18 мая мы с Павлом Тихомировым прибыли в Белград, который встретил нас жаркой погодой, что стало первым впечатлением после довольно прохладной Москвы, из которой мы улетали утром. Уже вечером состоялись две встречи с представителями сербской общественности. Первая встреча прошла с участниками молитвенного стояния, проходившего в центре Белграда, недалеко от Сербской Патриархии, которое организовал известный в Сербии общественный деятель монах Антоний (Давидович). О нашем кратком участии в этом молитвенном стоянии уже сообщили как сербские интернет-издания, так и некоторые российские интернет-ресурсы, сопроводив их издевательским комментарием о том, что эти молитвенные стояния якобы носят антиканонический характер и проводятся в защиту бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия. На самом деле, эти молитвенные стояния проводятся еженедельно, каждую субботу с 11 до 14 часов местного времени, уже в течение года, а во время заседания Архиерейского Собора они проходят каждый день. Несколько десятков православных сербов, которым запретили собираться у здания Сербской Патриархии, молятся теперь на специально отведенном для них участке в нескольких десятках метров от здания Патриархии.
Монах Антоний (Давидович), который возглавляет эти стояния, личность известная, колоритная и необычная. Уникальность его личности заключается в том, что за организацию акций в поддержку бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия, монах Антоний был «размонашен» известным экуменистом, одним из руководителей нынешнего Синода Сербской Православной Церкви, епископом Иринеем (Буловичем), который прославился рядом своих филокатолических заявлений. О монахе Антонии РНЛ ранее опубликовала статью нашего специального корреспондента в Сербии, издателя Ранко Гойковича, в которой он рассказывал о чуде с иконой Косьмы и Домиана, обретенную именно этим монахом.
Так что же на самом деле представляет собой это молитвенное стояние? Несколько десятков верующих собираются вместе, чтобы, как они говорят, «совершить молитву за Православную Патриархию». И лозунги этих молитвенных стояний таковы: «Без экуменизма!», «Без папизма!», «Без униатства!» и «Без зилотства!» Последний лозунг очень важен, так как он опровергает измышления на счет того, что на данные молитвенные стояния собираются зилоты, несогласные со священноначалием и выступающие против канонической церковной иерархии. На самом деле, на эти молитвенные стояния собираются обычные православные верующие, которые обеспокоены процессами, происходящими в Сербской Православной Церкви. Они поют молитвы и песнопения Святителя Николая Сербского, а каждую субботу совершается акафист иконе Божией Матери «Млекопитательница», которая была обретена самым почитаемым в Сербии святым - Святителем Саввой Сербским и находится ныне на Афоне.
Особенно нас умилило и удивило то, что на кресте, перед которым молятся участники стояний, прикреплена икона Порт-Артурской Божией Матери. На мой удивленный вопрос, откуда эта икона, мне сообщили, что когда-то здесь были русские и служили акафист этой иконе. Они оставили эту икону сербам, и сербы теперь молятся перед ней. Это очень примечательно, ведь икона Порт-Артурской Божией Матери – это икона непростой судьбы, почитание которой в России ширится и растет. Икона связана не только с событиями Русско-японской войны, но и с событиями русской воинской славы.
После участия в молитвенном стоянии мы отправились на встречу с активистами клуба «Круг Студеницы». Это клуб любителей сербских монастырей. Студеница - это известный сербский монастырь, который находится недалеко от сербского города Кралево. Он был построен отцом Святителя Саввы – Симеоном Мироточивым, где и пребывают его мощи. «Круг Студеницы» занимается духовно-просветительской деятельностью, организацией вечеров, при нем существует школа русского языка, проходят литературные вечера и другие мероприятия, которые проводятся в православном духе. «Круг Студеницы» - влиятельная организация. У нее есть свой сайт, члены организации занимаются издательской деятельностью и выпускают свой ежемесячник «Богоотражитель». Мы пообщались с руководителем этого клуба, председателем Святосаввского народного движения, профессором Белградского университета философом Миленко Бодиным, а также с его супругой, писательницей Лилянко Бодин, автором трехтомника «Богоотражительские повести» и другими активистами клуба. Планируется, что в этом клубе к концу нашего пребывания в Сербии состоится вечер сербско-русского единства с нашим участием.
19 мая утром мы посетили монастырь Рукумия, Литургию в котором в тот день совершал игумен монастыря, известный в Сербии духовник Симеон (Станчетич). Главный храм монастыря расписан русскими иконописцами и освящен в честь святителя Николая. Очень примечательно, что мы попали в этот монастырь в день рождения святого Царя Николая, которого очень почитает игумен монастыря, известный также как большой русофил и друг русского народа. Он всегда с большим участием встречает паломников из России.
После окончания богослужения мы побеседовали с игуменом Симеоном, который является духовником богомольческого движения, ныне возрождаемого в Сербии, как ответ на распространение в Сербской Церкви обновленчества, филокатолицизма и экуменизма. Мы говорили о процессах, которые сегодня происходят в Русской и Сербской Церквах, об угрозах модернизма и обновленчества. Но особенно острой была тема филокатолицизма, ведь, как известно, Сербский Патриарх Ириней выступил с идеей проведения в Нише торжеств, посвященных 1700-летию издания Миланского эдикта. Особенность этого мероприятия не в том, что соберутся Предстоятели Православных Церквей и отметят это важное в истории Церкви событие, когда прекратилось гонение на православных христиан, а в том, что на него решено пригласить и папу Римского. Эта идея находится в русле католического подхода к переговорам с Православными Церквами, в ходе которых католиками предлагается обсуждать вопрос о статусе римского понтифика в первом тысячелетии, чтобы постараться навязать православным мнение о том, что во втором тысячелетии вовсе не произошло отпадения западной церкви от полноты Православия, а лишь наступил период разногласий между двумя церквами. Такой подход вызывает тревогу у православных.
Также обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия. Сейчас православный народ просит бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия присылать своих священников для проведения богослужений в те места, где проводятся обновленческие богослужения. Как подчеркнул игумен Симеон, бывший епископ Рашко-Призренский Артемий гоним за твердую позицию против обновленчества, экуменизма, католицизма и нового мирового порядка. Беседа с игуменом Симеоном была очень интересной и познавательной в плане понимания процессов, происходящих в Сербской Православной Церкви. Надеюсь, что наши контакты с ним будут продолжены.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»