itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Протоиерей Геннадий Беловолов: «Опрос носил искусительный характер»

Петербургский священник прокомментировал данные ФОМ, согласно которым более половины россиян не верят в воскресение после смерти

0
728
Время на чтение 3 минуты

Я бы усомнился в полной объективности опроса, согласно которому более половины россиян не верят в воскресение после смерти, потому что этот вопрос носит исповеднический характер, и ответ на него - это исповедание своей веры. Сознавали ли люди, отвечая на этот вопрос, что они либо исповедали свою веру, либо отреклись от нее? Если бы вопрос был поставлен более определенно, то я думаю, что люди более глубоко отнеслись к ответу.

Сам по себе заданный вопрос имеет некую светскую форму, предполагает узнать мнение человека. А вопрос, по сути, задан религиозный. Все ли отвечающие сознавали это, помнили о слове Господа: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я» (Мф. 10, 32).

Опрос носил искусительный характер, многие православные крещеные люди таким вопросом были введены в искушение и отреклись от основ своей веры. Вопрос о воскрешении после смерти прямо связан с нашей верой в Бога и в Его всемогущество. Если вырвать какой-то вопрос из общего контекста веры, то, конечно, он будет восприниматься односторонне. Если бы задать вопрос: «Веришь ли ты, что Бог может воскресить после смерти», то подавляющее число верующих ответили бы утвердительно. Если человек себя осознает верующим, то он верит во всемогущество Бога и знает, что Богу все возможно.

Здесь же вопрос задан так, что можно понять, якобы речь идет о некоем объективном воскрешении из мертвых независимо от Бога. Тогда это приобретает двусмысленный характер. Если имеется в виду само по себе воскресение после смерти, то мы знаем, что в природе такого явления нет и быть не может. По сути, те, кто так ответил, в этом правы. Но если подразумевать, что воскресение из мертвых - это чудо Божье, то верующие люди исповедуют всемогущество Бога, факт Его личного воскресения и такого же воскресения силой Божьей каждого из нас. Поэтому, повторюсь, что богословски вопрос сформулирован неточно, статус опроса носит двойственный и провокационный характер.

Что касается содержательной части опроса, то трудно классифицировать верующих по социальным группам, имущественному положению. Пока еще никто не нашел закона, по которому человек приходит к вере в Бога. Это тайна души человека, и прав Достоевский, что неисповедимы пути, которыми Господь приводит к Себе человека. Конкретные данные носят, скорее, характер занимательной информации. Понятно, что люди, живущие на грани жизни и смерти, - это воины, работники правоохранительных органов. Они видят смерть чаще, и для них это более близкий факт бытия, чем для людей, не часто с этим сталкивающихся.

Что касается сельских жителей, то я удивлен таким результатом, потому что, например, если зайти в Родительские субботы на сельское кладбище, то там можно увидеть почти всех жителей, а ведь это тоже косвенное исповедание веры в бессмертие души. Иначе, зачем в Родительские дни, в установленные Церковью дни памяти приходить на кладбище?

Затем можно сравнить количество крестов на сельских и на городских кладбищах. Очевидно, что на сельских - это устойчивая традиция. У меня на дальнем приходе, например, на все кладбище только один памятник со звездой установлен. А на городских кладбищах такие стоят сплошь и рядом. Поэтому данные опроса трудно воспринимать как объективные, трудно их анализировать, особенно с какими-то пастырскими целями. Вероятно, тут сказывается тот факт, что в городах просто живет большее число людей, и в силу этого храмы наполнены. Вот у меня есть храм в селе Лиственка, там на зиму остается 12 человек. На праздник в церковь приходят человек 6-7, т.е. больше половины. И можно сказать, что там процент верующих больше, чем в Петербурге, где проживает 4,5 млн населения, но в храмах никогда не бывает 2 млн человек, даже в пасхальную ночь. Вот и получается, что в селе Лиственка процент верующих выше, чем в Петербурге.

Статистическое отношение к вере вряд ли возможно. Если уж «гармонию алгеброй» нельзя поверить, как нас научил Пушкин, то тем более таким бухгалтерским подсчетом определить гармонию души человеческой с Богом не представляется вообще возможным. Интересно порассуждать на эту тему, но опрос не вызывает доверия.

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
Валерий Ивченко: послушник, подвижник, праведник!
К отпеванию великого актера
14.03.2024
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
В нашей светской стране отмечаются языческие праздники?
Дворцовый мост в Петербурге будут подсвечивать красным цветом в честь Китайского нового года
02.02.2024
Наше национальное достояние
В свете проведения СВО мы должны отмечать наш Русский Новый год
13.01.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии