В минувший понедельник, 11 апреля, мы с отцом Александром Шумским, его женой - матушкой Ольгой и сыном Федором совершили паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Это было замечательное путешествие - ровное, спокойное, пропитанное мирным духом и верою.
Накануне я приехал к Шумским в их квартиру недалеко от Сретенского монастыря. Дверь мне открыла дочь Наташа. Вообще у отца Александра есть сын, семь дочерей и один внук. Все они живут в одной квартире и довольно сильно похожи друг на друга. Поэтому, когда я ходил по дому, у меня все время было ощущение «дежа вю», так как из разных комнат по очереди выходили девочки и здоровались со мной, а я не мог отделаться от ощущения, что я уже здоровался с ними и испытывал неудобство, что не знаю их имен...
Пока мы дожидались отца Александра, который соборовал своих прихожан в праздник прп. Марии Египетской, гостеприимные дочери предложили мне чаю, а с сыном Федором и старшей дочерью Лизой у нас завязалась беседа о компьютерах, РНЛ и творческом процессе. Оказалось, что все дети отца Александра и его жена помогают ему в его журналистском делании - матушка вычитывает тексты, Федя публикует, Лиза набирает, Наташа следит за комментариями. Так что автор «священник Александр Шумский», которого мы знаем по публикациям на РНЛ - это плод работы целого коллектива - семьи отца Александра!
Кроме того, на всех членов семьи возложено и хозяйство. Интересно было наблюдать, как одновременно на кухне находятся 4 девушки и, не мешая друг другу, что-то чистят, убирают, варят... Мне, как человеку, воспитанному в малодетной семье и никогда не жившему в многодетных, все это было удивительно и, одновременно, радостно.
Когда пришел отец Александр, все уже было готово к ужину, а прихожане передали священнику свежайшего камчатского краба, которого мы и ели в этот воскресный постный день. Отец Александр - очень благодушный и добрый человек с искрящимися веселыми глазами. Несмотря на то, что многие считают его жестким и прямолинейным, я могу сказать, что одно другому не мешает. Во многих вопросах нужно быть жестким и прямолинейным, что совершенно не отменяет добродушности и любви к ближним. В отце Александре это прекрасно сочетается.
Меня очень удивило, когда священник показал мне одну из листовок, которые были расклеены вокруг храма, где он служит, в Хамовниках. На них изображен отец Александр с приведенной цитатой из своей статьи: «Страшный природный катаклизм в Японии есть возмездие этой стране за оскорбление нашего Отечества», а внизу приписано «Страшный природный катаклизм в России летом 2010 года есть возмездие этой стране за наличие таких клерикалов, святош и циников как о. Александр». Интересно, что прихожане, видя цитату из статьи священника, говорили: «А что, все правильно написано...», а видя приписку критиков, вопрошали: «А что такое клерикал?..»
Говорили также об ижевских клириках, Гагарине, политике властей и прочем. Но главная мысль, вокруг которой все время вращался разговор независимо от его темы, была такой - настает момент, когда усиливающиеся атаки наших противников внутри и вне Церкви начинают вынуждать нас формулировать и распространять основные идеи русского самоопределения в современных условиях.
Позвольте мне высказать здесь основные тезисы, упомянутые в нашем разговоре с о. Александром Шумским, многие из которых в основном уже широко освещены на Русской Народной Линии, но все еще не собраны воедино:
Русский народ, на протяжении всей своей истории осуществлял удерживающую роль по отношению к мощным цивилизациям Востока и Запада, которые проявляли склонность к неограниченной экспансии. Миссия русского народа - противостоять той или иной силе, стремящейся к этому господству. В разные века на это претендовали хазары, крестоносцы, монголы, шведы, Наполеон, Гитлер и, наконец, США с НАТО. Государственность и идеология русского народа были разными, но миссия - одной и той же. Также как одной и той же оставалась его вера - православная. Таким образом, национальная идея русского народа состоит в эсхатологическом смысле «удерживающего» от глобальной власти, приводящей на трон Антихриста.
Исходя из этой универсальной глобальной мессианской идеи и строилась жизнь русского народа, всегда хорошо осознававшего свою планетарную значимость. В последнее время, из-за событий 1987-1991 гг. создалась ситуация, когда русский народ как будто бы сам отказался от своей вековой мессианской идеи. А идеология Запада (либерализм, демократия, свободный рынок) стала как будто бы безальтернативной. Это привело, несмотря на некоторые экономические улучшения в жизни, к вымиранию русского народа, которое подтверждается последней переписью населения. Жизнь без самых высоких идеалов оказывается ненужной нам, особенно в условиях наступления всех форм зла под маской свободы и демократии.
Исходя из этой высокой миссии русского народа, можно сформулировать многие принципы его самоорганизации.
