами, но облеченные в словесную форму, наши мысли, - материал для устроения нашего «внутреннего человека», ясно, сколь велика наша ответственность перед Богом за содержание души. Если мы заняты питанием тела, то не поедаем без разбора придорожную грязь, не пьем из сточной канавы и не набиваем рот битым стеклом. Однако если речь заходит о питании души словесной пищей, зачастую поступаем прямо противоположным образом. От нездоровой словесной пищи душа становится больной и расслабленной, грязной, источающей смрад греха. Такой души гнушается Господь, ибо Он сказал: «Будьте святы, потому что Я свят» ( 1 Петр. 1, 16).

Образ заблудившейся души представлен в Притче о блудном сыне. Расточив Божие словесное богатство, блудный сын стал томиться голодом. Не находя здоровой словесной пищи, он начал питаться кормом, предназначенным для свиней, от этого душа его наполнилась нечистотами. Не вынося такой муки, блудный сын вернулся к Отцу и был возведен в первоначальное достоинство существа, созданного по образу и подобию Божию.

Как слово Божие, слово истины и любви живит душу, так слово диавольское, слово лжи и ненависти, ее умерщвляет. Об этом говорят притчи Господни «О сеятеле» и «о пшенице и плевелах». Сын Божий сеет словесную пшеницу в почву человеческих сердец, а диавол словесные плевелы. Растет то и другое. Человек ответственный, бдительный вырывает с корнями плевелы, давшие всходы в его душе, - чтобы в ней росла добрая пшеница Божия слова. Беспечному плевелы, заполнившие его душу, представляются совершенством красоты, а пшеница чем-то ненужным, ненормальным. Ложь и неприязнь становятся нормой жизни. Он стремится извратить любое здравое понятие, все чистое превратить в грязное, все благоуханное - в зловонное, все возвышенное в низменное.

II.

Наш язык, эта материя для устроения души, сложился в то блаженное время, когда человек даже в мыслях не имел греха. Из книги Бытия мы знаем, что Адам получил от Бога власть дать имена всем животным. Язык его был совершенным и чистым, своего рода зеркальным отражением его возвышенной души.

После грехопадения материя языка начала искажаться. При строительстве Вавилонской башни деградация словесной материи стала угрожающей, поэтому люди были разделены. Племена с деградировавшей словесной материей с течением времени опустились до полуживотного состояния, а те, что ценили высшие качества души, сохранились от разложения. Сейчас идет новое смешение, всемирное построение Нового Вавилона, Нового мирового порядка. Для этого нужен новый унифицированный, опошленный, лукавый, выползающий из адской бездны, язык. Над его созданием работают лукавые профессора и лукавые журналисты, лукавые богословы и лукавые юристы, лукавые «правозащитники» и лукавые политики, лукавые дизайнеры и лукавые педагоги. Каковы направления их агрессии на язык, это средство общения и средство формирования сознания?

