Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Не бедных ли мира избрал Бог?»

15.04.2011


Диакон Владимир Василик о православном отношении к бедности и богатству …

Православное отношение к бедности и богатству коренится в Новом Завете. Сам Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди провозгласил: «Блаженны нищие» (Мф. 5:3), правда, добавлено «духом». Отметим, что в древнейших рукописях Нового Завета стоит πτωχοὶ τῷ πνεύματι - блаженны нищие. Другое дело, что это было осмысленно как нищета духовная, но мы знаем, что телесное зачастую является символом духовного, и неоднократно мы видим восхваление не только нищеты духовной как смирения, но и нищеты материальной. В ответе ученикам Спаситель говорит: «Мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11:5). Святой апостол Иаков в своем Соборном послании говорит: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог… А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» (Иак. гл.2 - 5,7). И такое отношение к бедности вполне естественно, потому что сам Господь наш на земле «не имел, где главы подклонити» (Мф.8:20), «лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда: Сын же Человеческий не имать где главу подклонити» (Лк. 9:58).

Временами встречаются такие экстравагантные утверждения, что де Спаситель входил в дома мытарей и грешников и вкушал от пиров, которые были собраны неправедно. Да, вкушал, но только для того, чтобы духовно и нравственно заставить владетелей этих неправедных имений вернуть их законным владельцам. После того как Господь вошел к Закхею, свечерял с ним, то потрясенный великодушием Господа, «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». (Лк.19:8).

В дальнейшем похвалу нищете Церковь пронесла через века. В течение жизни Церкви было разное. Она знала и скорби бедности и искушения богатством, но, тем не менее, идеал добровольной нищеты всегда был перед глазами церковных людей, даже когда им приходилось в силу тех или иных социальных обязательств нести золотое бремя богатства. Император Константин при жизни был облачен в пурпур и золото. Но обратим внимание на трогательное описание его кончины Евсевием Кесарийским. Будучи облаченным лишь в простую льняную одежду, он был уже чужд всего земного. Он предстоял перед Господом.

В чем состояло величие земных властителей и просто богатых людей, не в отречении ли от богатства? Рассмотрим кончину духовного отца сербского народа святого Симеона, в миру великого сербского князя Стефана Немани. Некогда грозный властитель, повелевавший тысячами сербов, построивший величественный монастырь Студеницу, добровольно отрекается от всего земного богатства и уходит на Афон к своему сыну святому Савве. Вместе с ним он строит монастырь Хиландар, в котором живет как простой монах. В свой смертный час, несмотря на настойчивые уговоры сына, он не желает покинуть своего обычного ложа - каменного пола, и не желает переменить на подушку свое возглавие - камень. И как пишет святой Савва, было дивно смотреть как тот, кто повелевал народами, умирал как нищий, будучи покрыт худым одеянием, совершая всё это добровольно. Перед кончиной осветилось лицо св.Симеона и он воспел со ангелами «Хвалите Бога во Святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его».

Посмотрим на судьбы знатных римских аристократов на Востоке и Западе. Семья святителя Василия Великого. Это были далеко не последние люди Каппадокии. Владельцы значительных имений. Святитель Василий получил дорогое хорошее образование соответственно тому времени. Но когда настал час, он, как апостол Павел, оставил всё и пошел вслед за Христом. Часть имения он потратил на создание монастырей. Большую часть он раздал во время страшного голода 368 года голодающим. Когда в 372 году император Валент через своего вельможу хотел запугать его отнятием имений, то оказалось, что конфисковывать нечего, всё уже роздано, и он не имеет ничего, кроме одежды.

Ещё более удивительно житие преподобной Макрины, сестры Василия Великого. После кончины её даже не во что было облачить. На ней была только её одежда и пара стоптанных сандалий. А между тем перед этими добровольно нищими людьми благоговели цари и трепетали вельможи. Поэтому разговор по поводу того, что современные люди нас не поймут, если Патриарх будет ездить на менее «крутой» машине, чем муфтий, безоснователен. Они не поймут нас, если Патриарх будет менее духовен, менее праведен, менее молитвеннен, чем муфтий.

До недавнего времени в православном мире наибольшим духовным авторитетом пользовался почивший Святитель сербский Патриарх Павел, который сам себе чинил обувь, ездил на трамвае и в поезде третьего класса, который сиял светом святости. Те, кто стремятся сравнить Церковь и государство в блеске, силе, амбициях, временами не понимают природы Церкви. Власть наша иная, Царство наше не от мира сего. А если мы хотим во всем равняться на государство, давайте введем в Церкви телесные наказания, можно смертную казнь возобновить, создадим церковные вооруженные формирования. Но понятно же, что сие всё противоречит святым канонам. В канонах напрямую не осуждается церковная роскошь, но осуждается расточение церковного имущества. Осуждается ростовщичество, осуждается лихоимство, которое есть идолослужение.

К сожалению, надо признать, что временами церковная среда была невосприимчива к заповеди Господа и к учениям святых, временами занималась дружной травлей тех иерархов, которые всерьез воспринимали заповеди о нестяжательстве, добровольной бедности и благотворительности. В частности, именно поэтому был затравлен великий святитель Иоанн Златоуст, которого на беззаконном суде обвиняли в том, что он ест один и не роскошно, живя «жизнью циклопа», что он деньги, предназначенные на церковный мрамор, раздает нищим и т.д. В результате Святитель по навету таких любителей «церковного престижа», мраморных полов и блестящих обедов кончил свою жизнь в ссылке в Каманах. С опозданием потом император каялся над его гробом.

То, что знатное положение и высокая иерархическая степень не мешают человеку хранить обеты добровольной бедности, показывает пример святителя Григория Великого (540-604, память 12 марта). Вчитаемся в скупые строки статьи из Православной Энциклопедии: После смерти отца решил оставить политическую деятельность и принять монашество. Он основал 6 монастырей в наследственных поместьях на Сицилии (Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 5) и в 574/5 г. превратил свой дом в Риме, находившийся на склоне Целийского холма близ ц. мучеников Иоанна и Павла, в мон-рь во имя св. ап. Андрея Первозванного (Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. I 6). Распродав оставшееся имущество, Григорий Великий раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь в Андреевском мон-ре простым монахом в посте, молитве, изучении Свящ. Писания и святоотеческих творений. Его мать, Св. Сильвия поселилась в келье недалеко от основанного сыном мон-ря (Ibid. I 9). Строгая аскеза ухудшила физическое здоровье Г. В., остававшегося слабым всю последующую жизнь (Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Beda. Hist. Angl. II 1) . В дальнейшем, когда свт.Григорий стал папой, он контролировал огромные средства и все их направлял либо на выкуп пленных и мира у лангобардов, либо на церковные нужды, либо на бедных. Сам себе не брал ничего, продолжая вести прежний очень скромный монашеский образ жизни. О его скромности и смирении свидетельствует хотя бы рассказ преп. Иоанна Мосха о их приезде в Рим с буд. Святителем Софронием: когда они увидели папу Григория на его пути в храм, тот земно поклонился им. И однако одного слова этого скромного, смиренного, тяжело больного человека в невзрачной одежде оказалось достаточным, чтобы огромное полчище лангобардов в 593 году отступило от Рима.

