Вечером в пятницу, 20 мая, мы были гостями у известного сейчас не только в Сербии, но и других православных странах человека, предпринимателя Милое Стевановича, о которым была публикация на «Русской народной линии». Стеванович до недавнего времени был известен не только как богатый человек, но и как человек верующий. Он воцерковил работников своего предприятия. Его предприятие производило сельскохозяйственную продукцию. Стеванович имеет свой собственный магазин в городе Чачак, и, как с гордостью сообщил нам хозяин, оно выпускает только экологически чистую продукцию, никаких генномодифицированных продуктов на предприятии Милое Стевановича найти невозможно. Причем цены на сельскохозяйственную продукцию его предприятия не отличаются от цен на генномодифицированную продукцию, продаваемую в магазинах. Я представил, что было бы с таким человеком в России – его, наверное, носили бы на руках и предлагали бы всячески использовать его опыт, поскольку этот сербский предприниматель беспокоится не только о прибыли, но и о духовном состоянии своих работников и о здоровье своих сограждан.
До недавнего времени к господину Стевановичу в Сербской Православной Церкви было довольно восторженное отношение. Предприниматель показывал нам множество грамот, которыми он был награжден Сербской Православной Церковью за дела милосердия и благотворительности, но теперь этот человек готовится повесить рядом с этими грамотами указ епископа Иринея (Буловича) и митрополита Амфилохия (Радовича) о его анафематствовании и его исключении из Церкви. Три года назад Стеванович воспрепятствовал изгнанию из города Чачак священников, отказавшихся принимать модернистские изменения в богослужении. Дело в том что Жичскую епархию, знаменитую в истории Сербской Церкви тем, что ее долгое время возглавлял святитель Николай (Велимирович), сейчас возглавляет епископ Хризостом, один из лидеров экуменистической партии в Сербской Православной Церкви. Эти действия Милое Стевановича не были забыты, и когда он принял у себя ушедших вслед за бывшим епископом Рашко-Призренским Артемием из Косова монахов и поселил их в одном из своих имений, а также особенно после того, как он участвовал в одном из богослужений бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия, было принято столь жесткое решение в отношении его. Стеванович не скрывает того, что он до сих пор продолжает считать епископа Рашко-Призренского Артемия своим духовным отцом.
Милое Стеванович не без иронии говорит о том, что он единственный человек в истории Сербской Православной Церкви, который был исключен из числа ее членов и предан анафеме. Он не скрывает и того, что для него это было тяжелым испытанием, и эту ситуацию он очень тяжело переживал, но, подумав, помолившись, он пришел к мнению, что этот нарыв экуменизма и модернизма должен был быть вскрыт. Он не хотел, чтобы такое наследие досталось его детям и внукам. В свое время господин Стеванович был актвивистом Союза коммунистов Югославии и в начале 80-х годов он выступил на партийной конференции, подняв тему по ситуации в Косово. В тот момент коммунисты замалчивали проблему сепаратизма и албанского национализма, которые уже пышным цветом расцветали в этом сербском крае. Его выступление было встречено бурными аплодисментами со стороны всех рядовых участников конференции и жесткой критикой со стороны партноменклатуры. Была предпринята попытка возбудить против него уголовное дело за разжигание межнациональной розни, и он уже готовился предстать перед судом и получить тюремный срок, но этому помешала гласность: множество статей в югославской прессе были посвящены этой проблеме. Словом, Милое – опытный боец и поэтому покойно относится к той ситуации, в которой он оказался. Говорит он убедительно, богословски грамотно. Он написал несколько книг, в том числе и о ситуации вокруг бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия. При этом он отнюдь не радикал, каким его пытаются представить недруги бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия. Он выступает против крайностей зилотства, но твердо стоит на консервативных православных традициях.
В гостях у Милое Стевановича мы – Анна Филимонова, Павел Тихомиров, автор этих строк - были вместе с публицистом, известным сербским писателем профессором Владимиром Димитриевичем, с юристом Зораном Чворовичем, который выступил в защиту бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия, за что лишился места работы, его выгнали с юридического факультета университета в городе Крагуевац, с известной журналисткой Наташей Йованович и издателем Ранко Гойковичем. Самой острой и самой сложной темой сегодня является проблема соборности в Русской и Сербской Православных Церквах. Как добиться того, чтобы священство и епископат считались с мнением мирян, но при этом сохранить иерархичность, не стать православными протестантами? Вокруг этого вопроса собственно и велись все разговоры в гостях у этого удивительного человека.
На следующий день, 21 мая, мы отправились в старинный сербский город Кралево, который находится рядом с центром сербской духовности – знаменитым монастырем Жича. Но перед посещением Кралево мы посетили удивительный храм в селе Цветки и встретились с его настоятелем отцом Петаром. Это деревянный храм, как с гордостью сказал нам его настоятель, - "сербский Суздаль" или "сербские Кижи". Храм был построен в 1825 году без единого гвоздя, притом иконы в этом храме начала XIX века и все привезены из России. Рядом с этим бревенчатым храмом сейчас возводится большой каменный храм в честь Апостола Павла. В прошлом году в Кралево было сильное землетрясение, в результате которого пострадал этот храм, мы видели на нем трещины. Это место примечательно еще и тем, что рядом с храмом находится могила знаменитого сербского героя Йована Курсула, который прославился своей смелостью. Он был бесстрашным борцом за сербскую независимость против турецких оккупантов. Курсула был смертельно ранен во время знаменитого Варваринского сражения, когда русские и сербские войска сражались с турками. Рядом на кладбище находятся кресты в память тех воинов, которые пропали без вести в годы Первой Мировой войны, их родители установили на этом кладбище кресты, чтобы было место, где можно было бы помянуть своих сыновей.