1. Подмена понятий. С этим явлением мы сталкиваемся не первое столетие. Возьмем для наглядности, к примеру, слова, производные от латинского homo «человек». Начиная с эпохи так называемого Ренессанса, слова «гуманизм», «гуманист» получили новое содержание, какого не имели раньше, - богоборческое. Если раньше «человечность» противопоставлялась зверству, скотству, то теперь она стала противопоставляться принципу божественного первенства: человек был объявлен мерой всех вещей. В последнее время в нашем языке активно насаждается слово «гомофобия». «Гомофобами», или человеконенавистниками, почему-то стали именовать противников содомского греха. Подмена понятий произошла по схеме: «гомосексуалист»+ «фоб» = «гомофоб». Однако в слове «гомосексуалист» элемент «гомо»- греческого происхождения, и означает «равный», «взаимный», а вот в слове «гомофоб» «гомо» уже превратилось в латинизм, соответственно, с совершенно другим значением. С такими фокусами можно зайти очень далеко. Из Св. Писания следует, что Господь Бог противник содомского греха. Следуя же «логике» ряда нынешних «правозащитников», можно и Господа, Творца всего живого, объявить «человеконенавистником». Да и является ли содомит человеком, вопрос, по крайней мере, спорный. Мы знаем, что человек как биологический вид, является существом двуполым. Объявившие же себя однополыми, становятся в один разряд с вирусами, инфузориями и другими низшими представителями животного и растительного мира. Возьмем слово «гей» (gay). Оно созвучно с homo, однако уже английского происхождения, и значение имеет «веселый, радостный, пестрый, нарядный». Однако из слова Божия знаем, что нет веселья, нет и радости у нечестивого. Налицо лукавая подмена понятий. Какой вывод? Не нужно бездумно подхватывать этих лукавых, извращающих здравый смысл, слов. Пользоваться ими все равно, что пользоваться фальшивыми монетами, все равно, что соблазняться и вводить в соблазн других. Это все равно, что увеличивать удельную массу лжи в человеческом обществе; все равно, что лить воду на мельницу диавола. Здесь от нас требуется чуткость и точность. Содомитов следует называть не «геями», не «сексуальным меньшинством» - ибо так мы попадаем в новую юридическую ловушку: «секс-меньшинства» становятся в один ряд с национальными и религиозными меньшинствами, - а не иначе, как содомитами или педерастами; их позорные шествия не «гей-парадами», а демонстрациями половых извращенцев. «Гуманистов»-безбожников следует называть «псевдо» или лжегуманистами, ибо что может быть общего у человечности с безбожием? Ведь «если Бога нет то все позволено». Многих нынешних так называемых «правозащитников» следует называть покровителями греха и преступности, а еще лучше растлителями. Слово «коррупция» вовсе неплохое, ибо значит «порча», «обольщение», «подкуп», «болезненное состояние», но его затаскали и затрепали так, что некоторые «умники» даже начали утверждать, будто коррупция норма государственной жизни. В таких случаях имеет смысл прибегнуть к более резким и откровенным выражениям, например: воровство, продажность. Пусть «умники» в открытую пропагандируют грех, пусть открыто объявят себя богоборцами, попирающими заповеди: «не укради», «не лжесвидетельствуй». В плане вскрытия ложных понятий и борьбы с ними как с насеянными человекоубийцей плевелами, нам, православным русским христианам, нужна целенаправленная политика.

2. Наплыв варваризмов. Варваризмами называют заимствованные из других языков слова, воспринимаемые нами в стихии родного языка в качестве чужеродных. Когда их один-два десятка, не беда. В таком случае, если они действительно нужны нашему языку, то будут адаптированы. Но если варваризмы появляются сотнями, то это уже своего рода «нашествие иноплеменных». Если они звучат не в подворотнях в качестве субкультурных явлений, а с высоких трибун, то как это назвать? Варварским пленением? Скажу откровенно: я не смотрю центральные телеканалы, потому что там засилие варваров. Я не могу терпеть речь, в которой через два слова слышится: «лузер», «юзер», «клинер», «гастарбайтер», «шопинг» и т.д. и т. п. Ладно бы мы были какими-нибудь папуасами с недоразвитым мышлением и, соответственно, недоразвитым языком, и за неимением своих слов, нуждались бы в заимствованиях как жители западно-европейских стран раннего средневековья в латыни. Но ведь у нас, слава Богу, все есть. Поэтому с варварством нужно бороться.

