Ряд экспертов отмечают, что во вторую половину своего первого президентского срока Дмитрий Медведев стал с завидной регулярностью совершать политические и дипломатические ошибки и промахи. Российским обществом с недоумением было воспринято не только его заявление по Ливии, но и такие его действия, как заявление после событий на Манежной площади, награждение Михаила Горбачева высшей государственной наградой – орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Причем все чаще Дмитрий Медведев и Владимир Путин стали высказывать разные позиции по одному и тому же вопросу, при этом российским обществом чаще поддерживается позиция премьера, а отнюдь не Президента. Дмитрий Медведев в интервью Центральному телевидению Китая даже признался, что они с Владимиром Путиным «по-разному видят методы и способы достижения процветания России». Политологи полагают, что в тандеме существует некая договоренность, направленная на постепенную дискредитацию Дмитрия Медведева разного рода политическими и дипломатическими «ошибками» с тем, чтобы на грядущих президентских выборах победу одержал Владимир Путин.
В связи с этими прогнозами мы попросили известного публициста и политолога Николая Старикова ответить на следующие вопросы: «С чем связано учащение политических и дипломатических ошибок Президента России? Согласны ли Вы с мнением, что идет целенаправленная кампания по дискредитации Президента России с тем, чтобы снизить его шансы на победу на президентских выборах?»
К Президенту России как к символу нашей страны нужно относиться с уважением. Это первый постулат, который я хотел бы отметить. Во-вторых, безусловно, позиция Президента по Ливии, которую он озвучил, ошибочна. Я написал открытое письмо Президенту с призывом создать комиссию под эгидой ООН по расследованию событий в Ливии еще до того, как начались бомбардировки. Это письмо подписали более 5000 граждан, что, на мой взгляд, могло бы дать возможность предотвратить кровопролитие. Нельзя не отметить и другие ошибочные шаги Д.Медведева – например, принятие им в качестве подарка изобретения компании «Apple» и встречу с имеющими неоднозначную репутацию «хохмачами» из «Камеди-клаб». Это, безусловно, наносит имиджу и рейтингу Президента ощутимый ущерб.
Почему такие шаги совершаются, нужно спросить у советников Медведева, у тех ИНСОРов, которые в последнее время начали очень бурно вокруг него разрастаться и обнимать его со всех сторон. Я хотел бы отметить, что публикация доклада ИНСОР с требованием «десталинизации» общества, которая напрямую связывается с именем Президента, наносит его популярности в российском обществе ущерб не меньший, чем ошибочная позиция по Ливии. Для чего ему это надо – это вопрос к Дмитрию Анатольевичу. Игра ли это, или нет, мы с вами увидим в самое ближайшее время, когда тандем публично объявит о своих планах на президентскую кампанию 2012 года. До этих заявлений наших лидеров любые размышления на эту тему будут пустыми домыслами.
Но совершенно точно можно констатировать, что многие шаги Президента Медведева были ошибочными. Можно также утверждать, что все эти ошибки учитываются. Потому что после того как была пропущена резолюция по Ливии, приведшая к бомбардировкам Ливии, Россия поспешила заблокировать резолюцию по Сирии, и вместе с Китаем заблокировала принятие подобной резолюции по Йемену. Так что все же дипломатические промахи учитываются и, хотелось бы надеяться, что впредь они не будут повторяться.
Трудно комментировать заявления лидеров других стран, обращенные к нашему премьер-министру, хотя бы потому, что каждый из этих лидеров находится в своей ситуации. У Муаммара Каддафи ситуация сложная, на его месте любой обратился бы к кому угодно, кто мог бы остановить дальнейшее кровопролитие в его стране и мог внести свой вклад в разрешение сложной и запутанной ситуации. Что касается лидера Венесуэлы, то он вообще отличается экстравагантными заявлениями и, как боевой офицер, позволяет себе порой достаточно резкие выражения. Поэтому комментировать его слова не разумно. Лучше следить за действиями политиков, а не за их словами, ведь язык им дан для того, чтобы скрывать свои мысли.
Одно можно констатировать точно: в ливийском вопросе позиция большинства населения России разительно отличается от позиции Президента РФ. Это очень печальный факт. Мы видели в августе 2008 года, практически сразу после того как Медведев стал Президентом, как он с честью выдержал экзамен событиями в Южной Осетии. Тогда никакого разночтения в оценке событий народом и Президентом не было. Народ считал, что Россия должна защитить своих граждан и дать отпор агрессору, Президент придерживался того же взгляда и как Верховный главнокомандующий отдал соответственные приказы. В ситуации с Ливией, к сожалению, произошло иначе. Но тот факт, что дипломатическое ведомство России блокирует принятие резолюций по другим странам, которые могли бы позволить США и их союзникам влезть еще и туда, дает надежду, что в дальнейшем точка зрения российского Президента будет вновь совпадать с точкой зрения народа.