После встречи с отцом Петаром, который является одним из столпов сербского консерватизма и служит на церковно-славянском языке, следуя строгим традициям богослужебной практики, мы отправились в город Кралево. Этот город находится в исторической сербской провинции Шумадия, что в буквальном смысле означает «лесной край». Это центр и сердце Сербии. В этой провинции проходили два первых сербских восстания против турецких оккупантов в начале XX века. Город Кралево называется так, потому что в монастыре Жича, который находится в окрестностях этого города, проходили семь коронаций сербский королей династии Неманичей и короля Милана Обреновича. В честь каждой коронации в монастыре специально проделывали вход для нового короля, а затем этот вход заделывали, поэтому в монастыре семь ворот, правда, ныне заделанных.
В Кралево мы встретились с главой Скупщины господином Шливичем и его заместителем Сретеным Йовановичем, который сопровождал нас во время всего нашего пребывания в этом городе. После встречи с руководителями города мы отправились пешком по центру этого небольшого города из здания Скупщины в музей города, где состоялась встреча с общественностью Кралево. Во время этой встречи Анна Филимонова рассказала о геополитической ситуации, подчеркнув, что ритмы сербской недавней истории и русской истории не совпадают. Когда Сербия оказывала активное сопротивление натиску сил глобализма, Россия пребывала в растерянности и пассивности. Но сейчас позиция России более активная в балканских вопросах. Россия возвращается на Балканы, подчеркнула Анна Филимонова, создавая условия для энергетической безопасности для дружественных России стран. Запад же пытается создать на территории Балкан систему протекторатов.
Я в своем выступлении обратил внимание на то, что не только ритмы нашей недавней истории не совпадают, но и на то, что сербский народ пробудил от спячки русских, и что именно активная поддержка сербов и сербофилия, охватившая русское общество в конце прошлого и начале нынешнего века, несомненно, повлияли на власть. Но эти настроения нужно ставить на прочную основу, а она, прежде всего, состоит в том, что нам нужно пробуждать нашу память о наших общих героев, а их немало, связи Сербии и России уходят в вековое прошлое. Но есть и в недавнем прошлом те люди, которые соединяют русскую и сербскую историю, русский и сербский народ, прежде всего, это два святых Николая – Русский Царь Николай Второй и святитель Николай (Велимирович), который весьма почитается в Сербии. И, конечно, нам нужно крепить православное единство, активно взаимодействуя с теми людьми, которые настроены антиэкуменистически, антиобновленчески и значит антизападно. Борьба с Западом в духовной области – это и есть важнейшая задача православных сербов и православных русских. Я рассказал о конференциях, которые были организованы «Русской народной линией», - «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» и «Православно-католический диалог после Ясеноваца». Я также обратил внимание на то, что наши символы, наши главные святые – святой благоверный великий князь Александр Невский и святитель Савва Сербский – занимали четкую антизападную, антикатолическую позицию. Павел Тихомиров рассказал о своих книгах и выразил надежду на то, что наши связи будут укрепляться. Заместитель главы Скупщины поблагодарил нас за участие во встрече и заметил, что этот поворот в геополитике изменит наше сознание. Нас связывают наши святыни, и мы должны учиться на наших ошибках, считает он. А директор музея господин Драшкович также поблагодарил нас за приезд и подарил книги по истории музея. Городской музей находится напротив резиденции епископа Николая (Велимировича), где сейчас расположен музей святителя.
После встречи с православной общественностью города Кралево и общения в кулуарах нам провели специальную экскурсию по музею, причем рассказали нам о том, что эту выставку сохранили специально до нашего участия. После этого мы побывали в монастыре Жича, где поклонились сербским святыням.
В воскресенье, 22 мая, в день памяти святителя Николая, который также почитается сербами, поэтому для многих сербов день памяти святителя Николая является днем их крестной славы, мы втроем вместе с Павлом Тихомировым и Ранко Гойковичем посетили подворье Хиландарского монастыря - монастырь Сланцы. Этот монастырь находится в восточном пригороде Белграда. После литургии состоялось представление сборника докладов конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца» и книги Павла Тихомирова о святителе Николае (Велимировиче). Ранко Гойкович рассказал о конференциях «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» и «Православно-католический диалог после Ясеноваца», о книге, о геноциде православных сербов в Ясеноваце, особо обратив внимание на то, что многие из тех, кто пострадал, прославлены Церковью. Ясеновацские мученики укрепляют нас в нынешней нашей борьбе, отметил Ранко Гойкович. Я в своем выступлении рассказал о конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца», напомнил, что недавно Александр Невский стал «Именем России», и показательно, что его представлял в конкурсе нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Если бы в Сербии выбирали «Имя Сербии», то им, наверняка, стал бы святитель Савва. Павел Тихомиров в своем выступлении подчеркнул, что политическая и экономическая ситуация в Сербии тяжелая, но народ сохраняет духовную бодрость. На этой встрече было много вопросов, в том числе и острых, о наших отношениях, о недавней истории, когда во времена Ельцина правительство России фактически предало Сербию, о ситуации в Церкви. Видно было, что сербских православных верующих эти вопросы волнуют. В Сербии сейчас складывается ситуация, когда верующие, церковные люди, посещать те храмы, где сохраняется традиционная практика богослужения без модернистских и католических нововведений. Одним из таких мест является подворье Хиландарского монастыря в Сербии. Участники встречи прекрасно понимают, что происходит в Церкви. Встреча была короткой, потому что нам нужно было ехать в Баню-Луку на конференцию. Нас тепло провожали верующие в монастыре Сланцы песнопениями святителя Николая (Велимировича).