3. Покорение общественного сознания инфернальной лексикой. Прилагательное «инфернальный» происходит от латинского «inferus», что значит «преисподняя», «ад», и очень точно указывает на природу слов, «удельный вес» которых в нашем повседневном общении становится все больше. Увы, этот факт достовернейшее доказательство духовной деградации нашего общества. Чем яростнее стихия ада врывается к нам, чем больше «адских» слов мы употребляем, тем удобнее они, будучи вотканы, подобно нитям, в словесную материю нашей души, утянут нас в преисподнюю. В основе инфернальной лексики грех хамства. Как мы знаем из священной истории, Хам посмеялся наготе своего отца. За это его сын Ханаан унаследовал проклятие. Закон Божий запрещает открывать наготу ближнего: неважно действием или словом. И когда люди бездумно, направо и налево, сыплют словами, обозначающими половой акт или же половые органы, адресуя их дальним и ближним, они сами себя и свое потомство проклинают. С грехом хамства и одним из его ярких проявлений инфернальной лексикой нужно бороться, помня заповеди апостола Павла: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, но только доброе для назидания в вере»; «блуд и всякая нечистота не должны даже упоминаться у вас как прилично святым».

4. Чрезмерно активная замена членораздельной речи междометиями и звероподобными завываниями, ревом, рычанием. Самое большое наслаждение для бесов видеть, как человек, которому они от самого его сотворения завидуют, превращается в скота несмысленного: валяется пьяный в своей блевотине или пребывает в тупости и пустых мечтаниях как обкуренный, или воет и рычит как зверь.

III.

Особенную неприязнь миродержители тьмы века сего испытывают к нашему церковно-славянскому языку. И это закономерно. Свойство духов тьмы ненавидеть все святое, чистое, возвышенное. Не напрасно их эмблемой служит змей, пресмыкающийся по земле и питающийся прахом. Церковно-славянский язык есть уникальное явление человеческой культуры. Это единственный в целом человеческом роде язык, предназначенный исключительно для общения человека с Богом. Никакой другой, даже из древних языков, не способен сообщить душе молящегося такого возвышенного настроя. В отличие, скажем, от древнегреческого и латинского, использовавшихся в других сферах, помимо общения с Богом, церковно-славянский язык не имеет в себе суетных и грязных понятий. И этот благороднейший язык стал сердцевиною русского. Он необходим даже для того, чтобы как следует, а не по-варварски, владеть современным русским языком. Можно ли назвать умственно здоровым человека, который пригоршнями разбрасывает свои сокровища на пыльных распутиях этого мира? Именно так поступает тот, кто говорит о ненужности церковно-славянского языка. Отказаться от такого богатства все равно, что, будучи облеченным в царские одежды, вдруг сбросить их с себя и повергнуть в прах ради того, чтобы одеться по современной пролетарской моде в какой-нибудь «сэконд хэнд» языковых отбросов Нового Вавилона.

IV.

Итак, слово это оружие, которым мы каждый день пользуемся: или к славе Божией, или же к собственному посрамлению. Об этом св. апостол Иаков сказал в своем Соборном послании так, что лучше и не скажешь. Поэтому позволим довольно пространную цитату: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду». (Иак. 3, 2-12).

Апостол Павел говорит о выдающемся значении в деле растления человечества «лжесловесников»: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей...» (1 Тим. 4, 1-2). Печальна участь этих людей, ибо их будет судить Слово Божие, перед которым всякая ложь человеческая унесенный ветром прах и забытый сон. Пока же последний Суд Божий не начался, эти самые «лжесловесники» для нас враги номер один. Никакие соглашения, никакие шутки с ними неуместны. Бояться их не нужно. Слово Божие сильнее любой самой наглой, самой безсовестной лжи. Господь сказал для нашего ободрения: «В мире скорбны будете, но мужайтесь: Я победил мир». И в своей первосвященнической молитве Господь Иисус молился Богу Отцу о святых апостолах, да и о нас, говоря: «Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла». Поэтому не нам унывать в уже идущей всемирной духовной войне. Наше дело внимать слову Божию и нести его людям. «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие». (Еф. 6, 14-17).

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»
 

 

 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 23

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

23. Галина : На № 21. Бондареву Игорю.
2011-09-13 в 04:52

Ложь декларации "прав человека" состоит в подмене понятий. Истинные права человека, данные нам Создателем, состоят в том, чтобы быть такими, какими Он создал нас.
А сейчас наши подлинные, Богом данные права подменяются их полной противоположностью. Вот что происходит.

