«У нас есть поддержка со стороны Российской Православной Церкви, где рукополагаются новые священники. Конечно, мы все выступаем за автокефалию Абхазской церкви, и она уже сделала серьезные шаги в этом направлении. Она отделилась от Грузинской Церкви и сегодня практически является независимой церковью, - считает Сергей Шамба. - Другое дело - это вопрос признания. Сегодня она де-факто признана Русской Православной Церковью, которая оказывает поддержку и помощь. Нужно набраться терпения и последовательно идти по пути официального признания».
По мнению абхазского премьера, признание независимости Абхазской церкви – непростой процесс, он даже более сложный, чем международное политическое признание республики. «Но в таких условиях наша церковь вполне может существовать и осуществлять духовную функцию, возложенную на нее. То, что сегодня делается в Новом Афоне, незаконно, не соответствует канонам Православной Церкви, - считает Сергей Шамба. - У меня были переговоры с руководством Русской Православной Церкви, министерством иностранных дел РФ, где мне прямо сказали, что это будет иметь серьезные последствия, и, возможно, не только в области церковных взаимоотношений. Поэтому опрометчивые шаги некоторых наших священников ни к чему хорошему привести не могут, и никакого признания Абхазской церкви, как они обещают, таким образом не достичь. Этого можно ждать сегодня только от России, но никак не от Греческой Церкви или какой- то другой».
Премьер-министр Абхазии сообщил, что были неоднократные встречи с о.Андреем (Ампаром) и о.Дорофеем (Дбаром) и велись с ними многочасовые беседы. «Но мы не увидели конструктивной позиции. Мы предложили им компромиссные варианты. Мы пообещали обратиться с просьбой к РПЦ отменить свое распоряжение о запрете на деятельность о.Дорофея, а потом вместе решать вопросы об автокефалии Абхазской церкви. Но мы получили категорический отказ», - сказал Шамба. При этом он отметил, что переговоры с о.Андреем ранее вели и президент, и вице-президент, поскольку отца Дорофея тогда не было в Абхазии. «По возвращении отца Дорофея в Абхазию мы и с ним имели длительные беседы, но они оказались безрезультатными, - сказал премьер-министр. - Рукоположение же отца Дорофея в сан архимандрита имеет значение только в пределах той Греческой епархии, епископ которой рукоположил его».
На вопрос, насколько правомерным было назначение настоятелем Новоафонского монастыря игумена Ефрема (Виноградова), Сергей Шамба сказал: «Назначение отца Ефрема было согласовано со всеми, в том числе и с о.Андреем. Все они поддержали это решение, и только после этого отец Виссарион поехал в Москву и попросил Святейшего Патриарха Кирилла отпустить отца Ефрема служить в Абхазию». «У нас недостаточно своих кадров. Если бы у нас были нормальные кадры, которые вели бы себя соответственно, они бы там и руководили. Но с самого начала, как только о.Андрей и о.Дорофей выучились, стали создавать конфликты. Нынешний конфликт основан не на каких-то объективных причинах, а на личностных амбициях», - считает Сергей Шамба.