Из наших русских святых можно привести множество примеров добровольной бедности и нищеты. Один из наиболее ярких - преподобный Сергий Радонежский. Вот что рассказывает о нем его житие: «Рассказывали некоторые из монастырских старцев о преподобном Сергии, что одежда новая никогда не прикрывала тело его, ни сукно немецкое нарядное, разукрашенное, - ни синего цвета, ни багряного, или коричневого, ни других многих различных ярких цветов, ни белая или пышная и мягкая одежда: "Мягкие одежды носящие, - сказано, - находятся в домах царских". Но только из сукна простого, то есть из сермяги, одежду, из шерсти и из руна овечьего спряденного связанную, и ту простую, и не окрашенную одежду носил, ветхую, не раз перешитую, а иногда даже и с заплатами. Отсюда можно понять, сколь усерден был Сергий в своем смирении, если ходил в облачении нищего».

И временами поборники церковной роскоши напоминают того неразумного крестьянина, который пришел увидеть преподобного Сергия, но увидев, как он в худой одежде копает огород, с досадой и насмешками сказал братии: «Я пророка увидеть пришел, вы же мне сироту показали. Издалека я шел, надеясь получить пользу, а вместо пользы ничего не получил. Хотя я и в честный монастырь пришел, но никакой здесь пользы не получил; вы глумитесь надо мной, думаете, что я обезумел. Я святого мужа Сергия, как я слышал о нем, надеялся увидеть в большой чести, и славе, и величии. Ныне же из всего этого в человеке, указанном вами, ничего не вижу, - ни чести, ни величия, ни славы, ни одежды красивой и дорогой, ни отроков, служащих ему, ни спешащих слуг, ни множества рабов, прислуживающих или честь воздающих ему; но все на нем бедное, все нищенское, все сиротское. И думаю я - не он это». Что же делает преподобный Сергий? Он принял этого насмешника с любовью и вниманием, поклонился крестьянину в землю, «и не только поцеловал его, но взял его за руку преподобный и посадил справа от себя, едой и питьем насладиться предлагая ему, с честью и любовью обходился с ним. Крестьянин же печаль свою объяснил: «Сергия ради я постарался сюда прийти и его увидеть, но не исполнилось желание мое». Преподобный же Сергий сказал ему: «Не печалься! Здесь милость Божья такая, что никто печальным не уходит отсюда. И о чем ты печалишься, что ищешь и чего желаешь, - тотчас даст тебе Бог». И в то время, пока еще Сергий говорил, вдруг князь некий подошел к монастырю в великой гордости и славе, и полк великий окружал его, бояре, и слуги, и отроки его. Идущие впереди телохранители князя и подвойские крестьянина этого взяли за плечи руками своими и далеко куда-то отбросили его от лица князя и Сергия. И еще издалека князь поклонился Сергию до земли. И Сергий благословил его; и поцеловались они, и сели вдвоем только, а все стояли. Крестьянин же тот бегал вокруг. И кем он прежде пренебрегал и гнушался, к тому теперь стремился, - где бы только посмотреть на него, - и не находил места, и как бы ему ни хотелось приблизиться, он не мог этого сделать. И спросил он одного из стоящих там: «Кто этот монах, который сидит справа от князя, скажи мне?» Тот посмотрел на крестьянина и сказал ему: «Разве ты не здешний? Не слышал ли ты о преподобном отце Сергии? Говорящий с князем он и есть». Услышав это, крестьянин ощутил стыд и трепет». И потом великим покаянием он искупал свое неразумие.

Не будут ли из народной жизни и памяти точно также выкинуты и те, кто славу церковную и достоинство Церкви полагает во внешней роскоши? И еще - как бы мы относились к преподобному Сергию, если бы по примеру князя он окружил бы себя «телохранителями и подвойскими», которые далеко отбрасывали бы незадачливых верующих, спешащих к нему под благословение?

Преподобный Иоанн Кронштадтский действительно носил дорогие шубы и подрясники, дареные ему, но при этом он остался прежним человеком, готовым снять сапоги и отдать бедняку. До последних своих дней он скорбел о бедных людях, говоря: «Бедные наши нищие, никто на них и смотреть не хочет и не желает им благотворить. Все их презирают». Сам он благотворил широко, пользуясь теми возможностями, которые перед ним открылись.

Ближайший к нам пример, новомученики и исповедники российские, которые характеризовались удивительной скромностью, нестяжательностью и простотой жизни и величием святости. Вот их понимали все, в том числе и их гонители, некоторые из них, побежденные сиянием их святости, говорили, что если бы все были такие, то их бы не преследовали. Слова эти действительно подтверждены опытом.

Странной выглядит логика, по которой, если верующие несут самое дорогое на храм, то совершенно симметрично все самое дорогое должен получать и священнослужитель. Подобная симметрия означает, что протоиерейский дом должен быть минимум высотою с кафедральный собор. Ну, в общем, это в духе эпохи, когда новостроенные храмы бывают в десять раз ниже тех высоток, которые громоздятся над ними. То только каковы плоды духовные такой позиции? Святитель Николай (Велемирович) справедливо замечает: «Раньше великими были только храмы. Дома были маленькими. Но в них жили великие люди. Теперь в великих домах живут маленькие люди».

Временами такая симметрическая логика приводила к известной асимметрии: дома некоторых представителей иерархии иногда возвышались выше небес, а храмы не поднимались выше фундамента. Но даже если обходиться без крайностей, то все равно несколько не по себе от таких аналогий: так и представляешь себе плывущий по Москве или Питеру ходячий храм Христа Спасителя, увешанный всеми мыслимыми и немыслимыми наградами. Двумя крестами, например. Вспоминается горькая шутка одного греческого архимандрита: «Два креста и только один разбойник». Мне немедленно возразят: «Но св. апостол Павел называет нас храмами Духа Святаго». Совершенно верно, но это касается ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ, не только духовенства. Иначе получается кастовость какая-то. В духе Ветхого Завета. Или даже Древней Индии. Значит и материальные украшения сих одушевленных храмов должны распределяться с известной равномерностью. Не в силу некоей обязаловки. А прежде всего - пастырской совести. И понимания своего ответа на Страшнем Судище Христовом.

Вспоминается, как однажды некий молодой батюшка с гордостью мне заявил: «Священник у нас с голоду умрет последним». Я посмотрел на него и только сказал: «Да? Я-то грешный думал, что должен умереть первым. По долгу совести». И действительно, умирали. Из блокадного духовенства в живых осталась ПОЛОВИНА. Вот лишь один из примеров того, как себя не берегли. Уже старый протоиерей Владимир Дубровицкий каждый день ходил в Князь-Владимирский собор на службу за 5 километров. Дочь плакала, умоляла: «Папа, не ходи, умрешь по дороге». А он: «Не имею я права, доченька, не идти. Надо Богу служить, людям помогать, утешать их». И он милостью Божией выжил.

Сейчас мы никого не удивим роскошью, равнением на миллионеров и президентов. Мы удивим способностью от всего этого отказываться. Я не призываю батюшек ездить на осликах, в нынешнее время это затратно и по времени, и по содержанию этих полезных животных, но хотелось бы призвать их не равняться на светский мир, не сообразовываться с лукавым веком сим, а делать то, что предписывает церковный долг, послушание и любовь к Богу и ближнему. И помнить, ради чего они пришли служить в Церковь. В день Великого четверга мы воспеваем: «Не лобзание Ти дам яко Иуда» и отрекаемся от жребия иудина, безумного сребролюбца, ради денег предавшего Христа.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 78

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

78. Nemo : 77. Голева Т
2011-05-15 в 21:30

Работа Кредо в том и состоит, чтобы всевозможными способами дискредитировать РПЦ. И Ваш пример тому подтверждение.


