«Меня вообще удивляет тот факт, что Общероссийскому народному фронту потребовалась идеология, ведь на протяжении последних 12 лет, кроме верности Владимиру Владимировичу Путину, никакой идеологии у российской правящей элиты не было. Сейчас, видимо, в Кремле наконец-то поняли, что недостаточно одной личной популярности Путина, особенно в условиях кризиса и определенной усталости от мелькания одного и то же лица в телевизоре. Вероятно, они сообразили, что им нужна какая-то программа и определенная идеология. Правда, в Кремле до сих пор не могут определить, какая именно.
Недавно режиссер Никита Михалков выступил с "Манифестом просвещенного консерватизма", презентуя его как идеологию дореволюционного консерватизма. В этой связи стоит вспоминать такого одиозного деятеля как Федотов с его программой по десталинизации. Это тоже заявка на идеологию партии власти, выраженной в духе перестройки и эпохи гласности. И совсем не случайно в Кремле дали возможность широко освещать эти программы с тем, чтобы посмотреть на реакцию населения. В обоих случаях реакция общества была отрицательной. Что касается программы по десталинизации, то она была апробирована в программе «Суд времени». Как показала программа, победила партия противников десталинизаторов. Что касается выступления Михалкова, то здесь вообще сложилась двойственная ситуация. В общественном сознании бытует мнение, что деятель культуры не должен быть идеологом. А провал последнего фильма Михалкова "Цитадель" показал, что наши сограждане вряд ли будут его воспринимать как серьезного мыслителя или просто как идеолога. Да и вообще кандидатуры Михалкова и Федотова – это две крайности. С одной стороны, Михалков, который продвигает "иконно-лампадный" квасной патриотизм, с другой стороны, Федотов, выступающий с махровой либерально-западнической в сахаровском духе десталинизацией. Обе эти идеологии были отвергнуты российским обществом.
Поэтому в Кремле поняли, что обществу надо предложить более серьезную идеологию. А есть ли в России серьезные идеологии? Как это не печально будет констатировать, серьезных идеологий в России нет. Есть либералы, идеология которых заключается только в том, что все надо делать, как на Западе. Идеология КПРФ умещается в тезисе – как раньше было хорошо и как плохо стало сейчас. Лидер российских коммунистов Зюганов умудряется цитировать Ивана Ильина, который, мягко говоря, вообще был антикоммунистом, и Священное Писание, и при этом считать себя верным ленинцем.
Теперь хотелось бы ответить на вопрос: а почему на роль идеолога Общероссийского народного фронта выбрали именно Николая Федорова. Причин несколько. Во-первых, лица политиков, которые известны населению, уже примелькались. Напротив, Федоров, с одной стороны, симпатичен западнически настроенной интеллигенции, поскольку он демократ, что называется, «первой волны». Он был самым молодым министром юстиции России при Ельцине, при этом он умудрился не оказаться ни в ГКЧП, ни в октябрьских событиях 1993 года. Федоров – в прошлом преподаватель «Научного коммунизма» один из первых требовал отменить знаменитую 6 статью Советской Конституции. Кроме того, при назначении Федорова идеологом Общероссийского народного фронта учитывались его анкетные данные. Он долгое время был президентом Чувашии, он чуваш – представитель нацменьшинства, но он все-таки не кавказец. А в общественном сознании между русским и чувашем разница небольшая. Более того, Федоров – это представитель региона, а регионы, как известно, весьма недовольны тем, что большая часть их доходов уходит в Москву. Федоров также показал себя эффективным менеджером на посту президента Чувашии, весьма небогатой республики. Назначение Федорова на пост идеолога Общероссийского народного фронта показывает, что Кремль в своей идеологии будет считаться с регионами, а это большой плюс. Федоров неоднократно отличался весьма оригинальными шагами, в частности, во время Первой чеченской войны он заявил, что жители Чувашии могут не служить в Чечне.
В итоге получается, что на роль идеолога Общероссийского народного фронта назначается относительно молодой человек, но с достаточно большим политическим опытом, демократ первой волны, человек с высшим образованием, занимавший министерский пост, достаточно эффективный региональный руководитель, представитель нацменьшинства, не вызывающего антипатии у подавляющего большинства наших граждан. Учитывая все обстоятельства, стоит признаться, что Федоров вполне способен исполнить ту роль, которую на него возложили. Для осуществления этой миссии создан Институт социально-экономических и политических исследований. Этот институт должен стать неким мозговым трестом, который методом мозгового штурма должен выдать некую идеологию. Но какую идеологию способен выработать Федоров и его институт? Ясное дело, что один Федоров не способен разработать идеологию, поэтому идеологию будет разрабатывать Институт социально-экономических и политических исследований. Поэтому важна даже не личность Федорова, а та команда, которая займется этим делом. Пока неясно, какая тенденция будет преобладать – то ли "иконно-лампадная", то ли десталинизаторская, то ли футуристическая. Подозреваю, что ничего, кроме набора лозунгов, пусть даже правильных, Федоров и его команда предложить не смогут. Боюсь, что идеология Общероссийского народного фронта будет представлять собой идеологический винегрет».