Наднациональность и надконфессиональность. Несмотря на то, что русские люди с православной верой составляют костяк русского народа, его составной частью могут быть люди других национальностей и вероисповеданий, объединенные миссией удерживания нового мирового порядка, который во всех религиях имеет черты мирового зла. Народы, стремящиеся сохранить свою идентичность вполне могут выступать в союзе с нами, так как русский народ не пытается навязать своих ценностей кому бы то ни было.
Коллективность и соборность, иерархичность. Русский народ организуется в формы, где коллективное преобладает над индивидуальным. Индивидуальные личности, как правило, выражают результат коллективной работы и не имеют четко выраженных частных интересов. В общественных формах преобладает иерархичность, подразумевающая высокую степень послушания подчиненных и ответственности руководителей.
Традиционное право. Традиционные ценности, которые во многом совпадают с христианскими также всегда являлись основным мерилом жизни русского народа. Нам чужд формализм латинского права, возобладавшего на Западе. Мы всегда стремились жить «по правде», «по справедливости» и сейчас этого хотим.
Экономический уклад. В связи с коллективностью общественного строя, русскому народу не свойственны крупные частные предприятия. В частном секторе могут находиться мелкие и, возможно, средние экономические формы. В крупных предприятиях и экономике в целом необходим государственный и общественный контроль для более полного и эффективного соответствия основной миссии. Свободный рынок ограничен мелким и средним предпринимательством, деятельность бирж и банков, как институтов подвергается пересмотру.
Традиционные культура и нравственность. Культура русского народа немыслима без великих художников, освещавших разные стороны жизни, нравственные проблемы. Культура русского народа всегда обличала зло и прославляла добро, понимаемые в традиционном христианском смысле. Крепкая семья, любовь и сострадание к ближнему, жертвенность, терпение, твердость слова всегда воспевались как положительные качества, а низменность, разврат, корысть, жадность и пр. - как отрицательные. Традиционные принципы нравственности очень похожи для разных народов, поэтому и здесь нет ограничений по их культурной интеграции.
Международные отношения. Русский народ, занимая центральную территорию на планете, называемую в геополитике «heartland», олицетворяет континентальные традиционные силы, противостоящие мировому атлантизму, воплощаемому США и НАТО. Остальные страны могут поддерживать либо нас, либо НАТО, могут иметь независимость. Но равновесие поддерживается двумя основными противостоящими силами.
Идеология. Организация империи свободно объединенных государств и народов, живущих по «правде» и «справедливости», основанных на традиционных нравственных ценностях. Целью создания империи является обеспечение полноценной жизни граждан, их семей, общин, этносов, народов в соответствии с теми традициями, которые им свойственны и свободной от навязывания чуждых им ценностей. У создаваемой империи есть мессианская задача по препятствованию воцарению «нового мирового порядка» на основе навязывания всем народам якобы универсальных демократических ценностей, идеологии либерализма и свободного рынка.
Вот такие тезисы родились в нашей с отцом Александром беседе, но навеяны они были многими и многими православными и патриотическими авторами, печатавшимися на РНЛ и не только.
Договорившись встать в 6 утра, мы отправились ко сну.
На следующий день, встав рано, мы поехали в Лавру, к преподобному Сергию. Я еще ни разу не ездил к своему святому, поэтому для меня поездка была очень важна. Настроение было очень ровным и по пути не было никаких искушений. Мы приехали, приложились к мощам преподобного Сергия, и я молился ему о том, чтобы собрал он в который раз русский народ на борьбу с бедой, благословил его объединение... Молился я и о своей грешной душе...
Потом погуляли, прослушали замечательную экскурсию по Церковно-археологическому кабинету Московской духовной академии. Ее вел молодой семинарист. Неожиданно для меня на этой экскурсии объемно проступила личность Патриарха Алексия I (Симанского), работавшего в этих комнатах. Я узнал, что до пострига его также звали Сергеем. Этот Патриарх служил в очень непростые для Церкви годы (хотя какие годы можно назвать для Церкви простыми?), и я почувствовал, что он благословляет нас.
Выходя из Лавры, мы увидели замечательную картину: Идет монах, в клобуке и мантии, борода лопатой. Около входа в Лавру много голубей, так как их здесь кормят паломники. И вот несколько голубей прилетают и садятся монаху на спину, на клобук, на руки. Он идет, отгоняет их, а они не улетают, держатся за него своими когтями.
Увидев этого монаха, отец Александр умилился и сказал: «Пока у нас есть такие люди, есть такая Лавра, о каком глобализме можно говорить? Нам нужна политическая воля одного человека - нашего лидера и с такой духовной силой мы сможем удерживать мир от зла столько времени, сколько пожелает этого Господь!»
Сергей Житинский, «Русская народная линия»
1. Эрику