Я к кредо не имею отношения. А факт им отмеченный, то есть полное единодушие в этом вопросе (за вычетом 2-3 человек), никуда не денешь. По существу, я так понимаю, Вам сказать нечего.
77. Голева Т : на пост 76 Nemo
2011-05-15 в 16:54

"А вот Кредо.ру проделало некоторую работу.."

Работа Кредо в том и состоит, чтобы всевозможными способами дискредитировать РПЦ. И Ваш пример тому подтверждение.
А форумчан предлагаю задуматься над причинами недавней имитации рейдеровского нападения на храм о.Всеволода http://www.interfax-...on.ru/?act=print&;div=13144
Это уже посерьезнее будет, чем блогеровские разборки. Активная позиция о.Всеволода по отношению к УЭК, к Российскому императорскому дому - не это ли главные причины недовольства пастырем-исповедником?
76. Nemo : 74. участник
2011-05-10 в 00:03

Никакого труда не жалко, чтобы оправдать впечатляющие высказывания о. Всеволода. Тем более, что весь труд - грамотно составить поиск и получить набор цитат. А вот Кредо.ру проделало некоторую работу, а именно проанализировало блогосферу и отметило беспрецедентное единодушие в оценке этих высказываний. Это надо же - после 20-летней благодати капитализма и демократии народ посчитал их возмутительными, да еще как посчитал, модератор здесь не пропустит этот счет.
Богатство никак не относится к нейтральным вещам, это не нож, это гораздо более грозное оружие. Да страшно не оно, а привязанность к нему(св. Иоанн Златоуст), но если Вы стремитесь и оправдываете его - это и есть привязанность. Если Вы не понимаете, что должны привлекать всех, в том числе и богатых (таких желанных для Вас) высотой духовной жизни, а не тачкой и прикидом, значит уже что-то не в порядке в Вашей душе. А именно это и произнес о.Всеволод. Да и вообще, хотел бы я видеть богача, не привязанного к богатству. Тогда бы он не был богатым. Не зря про верблюда и игольное ушко сказано. Тут правильно один священник выразился, что (не дословно) если у Вас грех сребролюбия - это еще ничего, это Ваш личный грех, а вот когда в обществе подводится идеологическая база грех - это уже новая ступень апостасии. Так зачем участвовать в подведении базы, они и без нашей базы прекрасно себя чувствуют.
75. Сергей : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-05-09 в 16:21

Интересная позиция у оппонетов о. Владимира: богатство само по себе не добро, не зло, а поэтому выбираем богатство.

А откуда оно берется? В отдельных случаях - честно зарабатывается (это там, где хорошо работают законы и полиция), но в большинстве случаев...

Зачем вообще защищать сей соблазн? Есть такая молитва даже: Господи, избавь меня от богатства и от нищеты. Да, да, это то самое, что было в СССР!

Богатство - это по определению ИЗЛИШЕК. А излишек есть искажение, опухоль, если угодно. Мир так устроен, что излишки не есть добро, в лучшем случае - терпимое нечто такое... Добавь кошке 5-ю лапу, хорошо это будет? Так-то вот.
74. участник : У вас все в кучу..
2011-05-09 в 01:43

Согласен с автором статьи касательно если речь идет о монахах, т.е. "о скопцах которые добровольно себя оскопили". К мирянам это не относится..

Дело в том, что спасение человека от богатства не зависит. Богатство, как и многое другое в нашей жизни – нейтрально по отношению к нашей участи в вечности. И таких нейтральных вещей очень много. Вот, к примеру, современный компьютер и интернет. Иные благочестивые прихожане частенько задают священникам вопрос: «Является ли компьютер злом? Можно ли им пользоваться?» На этот и подобные им вопросы существует ответ: «А является ли злом нож? Не является ни злом, ни добром. Всё зависит только от того, как им пользоваться. Ведь ножом можно отрезать краюху хлеба нищему, а можно и убить человека…»
Святой Василий Великий в письмах к своему другу святому Григорию Богослову рассуждал о подобных вещах, получивших позднее в христианской этике название «адиафорных» (то есть, не добрых и не греховных). Такие «адиафорные» вещи, однако, могут склоняться либо к добру, либо ко греху в зависимости от того, как мы их употребляем. Точно так же и богатство не является само по себе злом, а становится злом только тогда, когда оно заслоняет человеку всё остальное, когда человек делается пристрастен к нему. Более того, в письме святого Василия Великого мы встретим такое рассуждение: «Здравие и болезнь, богатство и бедность, слава и бесчестие, поелику обладающих ими не делают добрыми, по природе своей не суть блага; поелику же доставляют жизни нашей некоторое удобство, то прежде поименованные из них предпочтительнее противоположных им, и им приписывается некоторое достоинство». ( Св. Василий Великий. Письмо 228 (236) Амфилохию // т. 3. СПб.. 1911, с. 290). Из чего можно сделать вывод, что человеку удобнее быть богатым и здоровым, нежели бедным и больным.
Христианское учение далеко от принципиального пренебрежения земными благами. В самой природе вещей нет зла. Зло есть лишь следствие злой, греховной воли человека. Оно заключается не в самих вещах или благах, а в извращённом, неправильном пользовании ими. Понимание смысла земных благ прекрасно изложено у святого апостола Павла. «Нет ничего в самом себе нечистого, – говорит он в связи с тем, что христиане осуждали употребление некоторых видов пищи, – только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто (Рим.14:14). Господня земля и что наполняет её (Кор.10:26). Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Тит.1:15). Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто непредосудительно, если принимается с благодарением (1 Тим. 4:2-4). Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает… – такой общий вывод делает апостол по отношению к земным благам, – Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор.10:23; 6:12)».
Благом для человека является всё, сотворённое Господом, если оно используется в соответствии со своим назначением, в соответствии с высшей целью самой жизни и призванием человека. Но высшей целью человеческой личности является жизнь в Боге, стремление к Богу. И если на место высшей цели ставятся земные блага, эти блага перестают быть таковыми, тогда из действительных благ они становятся идолами, кумирами. «Не можете служить Богу и маммоне (Мф.6:24)», – говорит Господь. Слово «маммона» многие трактуют просто как «богатство, материальные блага». Однако, на самом деле оно означает не только богатство, но и сильное пристрастие к нему. В древней мифологии Маммон – был демоном богатства и скупости, земных сокровищ и алчности. Кстати, любопытно, что также он был демоном пристрастия к знаниям и книжной премудрости, то есть и к богатству интеллектуальному. Кумиризация богатства и есть тот самый фактор риска, который непременно губит богатого. Ясно, что пристраститься к «удобному» гораздо легче, чем к «неудобному». Потому и сказано: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! (Лк. 6:24,25)».

«Рассматривая внимательно, мы найдем, что это (нестяжание )заповедано было не всем, а одним апостолам, и им не навсегда, но на некоторое определенное время(...) Если бы бедность была законом и повелением, то надлежало бы с самого начала сказать это, а не высказывать в виде совета и увещания (...) А не одно и то же – советовать и давать закон. Кто дает закон, тот желает, чтобы предписанное непременно было исполняемо; а кто советует и увещевает и представляет на волю слушающего избрать то, о чем говорит, тот делает слушателя властным принять и не принять» Святитель Иоанн Златоуст
73. Аноним : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-25 в 15:50

Протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что неимущим в храмах не только не откажут в молитвах, но и бесплатно дадут свечи и книги.

"Книги, свечи предполагают определенную сумму пожертвования, и в этом случае ценники уместны. Но если кто-то, кто не имеет денег, попросит свечу или книгу бесплатно, ему ее бесплатно дадут", - сказал он. При этом священник подчеркнул, что на молитву обычно нет фиксированной цены, а там, где ценники по старинке еще висят, "люди должны знать, что это прямое нарушение указаний Святейшего Патриарха".

"Так же как если человек не имеет, что пожертвовать в связи с крещением или отпеванием, эти молитвы совершают бесплатно", - заметил он.

Всеволод Чаплин напомнил, что в храмах торговля не ведется, а люди жертвуют средства за совершаемые таинства

16 марта 2011, Интерфакс-религия
72. диакон Сергий Шалберов : «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-25 в 11:05

Омирщение Церкви было в ней всегда - уже на Тайной Вечери рядом с Христом сидел Иуда,но только в последнее время наряду с чисто "бытовым" оправданием материального благополучия появляется его идеологиеское обоснование. Увы, в этом трагическом раздвоении Церкви мы должны сегодня жить - с одной стороны призывая к полноте христианства, к вечности, зная, что без этого невозможно в том числе и земное благополучие, и - с другой стороны, бессильно наблюдать, как все более и более "оставляется дом ваш пуст".
Это наше страдание страдание и горе - трагическая участь христиан последних времен...
71. Геннадий : Не спорю...
2011-04-18 в 16:35

Ни бедных, ни богатых - званы все, ну а стать извранными - это по желанию. Желать-с и не умеем, господа-братия. Кто сумеет, - святыми и почитаем. Ничтожная доля процента от числа верующих - и пример, и результат хоть праведной, хоть правильной жизни...
Ну а рубище, как и парча - еще ни есть мотивация к вечному, ибо бренное на пути, - вот и прорастаем-с...
70. Редакция РНЛ : Будьте внимательны
2011-04-18 в 14:31

69. Субъект : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-17 в 20:48

Батюшки не должны жить хуже своих пасомых! Вы бы еще Иисусу это сказали. Батюшки не должны жить лучше своих пасомых. Батюшки должны жить примерно на уровне-немного хуже среднего уровня своих пасомых. Тогда пасомые будут уверены, что "не корысти ради" батюшка служит. Есть вещи необходимые: машина, например. Машина нужна, но - простая, не Мерседес, а простая без излишеств "японка", например.
68. Елена Родченкова-Новик : 44 Илене
2011-04-17 в 19:59

"никому НЕ ЗАВИДНО?.. Что люди переживают за ОБРАЗ ЦЕРКВИ, а не за чьи-то иномарки, пусть там у кого-то хоть полная конюшня разноцветных единорогов?."

Уважаемая Илена!
Конечно. завидовать тут нечему: ибо нужно быть полным идиотом, и, разъезжая на иномарке, думать, что вся нищая паства радуется за тебя.
Паства переживает, это понятно.
Но следует ли переживать об ОБРАЗЕ ЦЕРКВИ - проводить словесную гальванизацию прогнившего гроба?
Не важнее ли то, что ВНУТРИ ЦЕРКВИ отсутствует ЧТО-то, из-за чего вся мерзость запустения так смердит, что душам невыносимо.
Дело не в деньгах, не в машинах, не в золоте и парче. Дело в том, что в церкви - ДЕМОКРАТИЯ.
67. Фёдор : о.Владимиру
2011-04-17 в 09:52

Спасибо за ответ. Согласен.
66. Галина Борсуковская : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 20:21

Бог в помощь Вам, отец Владимир!
Общественному престижу Церкви гораздо больше способствует стремление самих священников о сохранении ее духовных сокровищ, чем дорогие вещи духовенства, которые по словам Протоиерея Всеволода Чаплина "не должны смущать верующих".

Пишут даже, что " - ...высказывание глубокоуважаемого о. Всеволода о дорогих вещах духовенства, как якобы связанных с общественным престижем Церкви, противоречит 16 правилу VII Вселенского Собора:
«Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергать их епитимии; такожде и употребляющих благовонные масти. Поелику же корень горести выспрь прозябаяй, ересь христианохульников, соделалась нечистым пятном для Кафолической Церкви, и приявшие оную не только иконами возгнушались, но и всякое благоговение отвергли, ненавидя людей честно и благоговейно живущих, и исполнилось в них написанное: мерзость грешникам благочестие; то, аще обрящутся некие, посмеивающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются. Понеже, от древних времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием: ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Василий Великий. Но и разноцветные из шелковых тканей одежды не были носимы, и на края одежд не налагались воскрилия инаго цвета; ибо слышали от Богоноснаго гласа: яко в мягкие одежды одевающиеся в домах царских суть».
Вальсамон в толковании этого правила отмечает: «...это правило всеобщее и предписания его должны иметь силу и действие во веки веков; а живущие вопреки ему справедливо должны быть подвергнуты епитимиям, если не исправятся».
http://www.blagogon.ru/news/119/
65. Леонид : Михайлову 62
2011-04-16 в 19:09

Спасибо, что подтвердили мое утверждение. Я и имел ввиду реальные доходы. А они преимущественно неофициальные. И Россия стоит в первой десятке.
64. Иван Прокофьев : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 16:03

«Между прочим, тридцать лет живя в Церкви и зная очень многих, подметил одну особенность: все – подчеркиваю, все! – священнослужители, которые, имея возможность прилично одеваться и иметь приличный быт, постоянно подчеркивали свою «нищету» старыми подрясниками и убогими бытовыми условиями – были съедаемы, а часто и съедены изнутри гордыней».


Настоятель нашего храма тоже мог бы иметь очень приличный быт и одежду, если бы забирал пожертвования себе, а не тратил их до последней копейки на помощь нуждающимся и дело проповеди Евангелия. Ходит в старой одежде, ездит на общественном транспорте - но не найдется в нашем крае человека, котрый упрекнул бы батюшку в гордыне. Промолчу я лучше о высказывании отца Всеволода.
63. Михайлов : Леониду
2011-04-16 в 14:29

Дорогой Леонид, наша страна является бедной по официальной статистике, по неофициальной она очень богата. Вы, наверное, получаете зарплату в официальном секторе экономике, вот поэтому и не в состоянии купить иномарку.
62. Михайлов : «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 14:08

Автор забыл привести в пример одного из самых бедных земных владык - Сталина.
61. Леонид : 58
2011-04-16 в 13:11

Господь на деток даст. ФАКТ. А как- Загадка.
60. Наталия : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 13:08

Проблема демонстративно "богатых батюшек", тех, кто не стесняется и считает это нормальным в нашей бедной РОссии- есть действительно. Сребролюбие-явный грех последнего времени. Чего тут скажешь. И тема "попов на мерседах" не такая уж и невинная для нашей Святой Церкви. А как, отцы, по поводу простой истины: В Церковь идут не ради хлеба куса, а ради Иисуса. Думаю, что и выбор мира священника Иоанна Охлобыстина из тех же предпочтений. А скромность служителей Церкви это всё-таки не подвиг, а хорошая молитва. Бог всегда даст своему, сколько ему надо. Лишнее - вредно. Спаси Господь всех.
59. скептик : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 12:41

Леонид : Конкретно
2011-04-16 в 10:06
У наших батюшек, которых я знаю, по 6-8 детей, да матушки заняты только домашним хозяйством, а бывает, что и родители со скромной пенсией. Вот и посчитайте, что минимум нужно 200-300 тыс руб в месяц и это будет не роскошная жизнь.

