Последний раз двуглавого орла «отменили» в 1917 году. В то время Российскую Империю объявили «тюрьмой народов» и, с целью продвижения «свободы, равенства и братства» (по современному прав человека), взаимоистребили четверть населения, самобытную культуру и вековые традиции, сведя значение религии у «освобожденных народов» практически к нулю. От того инициатива глубокоуважаемого Верховного муфтия Талгата Таджуддина о замене герба РФ вызывает неоднозначное чувство и ряд вопросов.
1. Если от каждой российской традиционной религиозной конфессии добавить по символу, то на гербе должны еще появиться не только звезда Давида, но и Будда, символ шамаизма, серп и молот (ведь сторонников КПРФ-атеистов в России не меньше, чем уважаемых представителей Ислама) и т.д. И тогда двуглавый Российский орел будет похож на барахольщика, распахнувшего перед покупателем пиджак, увешанный старинными медалями и значками. Есть ли предел количеству таких символов в нашей многонациональной стране?
2. Допустим, нас не очень заботит история сегодня, к сожалению, это встречается часто. И мы хотим, чтобы на гербе отражались именно сегодняшние религиозные общественные и национальные реалии. Тогда встает вопрос: а насколько соответствует им, скажем, герб Татарстана или Бурятии? Или других национальных образований РФ, где русские зачастую составляют больше половины населения? Да и герб Москвы уже очевидно не современен. Что же, все эти гербы тоже нужно менять?
3. Российский двуглавый орел одинаково внимательно и уважительно смотрит и в сторону Запада, и в сторону Востока, что, к примеру, соответствует периоду президентства Путина. С приходом к руководству страны Д.А.Медведева одну из голов герба очевидно нужно делать меньше, а если Президентом станет Ходорковский или Немцов, так и вовсе ее убрать. Но разве можно уподоблять герб страны видеозаставке новостей Первого канала? Герб это не только символ сегодняшней жизни государства, но и не меньшая историческая и культурная ценность, чем древний храм или старинная мечеть.
Межнациональные отношения в России по объективным и субъективным причинам переживают не лучшие времена. И любая подобная инициатива, которая к тому же касается каждого гражданина РФ, должна тестироваться: она улучшает или ухудшает межнациональные, межконфессиональные отношения народов России? Если улучшает - и так считают большинство граждан, то она хороша и ее стоит озвучивать, поддерживать и претворять в жизнь. Если же нет, то может быть она того не стоит?
Сергей Писарев, президент Фонда «Русский предприниматель» (Екатеринбург)