А за что это, интересно, вы навесили на меня ярлык "материалиста"? Вам просто так захотелось? Или Вы, чтобы не прослыть материалистом, отказываетесь замечать тот очевидный факт, что дав нам дар речи, Господь дал нам также и язык, как инструмент речи? Ну тогда, уважаемый Игорь, Вам придется самого себя признать "идеалистом".
Дело это Ваше, ну а я стараюсь не впадать в крайности. Ни в "материализм", ни в "идеализм". Знаю, что Господь дал нам и душу, и тело. Пока мы живы, они составляют единое целое и проивопоставлять их друг другу - это от лукавого.
Так что не увлекайтесь "измами", уважаемый Игорь. И ярлыков на людей не навешивайте.
22. Галина : Очень хорошо сказано о церковнославянском языке.
2011-09-12 в 03:50

Особенно в этой статье мне понравился абзац о церковнославянском языке. Он так мне понравился, что я процитировала его на форуме, где обсуждается проект комиссии Межсоборного присутствия о предполагаемой реформе ЦСЯ. Так вот уже появились отзывы на эту цитату. Со стороны защитников неизменности ЦСЯ - искренняя благодарность, ну а обновленцы всегда злобствуют от любого свидетельства любви.
http://www.bogoslov....html#comment1939785
21. Бондарев Игорь : 13. Материя вечна,а как иначе,не так ли?
2011-09-09 в 11:58

Ложь декларации "прав человека" не в форме ,а в фундаменте,на котором стоит.
То есть на материализме(кроманьонец - свидетельство материалистической интерпретации)стоит духовная ложь.Отсюда и атомизация ...
Проблема в том,что Вы ,говоря правильно,формально,сами стоите на позициях материализма.
Это феномен верующего материалиста.Нас приучили ,что материя вечна...
20. комментатор : Re: Оружие слова
2011-09-09 в 10:56

2 Писарь
не волнуйтесь, человечеству чуть побольше.

2 Галина
нет, это вы не поняли.
общество = люди. не бывает никаких прав абстрактного безличного общества, бывают права/обязанности конкретных людей, образующих общество.
19. Артур : Re: Оружие слова
2011-09-09 в 10:51

человек был объявлен мерой всех вещей.



Справедливости ради: протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей утверждает, конечно, не онтологическое первенство человека, а лишь указывает на определенный гносеологический подход: вещи таковы, какими их воспринимает человек. Поскольку софисты проповедовали относительность всех мнений, то и утверждать что-либо твердо об онтологическом статусе тех или иных частей мироздания они не могли. Так что тезис этот выступает, скорее, как предписание ориентироваться в жизни исходя из человеческого (или даже собственного индивидуального) восприятия,
18. дезинфектор : Галина
2011-09-09 в 10:40

А что противопоставить правам личности? Демократический централизм?
17. Галина : На № 14. комментатору
2011-09-09 в 04:33

Уважаемый комментатор,
может быть я непонятно выразилась? Попробую еще раз: Ложью являются декларируемые "права человека", которые противопоставляют права личности - правам общества.
Так понятнее? Ну а все что сказано Вами - то сказано Вами и не имеет нкакого отношения к тому, что сказано мною. Учитесь читать, пожалуйста, а не фантазировать.

Хотя суть-то разговора вообще не в этом. Речь идет о том, какое огромное значение имеет СЛОВО для рода человеческого. Как много значит для человека ДАР РЕЧИ и поэтому относиться к нему нужно соответственно. Думаю, что правильно поняла статью о.Сергия, согласна с ней полностью. Очень хорошая статья. Со своей стороны я попробовала добавить еще один аргумент и надеюсь, что он не противоречит основной мысли автора.
Ну а те, кто только и выискивают повсюду повод, чтобы затеять бессмысленный спор, те всегда находят к чему прицепиться. Кто ищет тот найдет.
16. Писарь : 13.Галине.
2011-09-08 в 23:17

Ув.Галина.
Человечеству от роду всего 7519 лет.
Оно еще очень молодо.
Дите дитем.