мне одному кажется, что это пост человека, далекого от реалий нашей страны?
а чего тогда на этом же сайте куча статей на тему "рожать-рожать-рожать! больше-больше-больше!" куда рожать-то? в нищету? даже у операторов нефтекачалок в янао зарплаты до 300к не дотягивают. во многих регионах страны и даже областных центрах зп в 50к считается просто отличной!
58. Леонид : 56
2011-04-16 в 12:14

30 млн. Живут бедно
57. Unforgiven : Сказки про белого бычка, пост №53,54
2011-04-16 в 11:00

Уважаемый, Леонид. Вы какие то дикие вещи пишите. Например, где я живу, если человек имеет доход 20-30 тыс. в мес., он считается достаточно обеспеченным человеком, если не сказать богатым. А в среднем, люди получают от 5 до 8 тыс. руб. Так что, чтобы получить 200 тыс. руб. нужно работать пару лет
56. Unforgiven : Михаилу на пост №8
2011-04-16 в 10:22

Во-первых, в статье никого конкретно автор не осуждает, а во-вторых, не надо путать осуждение и обличение. Если закрывать глаза на проблемы Церкви, тогда какой смысл вообще обсуждать какие-либо темы.
55. Леонид : Конкретно
2011-04-16 в 10:06

У наших батюшек, которых я знаю, по 6-8 детей, да матушки заняты только домашним хозяйством, а бывает, что и родители со скромной пенсией. Вот и посчитайте, что минимум нужно 200-300 тыс руб в месяц и это будет не роскошная жизнь.
54. Леонид : 42. Елене Родченковой-Новик и др.
2011-04-16 в 09:51

ВЫ меня не поняли. Я же писал,что белое духовенство должно жить не хуже своей паствы. А если будет жить хуже, то это уже подвиг. В общем каков приход, такой и поп должен быть. Мое любопытство в другом. Большинство обычных активных людей в Москве и области, да и в других развитых регионах тоже, имеют доход(не зарплату!) 200-300 тыс руб. т.е 7000-10000 у.е. в месяц. В семье не все активные и если распределить, то не так уж и роскошно будет. Если раньше бабушки шли пещком со службы к автобусу, то теперь их увозят дети на приличных иномарках. Очень рад за них. Любопытно только, как такое стало возможным в оккупированной стране. (Для тех, кто не умеет считать поясню, что эксплуатация средней иномарки обходится 120-130 тыс руб. в год при пробеге 15 тыс.км). А дома строят обычные люди всем на загляденье! Строительство идет полным ходом. Это не Рублевка, а обычный юг МО 70 км от кольца, где оккупанты не живут. Хотя 20% живут скромно, а таких в России 30 млн! Еще раз простите за любопытство, может кто объяснит, что произошло в России, не у всех же под домом нефтяная скважина.
53. Воин : О власти от Господа
2011-04-16 в 09:09

Пока ПРАВОСЛАВНЫЕ монахи(с благодатью Святого Духа внутри) не возьмут власть в свои руки всегда в стране будет анархия! И наконец надо это понять и решиться!!!
Где вы, "святые" отцы, где ваше слово Истины от Истины?
Обратите вашу "немощь" в силу духовную РУССКОГО НАРОДА!!!
ОБЛИЧИТЕ ВО ВЕСЬ ГОЛОС власть имущих!!!

Сейчас власть безбожников-бесов УНИЧТОЖАЮЩИХ ВСЁ.
Большой грех - малодушное уныние их бояться!
Просите Господа наполнить вас Духом Святым и начинайте АПОСТОЛЬСКОЕ служение, ПРИШЛО время!!!

Ф. М. Достоевский роман “Бесы”(1871 г.)
Программа бесов:

«Мы сделаем такую смуту основ. <…> Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! <…> Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. <…> Мы уморим желания: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве <…> (с. 384 - 385)
С. 386 <…> мы сначала пустим смуту <…>
С. 387 мы проникнем в самый народ <…> Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются <…> везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный… <…> Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты <…> Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, - вот чего надо!
С. 388 Мы пустим пожары… мы пустим легенды… <…> и начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам… <…> тут-то мы и пустим… <…> Ивана-царевича. <…> Самозванца <…>!
С. 389 <…> Главное, легенду! <…> И застонет стоном земля: «Новый правый закон идёт»…
52. Протаб : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 08:58

Трудно представить себе ПОСТОЯННО требующего истины и знаний, при этом озабоченного комфортом. Истина должна делать нас свободными от подобной суеты. Во всяком случае, мы пастыри, должны думать о примере, который показываем своим прихожанам. Приехать к бабушке на домашнюю требу на крузаке - это не значит показать статус Церкви в нашем обществе. Впрочем, те кто на крузаках, редко ездят к бабушкам...
51. Волостников : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 08:55

Спасибо Вам большое о.Владимир. Наконец то русское православие поднимает голову против стяжательства мирского. Спаси Вас Господь!
50. Андрей Х. : ВОПРОС О. ВЛАДИМИРУ
2011-04-16 в 08:28

Хотелось бы получить ответ о. Владимира как богослова и ученого человека на мой вопрос в комментарии 1: Откуда взялись "добавки" к словам Спасителя в тексте Священного Писания и зачем продолжать их тиражировать?
49. Диакон Владимир Василик : Голевой Т. Платон мне друг, но истина дороже.
2011-04-16 в 08:21

Еще раз подчеркиваю, лично против уважаемого о. Всеволода ничего не имею.
Напротив, благодарен ему за ряд выступлений.
В т.ч. по электронным картам.
С его последним выступлением, однако, согласиться не могу.
Не соответствует оно ни Писанию, ни Преданию.
А оно и взорвало ситуацию.
Не скажете же Вы, что о. Всеволод сам организовал кампанию против себя.
Конечно, письмо в его адрес, опубликованное на Правмире - слишком резкое, если не сказать более.
Так нельзя.
Тем более в пост.
Но реакция в блогах куда более бурная, чем даже в этом письме.
К тому же тема затронута важная.
И то, как она поставлена, свидетельствует о забвении известных сущностных истин.
Близки времена, когда не только каноны и жития святых, но и Евангелие "поцелуют и поставят на полочку".
Во избежании амнезии пришлось о всем этом напомнить.
А что до "кампании", то думается, о. Всеволод сделал ошибку, что так ответил.
Последнее оказалось горше первого.
48. Солнца Г.И. : о сути
2011-04-16 в 08:01

Из тёплых слов автора можно сделать холодный вывод.
Мы наблюдаем новую мутацию священнослужителей, которые нищету воспринимают лишь материально.
И потому являются священнорабочими.
Кстати, нищий - это тот кто постоянно нуждается и просит - дай, дай...
Примером (частным) нищего материально служат калеки у церквей.
Или лужков с батуриной и иными ненасытными священнорабочими.
Нищий духовно - это тот, кто постоянно требует истин, знаний...
Желаю счастья
47. Протаб : Нужно издать указ
2011-04-16 в 05:24

Надо издать указ - "Всему Российскому духовенству ездить только на отечественных автомобилях". И занести это в священническую присягу. Во-первых, поддержим отечественного производителя. Во-вторых, при всех неудобствах имиджевые выигрыши очевидны. Отечественные авто станут визитной карточкой священников. Обрадованный ВАЗ издаст распоряжение - каждому священнику по бесплатной Калине, а сельским по Ниве. И еще! Все, кто тяжелей 110 кг. - заштат. А что, слабо братие?
46. скептик : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 03:39

2 Елена Родченкова-Новик
вы путаете: машины нудны всем, кто должен много/далеко/часто ездить. внимание - ключевой вопрос: зачем иметь настолько дорогие машины? машина за 30к долларов довезет также быстро, как и за 300к долларов.
отечественный хронометр также покажет полдень, как и швейцарский ролекс.

____
в оаэ действительно люди живут бедно - еслт речь идет о приезжих на стройки индусах, пакистанцах, йеменцах и тп. коренные жители оаэ, за исключнием некоторых традиционных торговцев, ремесленников и рыбаков, намного богаче среднестат.россиянина.
45. Ф.Ф. Воронов : На 33, Олегу
2011-04-16 в 02:51

33. Олег : Спор иосифлян и нестяжателей

Вернее, продолжение спора. И если уж великие Иосиф Волоцкий и Нил Сорский не смогли решить, как правильно, то, наверное, читателям Русской линии, и даже ученым преподавтаелям духовной академии, этот спор никогда не завершить!



Олег, тут путаница. Свт. Иосиф не был "стяжателем" себе в карман (или на роскошные часы), и неврно воображать их противопоставление с св. Нилом по аналогии с [nomina sunt odiosa], ездящим на иномарке, и Патриархом Павлом, бредушим пешком. Свт. Иосиф был "стяжателем" в смысле зашиты права Церкви на независимую собственность (например, монастырские земли, дающие доход), позволяющие быть независимым от князей. В наше время никто не возражал бы против, скажем, монастырской пасеки или чистой сельхозпродукции а ля Бойко-Великий, но православным претит непроизводительная роскошь в стиле олигархов, а также идея церковного участия в ростовщическом капитале ("эндаумент-фонд").
44. Илена : Елене Родченковой-Новик
2011-04-16 в 02:42

Елена, отец Владимир раньше сказал, что его целью не было критиковать конкретных СВЯЩЕННИКОВ. Он с "трендом" несогласен. Да и все тут, кажется.Вы не можете себе представить, что никому НЕ ЗАВИДНО?.. Что люди переживают за ОБРАЗ ЦЕРКВИ, а не за чьи-то иномарки, пусть там у кого-то хоть полная конюшня разноцветных единорогов?.. А вот отец Всеволод только что на РНЛ статью опубликовал - ну так там говорится о битве за душу народа и много других справедливых слов, по смыслу совершенно противоположных тому, что тут обсуждается. Как тут крыше не съехать... Получается, "ответ - что да, то и нет"...
43. Nemo : 35. Ф.Ф. Воронов
2011-04-16 в 02:16

Да уж подлинник чего угодно, даже ночного клуба, лучше фейка. Так что любой предпочтет обычный. Впрочем, как я уже сказал, там работают профессионалы (на Кредо). Просто глянуть на фото "православного координатора" и никаких теорий не нужно.
Вопрос-то не в этом. Вот многие, и очень уважаемые люди, стали говорить в последнее время, что о.Всеволод защищает христианские ценности, за что и подвергается нападкам кураевых.
"Ах, обмануть меня не трудно..."
42. Елена Родченкова-Новик : 39 Леониду и др.
2011-04-16 в 01:55

В ОАЭ живут в 3 раза беднее, чем мы?!
Вы были в какой-то другой стране и Вас зовут Женя Лукашин. Не садитесь в чужой самолет и не занимайтесь подтасовкой фактов.
Как и многие здесь, вы стараетесь зажечь зависть к священникам имеющим некие дорогостоящие машины.
Пожалуйста, считайте деньги в своем кармане. Оценивайте с оценщиком свою машину. Зарабатывайте на своих детей. Трудитесь бухгалтером своей семьи, а не чужого прихода.
У священника - будет день - будет и пища, он как птица не должен заботиться о хлебе.
Есть у них машины - значит нужно Господу, чтобы они у них были. Нет машин - значит не нужно Господу, чтобы они были.
Есть у Вас машина? Вот и думайте - что Господь желает по этому вопросу? И какова его воля насчет лично Вас и Вашей машины - слушайте неустанно каждую секунду.
А то поладили все решать, как жить священникам: что есть, что пить, в чем ходить, какие слова говорить, ездить на машине или на коне. Не много ли вы все на себя берете и кто вам это позволил, вернее, кто вас УПОЛНОМОЧИЛ, господа вольные демократоры?
41. Прохожий : Люди гибнут за металл...
2011-04-16 в 01:55

Слабы люди, хоть миряне, да хоть кто! Беда не в том, что священство приобщается к роскоши, а в том, что роскошь, как уголёк, разжигает и в их душе костёр страсти. Деньги не делают нас свободнее, они у нас свободу отнимают, увы...
40. Ф.Ф. Воронов : Диакону Владимиру Василику, на н. 20.
2011-04-16 в 01:47

Дорогой отец диакон, я тоже не общался с толстомордыми попами. Упаси от них Бог! Называя таких, я имел в виду конкретный тип, который концентрировался, увы, на лицах третьей степени священства, в особенности делавших необъяснимую карьеру от иеромонаха в архимандрита, а затем епископа/архиепископа/митрополита в течение пары лет (впрочем, бывавшие и в белом духовенстве), и ездившие представлять Московскую патриархию куда-нибудь на Ближний Восток, в Западную Европу или Нью-Йорк, а также на съезды ВСЦ или просто "сторонников мира". Они не обязательно могли быть физически толстоморды, но этот признак не главный. Внутри же страны они ездили на "Волгах" (черных), а кое-кто и на "Чайках". Они радикально отличались от жертвенного священства где-то в глуши (где еще остались неразрушенные храмы), которое находилось у этих владык и их помощников в меньшем сане в феодальной зависимости.

К перечню жертвенных епископов можно добавить исповедника владыку Ермогена (Голубева) и алмаатинского владыку Иосифа. Их железной рукой гнали те епископы "первого типа", которые боролись за мир на своих постах в ОВЦС и в "управлении делами патриархии", и о которых делали поощрительные доклады наверх товарищ Куроедов и другие товарищи.

А что касается доходов, то при большинстве закрытых храмов и при том, что народ наш в 1950-60-70 годы еще оставался в массе и особенно на низах православным (хотя бы на уровне треб), то средства текли огромные -- почему родное советское государство и могло так Церковь трясти и "на дело мира" и на взятки всех совчиновников, надзиравших за Церковью. И всё равно оставалось. Привычка к роскоши начала складываться еще тогда. Но тогда еще были живы люди со старыми нормами, и поэтому роскошь владык была всё же ограничена и принимала не такие вульгарные формы. А сейчас настал "дикий капитализм", и пошла генерация "владык", адекватных этому периоду, у которых роскошь выражается не в дорогих книгах или картинах (которые в конце концов оставались Церкви), а в горных лыжах, собаках, автомобилях и часах "Роллекс". (Что вряд ли в будущем сможет пополнить церковно-исторический кабинет или библиотеку духовной академии.)

Что касается сравнения с владыками за рубежом, то дело не в физическом нахождении тех или других. (Упомянутый мной архиепископ Пражский Сергий, до и во время войны находился в "евлогианской" юрисдикции, после войны вошел под управление МП и был, после ряда быстрых перемещений по Западной Европе, послан в Советский Союз, где вскоре скончался, пребывая, если не ошибаюсь, на Казанской кафедре. Можно не сомневаться, что он и в СССР был тем же отцом пастве, каким был на Пражской кафедре равно для эмигрантов из интеллигенции и для русинских крестьян в Карпатских горах.) Дело в человеческом типе.

За границей, среди иерерхов и Зарубежной Церкви и "парижской юрисдикции", в массе (конечно, с исключениями, и тем менее я пытаюсь сказать, что там все были святые, совсем нет) сохранялся до недавнего времени тип архипастыря-отца.

В СССР же, после истребления "катакомбной" Церкви и вымирания чудом выживших епископов типа святителя Луки (близких "катакомбникам" по духу, хотя и вошедших после войны в новосозданную "патриаршую" Церковь), утвердился совсем другой тип епископа -- конформиста, бездушного администратора, в лучшем случае не препятствующего безбожникам, в худшем, -- им активно помогающего, например, в закрытии храмов, в гонении на неугодного. Старушек, пришедших на прием к такому владыке, держали неделями и гоняли с крыльца. Естествнно что после понятных изменений этот тип породил и нынешних "эффективных менеджеров", которые дружат с ворами-олигархами, как их старшие наставники сотрудничали с "уполномоченными" и просто с КГБ. Именно поэтому в протесте ижевских пастырей сплелись темы новые (электронная карта, молчание перед лицом антирусского курса властей и т.д.) с темами старыми (сергианством и сотрудничеством с советским КГБ). Это им не враги-провокаторы нашептали, и не искусственно это склеено, а одно с другим естественно связано. Яблоко от яблони недалеко падает.

(Наконец, о владыке Антонии Сурожском. Вы невнимательно прочли мою реплику. Я его назвал в ней. Неважно, в данном случае, что он и митрополит Виталий придерживались совсем разных взглядов по важным вопросам. В данном случае они не отличались и оба были примерами других, не советского типа владык. Хоть владыка Антоний и принадлежал, как говорили, к "красной Церкви", он там был исключением. Думаю, что это понимали и в МП, и это, парадоксальным образом, владыке помогало оставаться на своем посту: нужно же было иметь для представительских целей хотя бы одно приличное лицо, не ездящее на "Чайках" и не запятнавшее себя "борьбой за мир"! В совете по делам религии тоже не дураки сидели.)
39. Леонид : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 01:23

Нужно быть святым, чтобы не поддаться соблазнам современной жиэни. Батюшки не должны жить хуже своих пасомых! А вот монашествующим этот подвиг по силам. У монахов не должно быть личного имущества и часы за 50000 у.е. вроде ни к чему даже у высших иерархов! Может кто-то объяснит мне как в современной России такая хорошая жизнь наладидась, что дорогие иномарки не покупают только ленивые. За 5 лет в нашем подмосковном приходе появились почти у всех, кроме меня и еще 2-3 человек. А раньше 200 долларов была для них сумма огромная! Наверное оккупационное правительство применило тяжелую артиллерию и поразило наш народ БМВ, Мерседесами и проч. более легкими снарядами в виде Тойот и Фордов. Сами оккупанты на таких не ездят. У них Майбахи, Бэнтли и еще не знаю какие! Вроде как другая тема, но, прошу, разъясните дураку, что произошло в последние 5 лет, что по уровню жизни Россия сравнялась с развитыми капстранами! Сам был только в ОАЭ, там живут в 3 раза беднее, чем у нас. Простите за грех любопытства!
38. lucia : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 01:03

Народ не даст батюшками умирать с голоду, батюшки нужны больше хлеба.
Если бедные будут постоянно завидовать богатым и придумывать теории, как богатых растрясти, весь подвиг пропадет, а благосостояния не прибавится.
37. скептик : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 01:03

по ошибке запостил текст ниже в комменты к другой статье.
продублирую:

http://www.ljplus.ru...matte/tmpkRohuA.jpg

это картинка с известным сербским патриархом. скромность и поразительный аскетизм - вот чем он отличался.

вас удивляет подпись? меня бы тоже удивляла, если бы я не читал слов "выдающегося современного церковного деятели" в.чаплина. что же он сказал?
а вот что:

«Между прочим, тридцать лет живя в Церкви и зная очень многих, подметил одну особенность: все – подчеркиваю, все! – священнослужители, которые, имея возможность прилично одеваться и иметь приличный быт, постоянно подчеркивали свою «нищету» старыми подрясниками и убогими бытовыми условиями – были съедаемы, а часто и съедены изнутри гордыней».



я отказываюсь понимать это.
просто отказываюсь.
это же (выражаясь языком верующих) фарисейство, а выражаясь бытовым языком, двойные стандарты и лицемерие.
36. скептик : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 00:32

вот сколько раз спрашивал - ни разу не получил ответа на вопрос "почему бы духовенству не пересесть из бмв и мерседесов на большие, безопасные, надежные, комфортные, но более дешевые машины, типа тойоты камри или фольксвагген пассат? и относительно престижно, и все функции выполняет (то есть возит из пункта а в пункт б), и вклад в рос.экономику (тойоты собирают у нас)".

годная статья, короче.
35. Ф.Ф. Воронов : Немо, на 19.
2011-04-16 в 00:28

Посмотрел о "православном ночном клубе" на Кредо и невольно вспомнил, что вчера было 1 апреля по церковному календарю. Может, этим объясняется?

... Всё-таки не верится, что всерьез докатились. (Может, и бордели откроют православные?) На всякий случай сообщаю, что если решу пойти в ночной клуб, то лучше пойду не в "православный".
34. Воин : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-16 в 00:00

.................................Господи, наполни меня Духом Твоим.
33. Олег : Спор иосифлян и нестяжателей
2011-04-15 в 23:39

Вернее, продолжение спора. И если уж великие Иосиф Волоцкий и Нил Сорский не смогли решить, как правильно, то, наверное, читателям Русской линии, и даже ученым преподавтаелям духовной академии, этот спор никогда не завершить! И получается только разжигание страстей, искушение и непонимание основного - и богатый может жить со Христом, и нищий может быть богохульником!
32. Илена : Открытое письмо валаамской ослицы
2011-04-15 в 23:35

«Отвечая на вопросы слушателей в молодежного лектория, протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что считает, что священнослужители имеют право носить дорогие вещи, поскольку эти вещи отражают общественный престиж Церкви. «Люди как правило несут самое дорогое в храмы, священнику, люди совершенно естественно хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, чтобы храмы выглядели лучше, чем резиденции светских властителей, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными», – сказал отец Всеволод. - Церковь, ее храмы и священнослужители – иконы Христа, Царя царствующих, – всегда будут украшаться драгоценными предметами, которые жертвуют именно на такое украшение верующие люди. Такова традиция Церкви. А логика Иуды: «К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26, 8-9) – иудиной навсегда и останется. И извиняться по этому поводу Церкви нечего. Да и мне, наверное, тоже...»
И с чего отец Всеволод взял, что люди от пастырей ЭТОГО хотят?..
Всех скопом «владельцев роскошных колесниц», если бы такое было возможно, обычный православный русский народ - можно референдум устроить! - с радостью обменял бы, и с доплатой, на одного Патриарха Павла в его драной ряске, который считал, что «пока у всех не будет машины – и у меня не будет». Многоличную роскошь – на единоличную святость.
О вине русского народа перед Богом и священством уже столько сказано, а о вине священства перед Богом и русским народом – ничего. Сколько я читала, один только отец Иоанн Шаховской поставил вопрос о вине дореволюционного священства перед русским народом. Хотя и не детализировал.
А в чем, действительно, вина?.. Да и была ли?..
Общее впечатление от изучения тогдашних раскладов такое: русский народ был священству НЕИНТЕРЕСЕН, бедный-то народ. Мало кто хотел с ним возиться, уделять внимание, воспитывать, сопли утирать.
Наперечет: Иоанн Кронштадтский, Варнава Гефсиманский, Оптина, конечно, отец Георгий из Спас-Чекряка – конечно, были!.. – но ведь на самом деле таких было ОЧЕНЬ МАЛО – для многомиллионного-то народа!..
Соответственно и духовное состояние этого народа было весьма печальным, и вера в большой его части обрядовой и не очень глубокой – достаточно художественную литературу почитать, чтобы в этом убедиться, вот хоть «православного» Шмелева, уж не говорю – Толстого, Достоевского, Бунина и др. Святитель Игнатий все это видел ясно, но полагал, что остановить начавшиеся апостасийные процессы не в человеческих силах. Возможно, он был прав. Как в отношении тогда (все сбылось), так и в отношении сейчас (грустно-то как, если сбудется...)
Нынче снова пошел тот же самый «тренд»: от лица церкви говорят об опоре на власть (симфония), на «золотой список Форбса» (а не на народ), на эндаунменты (а не на Бога), вот и о праве священников на роскошь.
И это все УЖЕ БЫЛО.
Отцы говорят, что нераскаянный грех непременно повторяется. Если в личной жизни это так, то в разве не так в общественной церковной?..
Тогда церковь в лице большинства своих пастырей открыто предпочитала богатую элиту бедному народу церковному – и теперь снова склоняется к тому же самому.
После этого надо ли будет удивляться, если храмы опустеют?..
Если церковь не с народом в трудную для него минуту – и народ не будет с церковью в трудную минуту для нее. Горой на ее защиту не встанет, во всяком случае.
На защиту Церкви – да. Я читала, какой честью для себя считали женщины (и монахини и мирянки) служить новомученикам: чем-то им помогать, хранить верность, следовать за ними до конца. Как мироносицы.
А на защиту церкви – нет. До смерти подвизаться не станет. Как уже однажды и не стал…
Когда церковь «разводится» с народом по причине его бедности и своей тяги к роскоши, то худо бывает обоим. Разве мы забыли?
Будут еще и новомученики, как предсказано, и святые – но нищий народ вряд ли признает своими пастырями и духовными руководителями «владетелей колесниц». Народ не будет ничего говорить, никого критиковать – это «в столицах шум, гремят витии».
Народ просто не пойдет в храмы.
Гусь свинье не товарищ, тут щи негусты – там жемчуг мелок, доверить свою душу тому, с кем по жизни нет ничего общего, мало кто решится.
А уж о молодежи и говорить нечего. При ее обостренном чувстве справедливости и юношеском максимализме она только на личный пример повестись может.
Когда народ богат – тогда и пастыри народа могут себе позволить быть богатыми. А когда народ нищ, то говорить такие вещи, мягко выражаясь, было неосмотрительно со стороны отца Всеволода, хотя… он вот и Ксюшу Собчак приглашал в Церковное собрание… это она что-то не захотела… так что все, в общем, как бы в одном направлении…
«Богатая церковь» в нищей стране будет элитной, предпринимательской, не знаю какой. Народной - не будет.
Слава Богу, что бедных священников гораздо больше, чем роскошествующих, а есть и вообще нищие… свои, в общем...
О Патриархе русской Православной Церкви речи, конечно, нет. Он представляет Православную русскую Церковь в глазах всего мира – православного, инославного, языческого и так далее. На этом уровне роскошь вполне уместна и не думаю, что кто-то против нее всерьез возражает.
Но в чьих глазах станут роскошествовать священники, которые Церковь «для внешних» нигде не представляют? В наших?.. А с какой целью?.. Чтобы больше походить на Царя Христа, Который сказал – «кто между вами хочет быть первым…» - ну и так далее?..
Насчет драгоценного мира, на которое отец Всеволод сослался как на прецедент, могущий как бы оправдать «роскошь» священнослужителей, заклеймив при этом «иудиной логикой» противоположную позицию. Это, конечно, с его стороны сильный ход. Или ты согласен с правом священников на роскошь – или ты Иуда. Как тут не устрашиться критикам и несогласным!..
Смысл тот, что у православных все лучшее – Христу, а как священники - икона Христа, то их роскошью нищета народная не должна соблазняться.
Но разве иконы Христа появились при Его жизни, а не после Его Крестной смерти?.. Разве из тех денег, которые жертвователи клали в Иудин ящик – когда он еще был казначеем апостольской общины - Господу покупали дорогие одежды, дорогие колесницы и тому подобное?.. Он пешком ходил, и в Иерусалим-то въехал на чужом осле, которого сразу и возвратил хозяину по миновании надобности. И если мне память не изменяет, у Него был единственный «весь тканый сверху» руками Божией Матери хитон, в котором Он из дому ушел и который у Него через три года отняла римская стража.
А упомянутую в Евангелии «роскошь», которую Господь Себе «позволил» - то самое возлияние драгоценного мира – Он объяснил недоумевающим кратко и внятно: «этим она приготовила Меня к погребению».
Но ведь отец Всеволод имеет в виду не это, когда защищает право священников на роскошь. Он говорит, роскошь нужна, чтобы достойно выглядеть в глазах сильных мира сего. О том, чтобы достойно выглядеть в глазах слабых мира сего, которые составляют все-таки подавляющее большинство паствы, почему-то заботы нет. «Пипл схавает»?..
Сейчас на православных сайтах и форумах много и обеспокоенно говорят о расцерковлении, о росте антиклерикальных настроений, об охлаждении к вере и т.п. Говорят православные священники, православные миряне и вообще все неравнодушные. Причины ищут, предположения высказывают.
Только не надо процессы народного отторжения объяснять исключительно «завистью» и «иудиной логикой». Да носите Вы что хотите, ездите хоть на золотом слоне, собирайте сокровища на земли, советуйтесь с Ксюшей Собчак, как вам обустроить церковь – пожалуйста!.. Вы не поверите – нам не завидно!.. Ни слона, ни Ксюши Собчак нам для Вас не жалко!..
Но как можно это сочетать с призывами народа к соблюдению поста, воздержанию, жертвенности и прочим добродетелям, которые мы до сих пор считали христианскими?..
Если та логика – иудина, то эта - чья?..
Фарисейская?.. Саддукейская?.. которой закваски беречься-то?..
31. блудный сын : Отец диакон
2011-04-15 в 23:17

23 коммент Федору. Были и слова и дела. Доказательств море. Вы как богослов и диакон должны это понимать лучще нас недостойных. Подымать сии улики не собираюсь,дабы не искушаться лишний раз.
30. ученица : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-15 в 23:12

-24 Василий-Когда дети настоятеля богатого прихода ездят на иномарках, это простят и поймут верующие...
--Простят и поймут при условии, что будет известно, что деньги на иномарки заработали сами сыновья, а не не купили их на пожертвования церкви, в которой служит их отец..
29. Виктор : Re: «Не бедных ли мира избрал Бог?»
2011-04-15 в 22:55

А мы много раздали нищим, чтобы осуждать и учить священство? Давайте посмотрим на себя, помолимся и покаемся усердно в дни Страстной Седмицы. Не время сейчас выяснять отношения...
Спаси вас Господи, о.Владимир за духополезные примеры и доброе слово.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме