При этом планы «десталинизации общественного сознания» граждане России категорически не одобряют, утверждая, что она исковеркает историческое сознание, сделает его однобоким (45%). Только 26% склонны думать, что «десталинизация» поможет России двигаться дальше, осознав ошибки прошлого.
При этом четверть наших соотечественников (24%) сообщили в ходе опроса, что их семья пострадала от сталинских репрессий (27% пять лет назад). Из них подробности о жизни репрессированных родственников известны 10%, еще 14% знают только о самом факте преследований. Почти половина наших сограждан утверждают, что репрессированных в их семье не было (46%). Еще около четверти (26%) признаются, что ничего не знают о том, как репрессии повлияли на судьбу их родственников, причем неинформированных за последние пять лет стало больше (с 23 до 26%), а тех, кто знает о репрессированных родственниках – напротив, меньше (с 27 до 24%).
В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с просьбой прокомментировать эти данные и ответить на вопрос, нужно ли «выправлять» «просталинские» настроения в обществе.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в поселке Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, отметил, что оценка зависит от системы координат. «Изменения в восприятии какого-то явления обусловлены множеством факторов. Ответить на вопрос, почему оно в данный момент именно такое, очень непросто. Существенную роль в оценке этой фигуры играют люди, которые эту эпоху помнят. А их воспоминания могут носить как положительный, так и отрицательный характер, а могут и смешанный. Их отношение к этой эпохе также может меняться. При этом они сравнивают наше время с той эпохой, и результаты этих сравнений могут быть совершенно неожиданными», - сказал он.
«Очень важно выбрать некую единую систему координат. Существует тенденция считать прошлое при всех обстоятельствах лучше настоящего. При этом могут игнорироваться причинно-следственные связи исторического процесса, а цель извлечь какие-то уроки из собственной истории даже и не ставится», - отметил священник.
«Здесь также может проявляться особенность русского национального характера. Русский народ умеет забывать и прощать обиды. Вспомним также историю еврейского народа, сорок лет скитавшегося по пустыне, чтобы в Землю обетованную не вошли те, кто родился в рабстве», - сказал он. «Должно пройти время, которое все расставит по своим местам. А Суд Божий вынесет окончательную оценку. Мы же не будем никого обижать, не будем никого хвалить и, тем более, ругать», - заключил отец Сергий.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, сравнил жизнь народа с ростом дерева. «Когда дерево вырастает, то не все его ветви выглядят так, как нарисовано в учебнике. Так и жизнь нашего общества, нашего народа. Она с его историей и его настоящим такая, какая есть. И попытки "исправить" ее, изменить выглядят как насильственное вторжение в живой организм, каким и является жизнь народа», - сказал он.
«В этом смысле многим очевидно, что предпринимается попытка такого насильственного вторжения – наглой и агрессивной зачистки самосознания русского народа, которая называется теперь "десталинизацией". Поэтому я плохо к этому отношусь. Мне понятны и те люди, которые считают роль Сталина в нашей истории положительной, и те, кто связывают его имя с бедой, которая пришла в их жизнь и жизнь их близких. Но эта ветвь на нашем дереве, какой бы кривой она не была, стремилась вверх, к небу. Она росла, и на ней были зеленые листки и плоды. А будут ли плоды на тех ветках, которые нам сейчас прививают, - большой вопрос», - заключил отец Алексий.