Одно из двух.
Либо держимся Писания.
Держимся во всем.
Либо баснословного учения Марка Витрувия,которое благополучно перекочевало в секулярную антропологию,через "эпоху возрождения",папский двор и масонскую ложу и "питает" ее до сих пор.
15. Писарь : Re: Оружие слова
2011-09-08 в 23:11

Ув.Иерей Сергей Карамышев.

Большое спасибо за статью.
Однако,не сочтите за дерзость,хотел-бы указать на неточность.
Вы кажется ставите знак равенства между "гуманизмом" и "гуманностью".
"Гуманизм"-это идеология,учение ставящее человека в центр вселенной,где центром центра является детородный орган.
Именно отсюда, из этого учения вышло учение о высшей расе и не только,учение З.Фрейда,например.

"Гуманность"-человечность.(в отношениях к себе подобным,к меньшим,к природе).
Сходство звучания не суть тождество смысла.
"Гуманизм" и "гуманность" разные вещи,иными словами ,"гуманность" не равно "гуманизму" и даже не его часть.
"Гуманизм" вовсе не подразумевает "гуманности",скорее наоборот.
14. комментатор : Re: Оружие слова
2011-09-08 в 22:47

2 Галина
вы хоть поняли, что вы сказали?
вы (так следует из ваших слов, я ничего не подменяю) считаете ложью право человека на жизнь, свободу, достоинство, возможность передвижения, на судебную защиту, на возможность высказывать мысли.

замечательно мыслите. нацисты выглядят слабками при таком соседстве.
13. Галина : Иерей Сергий Карамышев о слове, языке и подмене понятий
2011-09-08 в 19:31

По сведениям археологии современный тип человека возник около 40 тысяч лет тому назад. Объем головного мозга кроманьонцев уже был равен нашему. И вот исследования останков этих древних людей показывают, что в устройстве кроманьонского черепа уже была заложена способность к членораздельной речи. Хотя самой речи еще не было, ну так ведь и младенцы не сразу начинают говорить. Членораздельная речь в ее оформленном виде появилась около 30 тысяч лет тому назад, когда человечество немного повзрослело. Таким образом мы видим, что что речь - это неотьемлемая способность человека, заложенная на физиологическом уровне!
А еще это говорит о том, что человек является существом, предназначенным для общения гораздо более, чем любой вид животных. Человек физиологически создан, как существо социальное, информационное, а потому он не может быть отделен от общества. Зная это, нельзя не признать, что современная атомизация общеста губительна для человечества в целом и для каждого человека в отдельности. Она противоречит внутреннему устройству человека, разрушает его изнутри также, как разрушаются его внешние социальные связи.
Ложью являются декларируемые "права человека", которые противопоставляют права личности и общества. Это - еще одна дьявольская уловка, возможно даже самая главная, направленная на разрушение общества и уничтожение человека разумного. Человек может сохраниться только в своей среде, которой является родное ему общество - его семья, его народ. Это и есть - неотьемлемое право человека, данное ему от Создателя.
12. Виктор Долгалёв : антиквариат
2011-05-28 в 21:06

Ни о чем не спросит и, видимо, не простит...
Имперфект скрежещет, аорист — благовестит,
а поэт из них второпях сколотил строфу,
где таится жизнь, словно детский скелет в шкафу.

Что же это было? Страдание? Страсть? Аффект?
Утекло, ушло, превратилось в плюсквамперфект,
в золотую пыль, в неземную — навеки — синь,
в ледяной санскрит и в литую, как сталь, латынь.

Замолчишь, заплачешь, откроешь на миг окно —
там уже струится влажное волокно,
а в твоей постели, презрев наготу и стыд,
не добившись цели,
прошедшее время спит.
(Cветлана Кекова, Прошедшие времена)
11. скептик : Re: Оружие слова
2011-05-26 в 02:16

а вот в слове «гомофоб» «гомо» уже превратилось в латинизм, соответственно, с совершенно другим значением --- глупость, конечно.
оба корня в слове греческого происхождения.
обсуждать тут нечего.

хотя автор правильно дописал, что "с такими фокусами можно зайти очень далеко".
10. Провинциал : Re: Оружие слова
2011-05-25 в 12:14

Нам нужно беречь свой язык: и литературный русский, и тот вариант, который существовал до революции, и, разумеется, наш церковно-славянский. Наиболее любознательным полезно знать основы и древне-славянского (протоарийского). Ибо, пока мы владеем своим языком, мы имеем возможность общаться с Богом и между собой, оставаясь идентичным народу своему.
Говорящий на жаргоне уже не вполне русский человек, и не может быть верующим. Тем более, чернословящий.
Нас никто не научит ныне нашему языку, кроме нас самих. А вот детей обучить - наша обязанность.
9. Саша : Re: Оружие слова
2011-05-25 в 10:11

- Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие души их? - спросил вдруг старец Ивана Федоровича.
- Да, я это утверждал. Нет добродетели, если нет бессмертия.
- Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!
- Почему несчастен? - улыбнулся Иван Федорович.
- Потому что по всей вероятности не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе.

Достоевский "Братья Карамазовы"
8. Иван : насчёт языка непонятно
2011-05-25 в 09:00

насколько мне известно, - "этот" язык существует. но это определённо иврит, и никак не недавно придуманный русский (пусть и в церковнославянском варианте).
7. Евгений : Человек - двуполое?
2011-05-25 в 07:51

Объявившие же себя однополыми, становятся в один разряд с вирусами, инфузориями и другими низшими представителями животного и растительного мира.

Автор или не читал учебник биологии, в котором объяснялась анатомия и физиология человека, либо у него есть и мужские и женские половые органы одновременно. Но тогда он не Homo Sapiens. Человек - однополое, а не гермафродит.
6. Екатерина : Re: Оружие слова
2011-05-25 в 00:02

Спасибо, отец Сергий.
5. Виктор Долгалёв : Re: Оружие слова
2011-05-24 в 22:59

Я, как русский человек, согласен с автором, но могу и поспорить - как землянин и как вольнодумец. Я хотел бы любить и чтить своих пращуров, но, увы, я их не знаю, не знаю, не понимаю и церковно-славянского языка. Если я бываю в музее, стараюсь быстрее выйти оттуда: там пахнет смрадом, ветхостью, старостью. Православная церковь по своей воле стала тоже таким музеем: иной раз смотришь на примелькавшиеся лица на телеэкране, в интернете, в бумажной периодике - Артёмия Владимирова, Луку Степанова, Алексия Дарашевича - живые это лица или привидения? Как они себя законсервировали! Можно ли демонстрировать любовь из консервной банки, а не только слащавость и сусальную позолоту? Как они похожи на погоревших персонажей из нашумевшего фильма ОСТРОВ!
Русский Язык прекрасен! Разве кто заставляет обращаться к Богу на интернетовском жаргоне? Как из славянского языка отобран благозвучный церковно-славянский, так можно и из русского позаимствовать у Пушкина, Тургенева, Паустовского, Пришвина прекрасные слова к Богу.
То что мама автора лучше всех - понятно. Другие мамы и их назидательные слова - варвары и варваризмы. А пророк Исайя в 56 главе заявляет о преимуществе иноплеменника. Да, некоторые слова чужеродны для русского языка. Но слово КЛЕЙ хорошо освоилось, хотя почему-то на РНЛ хотят заменить его на ЛЕПИЛО.
И о подмене понятий. Она свойственна людям. Что добро незаметно переходит в зло, а справедливость в неправду, это ещё древнекитайский мудрец Лао-цзы подметил. Поэтому когда при свете дня заявляется НОЩНОЕ БДЕНИЕ, я не удивляюсь. Но я удивляюсь словам апостола Павла: РАЗВЕ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО СВЯЩЕННОДЕЙСТВУЮЩИЕ ПИТАЮТСЯ ОТ СВЯТИЛИЩА? ЧТО СЛУЖАЩИЕ ЖЕРТВЕННИКУ БЕРУТ ДОЛЮ ОТ ЖЕРТВЕННИКА? ТАК И ГОСПОДЬ ПОВЕЛЕЛ ПРОПОВЕДУЮЩИМ ЕВАНГЕЛИЕ ЖИТЬ ОТ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ. НО Я НЕ ПОЛЬЗОВАЛСЯ НИЧЕМ ТАКОВЫМ. И НАПИСАЛ ЭТО НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ТАК БЫЛО ДЛЯ МЕНЯ. ИБО ДЛЯ МЕНЯ ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ, НЕЖЕЛИ ЧТОБЫ КТО УНИЧТОЖИЛ ПОХВАЛУ МОЮ. ИБО ЕСЛИ Я БЛАГОВЕСТВУЮ, ТО НЕЧЕМ МНЕ ХВАЛИТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО НЕОБХОДИМАЯ ОБЯЗАННОСТЬ МОЯ, И ГОРЕ МНЕ, ЕСЛИ НЕ БЛАГОВЕСТВУЮ. Я никогда не слышал, чтобы вчера или сегодня христианского ходатая, бессмертного соучастника Евангелия апостола Павла кто-то в чём-то упрекнул. Это значит, что дело его не подвержено огню.
4. Александр Изгоев : Священнику Сергию Карамышеву
2011-05-24 в 18:22

Благословите, отче.

Вы пишете: "Возьмем слово «гей» (gay). Оно созвучно с homo, однако уже английского происхождения, и значение имеет «веселый, радостный, пестрый, нарядный»."

Батюшка, gay - в данном контексте не слово, а аббревиатура, которая расшифровывается как good as you. Последнюю фразу переводят двояко:
1) "такой/ая же, как ты/вы"
или
2) "такой/ая же ХОРОШИЙ/АЯ, как ты/вы".

Лично мне 2-й вариант перевода представляется более верным. И оттого он приобретает более зловещую и издевательскую смысловую окраску.

О статье в целом. Сугубо мое личное мнение: в факте ее публикации гораздо больше минусов, чем плюсов. Почему? Если коротко: ну...ну, чтобы поменьше воняло от этих пресловутых гол..., пардон, КОРИЧНЕВЫХ на ветках нашего родного древа, именуемого РНЛ.

Храни Вас Господь.
3. Александр из Од. : Молиться надо!
2011-05-24 в 14:04

Спасибо за статью и вполне обоснованную обеспокоенность за наш великий и могучий язык.
Атака на него идет давно и непрерывно, как известно Евгений Онегин "по французски в совершенстве мог изъясняться и писал".Пренебрежение к своему родному языковому богатству, увы, было нормой для "русской аристократии" ВСЕГО ПЕРИОДА ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ! Бенкендорф перед смертью принял католичество! Это надо умудриться из лютеран да в католики? Находясь десятки лет у трона православного императора..
Большевики "внесли свою лепту" в порчу русского языка - "упростив" грамматику и выбросив из алфавита очень важные буквы.
Хорошо бы поставить вопрос о возврате к дореволюционной грамматике русского языка! Даешь лингвистическую контрреволюцию!
2. Андрей Другой : Re: Оружие слова
2011-05-24 в 12:14

Если б только это, отче. «Подмена понятий» и как следствие переход в разряд «инфернальной лексики» своих, родных, часто обычных и незаметных слов – вот поистине великое лукавство. Посмотрите, что стало с прекрасным именем Прасковья или какое значение приобрело ничем не примечательное слово «конец». Таких испоганенных слов - десятки, может – сотни.
С этим то что делать?
1. Николай : Спасибо
2011-05-24 в 11:42

Спасибо, батюшка.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме