«Неразумное ревнование о чистоте Православия погружает в самую грязь»

По словам диакона Владимира Василика, ижевские священники выбрали революционный героизм и презрели христианское подвижничество

Заявление священников Ижевской епархии о непоминании Патриарха Кирилла 
0
3769
Время на чтение 7 минут
Ознакомившись с воззванием ижевских священников, я пережил почти что физическую боль. После их выступления и разрыва евхаристического общения с Предстоятелем Русской Православной Церкви, владыка Николай, Митрополит Ижевский, по своему пастырскому долгу не мог не отправить их под запрет. И все же – больно за то, что деятельные, заслуженные священнослужители провозгласили раскол и ушли в него. И больно за то, что для Русской Православной Церкви они потеряны. Пока. Надеюсь, что не навсегда.

Ижевские события глубоко печальны и скорбны. Три священника, которые в меру своих сил служили Церкви, имели заслуги и награды, вдруг почему-то решились на этот безумный и деструктивный поступок. Я не знаю, почему они его совершили. Но не менее больно за то, что умные, опытные церковные люди повели себя, как революционные студенты XIX века. Вместо того, чтобы учить других спасению, да и самим учиться этому самому важному искусству в жизни, они предпочли бунт и протест и пошли анархической дорожкой многих светских и церковных революционеров. Как заметил Лев Тихомиров: «Это был бунт против русской действительности во имя идеальных начал».

Ижевские священники выбрали революционный героизм и презрели христианское подвижничество. Вместо того, чтобы преображать действительность вокруг себя, работать над прихожанами, над своими семьями и над самими собой, они дерзновенно решили преобразить в одночасье и Русскую Православную Церковь, и ее Патриарха, причем, как увидим, заведомо неудачными средствами. Всю свою пастырскую судьбу, ответственность и за пасомых духовных чад, и за окормляемых воинов они преобразили в протестный крик.

А теперь посмотрим на качество этого крика. Вглядываясь в этот текст, поневоле приходишь в недоумение. Кому он адресован? Формально – Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Но любой мало-мальски разумный человек, даже без кандидатской богословской степени, должен понять – с таким текстом соваться к Святейшему Патриарху Кириллу не имеет ни малейшего смысла. Во-первых – это заведомо непочтительный текст, не оставляющий адресату, тем более такого уровня, ни малейшей возможности сохранить лицо, оставаясь в диалоге с его создателями. Во-вторых, Святейший Патриарх Кирилл – человек четкий, логичный, рациональный, требующий обоснования для каждого обращения к нему. Каждое из выдвинутых серьезных обвинений требовало серьезной доказательной базы – или приложений письму, не менее чем десять страниц каждое, с подробной фактологией вопроса, или, по крайней мере, приведения самых ярких, известных и доказанных фактов. Этого сделано не было. Поэтому все или почти все обвинения прозвучали голословно. Если они реально заинтересованы в исправлении церковных недостатков, тем более таких серьезных и страшных, о которых они говорят, то подобную информацию надлежит распространять по закрытым сетям, самым закрытым образом и при этом предельно доказательно.

Далее, чего авторы хотели от Патриарха? Чтобы он в одночасье изменил духовно-нравственный климат в обществе и Церкви? Не слишком ли высокую планку предлагают они для могущества Патриарха? То они требуют от него стать новым Марком Эфесским и Патриархом Гермогеном, вождем и спасителем русского народа, то требуют от него покаяния в страшных грехах, за которые в принципе положено извержение из сана. Так и хочется сказать: отцы, определитесь. Или спаситель России и вождь русского Православия, или кающийся. Нельзя поступать так, как сделали американцы: вначале выполоскали Билла Клинтона в грязи, заставили каяться, а потому вынули из-за печки и вновь поставили руководить великой державой. Такая модель говорит только об одном – отсутствии легальной и суверенной власти и о манипулировании формальным сувереном. Авторы хотят этого в Церкви? Тогда, может быть, это окружное послание к Церкви? Странно было бы и это.

Создается впечатление, что первоначально текст был мягче, и лишь позднее его захотели ужесточить и вставили раскольничью концовку, которая начисто обесценивает и уничтожает письмо даже на взгляд самого благожелательного читателя. Так для кого это письмо? Для церковной полноты? Думаю, что и не для нее. Достаточно показательна в данном плане реакция на это письмо. Все мои знакомые церковные люди, священники и миряне, с ним ознакомившиеся, отреагировали на него в самом мягком варианте с недоумением, а в большинство с возмущением. Во-первых, здесь позорится и бесчестится Патриарх Кирилл, во-вторых, церковная иерархия, в-третьих, дискредитируется советское священство. Авторы письма, по сути дела, предлагают перетряхнуть всех священников, рукоположенных до 1991 года, на предмет принадлежности к КГБ. Я вырос в советской Церкви, видел много чего и испытываю огромное уважение к тем старым священникам, которые, несмотря на сложнейшие условия советского бытия, смогли сохранить совесть, веру и честь. Для меня поиск среди них агентов КГБ означает повторение «хамова греха». Интересно, каким образом Святейший Патриарх Кирилл может поспособствовать покаянию тех священнослужителей, которые сотрудничали с КГБ? Неужели он заставит Президента Дмитрия Медведева вскрыть архивы КГБ? Это мы уже проходили в странах социалистической демократии. Немедленно после этого вскрытия жизнь начинала меняться в худшую сторону, в том числе с нравственной стороны. О своих чешских впечатлениях на сей предмет я уже рассказывал в одной из предыдущих публикаций.

Создается впечатление, что авторы письма получили заказ на участие в десоветизации и десталинизации. Особенно показательно мифическое обвинение в «ереси сергианства». Между тем, даже представители РПЦЗ были вынуждены признать, что подобной ереси не существует. Стоит вспомнить слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Будущие поколения еще оценят по достоинству страдальческий и исповеднический подвиг Святейшего Патриарха Сергия». Это говорил человек, который прошел НКВДшные застенки в 1949 году. Его свидетельство дорогого стоит. Авторы призывают нас ориентироваться на РПЦЗ, но при всем уважении к РПЦЗ, разве она была свободна от политики, от влияния сил, враждебных Церкви? Разве не сотрудничали иерархи РПЦЗ с Гитлером, а потом со спецслужбами США, которые были проникнуты отнюдь не христианским духом? Но почему-то авторы не призывают искать среди них агентов ЦРУ. Не призываю и я, но уж если быть справедливыми и равновесными так надо помнить обо всем.

Впрочем, судя по всему, это, казалось бы, безумное с церковной точки зрения, но на самом деле весьма хитрое по своему замыслу послание, исходило явно не из Зарубежной Церкви. Написано оно явно какими-то околоцерковными журналистами, которые пользуются штампами и проблемами 90-х годов. Некоторые пассажи как будто бы списаны с желтой прессы тех годов, с «Московского комсомольца». Поэтому можно предположить, что те же силы, которые в свое время раскручивали, финансировали и поддерживали Бычкова, сейчас стоят за заявлением трех ижевских священников. Их цель понятна – устроить раскол в Русской Православной Церкви. Второй же целью является отвлечение внимания от весьма важной проблемы универсальной электронной карты. В этом смысле, я не знаю, совпадение это или нет, но возникла попытка скомпрометировать отца Всеволода Чаплина после его заявлений по вопросу универсальных электронных карт и заявлений о свободе человека. Зачем-то отец Андрей Кураев указывает на фотографию отца Сергия Кондакова с отцом Всеволодом Чаплиным. Подобные намеки я полагаю, являются в лучшем случае неэтичными, это попытка дискредитировать собрата, к тому же занимающего важный и ответственный пост в Церкви. А в худшем случае это является провокационным действием. Но православные люди отлично понимают, кто чем живет. Мы понимаем ценность церковного единства. В то же время мы понимаем ценность правой веры и нелицемерного благочестия. Надеемся, нас с этого пути никто не собьет.

Как показывает история, ревнительство не по разуму о чистоте веры временами заводит ревнителей в такую грязь, из которой им зачастую не выбраться. В качестве примера можно привести случай с лже-епископом Григорием (Лурье), которого я издали наблюдал более 20 лет. Этот талантливый византолог, ревностный православный христианин, которого покойный митрополит Иоанн с большим трудом удерживал в Церкви, после кончины владыки принялся ревновать не по разуму и, более того, соблазнил отца Александра Жаркова, бывшего настоятеля церкви Александра Невского в Шувалово. Уход в раскол стоил отцу Александру жизни. Неизвестные застрелили его и потом проехались по нему автомобилем. Неизвестно, почему погиб отец Александр, то ли потому что не мог выплатить долг, который взял на строительство церкви, то ли вмешалась некая третья сила, которой было выгодно подобное громкое убийство. Но после кончины отца Александра Лурье провозгласил его «мучеником от Патриархии убиенным». Поначалу Лурье ушел к зарубежникам, но потом они увидели его революционность и не стали спешить с его посвящением в священный сан, и тогда он пустился во все «тяжкие». Перешел в суздальский раскол к Валентину Русанцову, что было полным безумием. Человек, искавший чистоты Православия, погрузился в самую грязь, подчинившись Русанцову, по справедливости обвиняемому в содомском грехе и во многих канонических преступлениях. Но окончилось это дело совершенно комически – безумные «валентиновцы» обвинили Григория Лурье в ереси имябожия. В ответ он собрал некий «малый синод» из двух суздальских «епископов», которые сделали его третьим «епископом». Недаром говорят, что от великого до смешного – один шаг. Начинается с ревнования о великом, но если это ревнование является нечистым, то оно может завершиться смешным. Стоит вспомнить, чем является стихия смеха – стихией дьявольской. «Ад всесмехливый видев Тя ужасеся» (Пс 92:1), – говорится в стихире Великой пятницы. Вот о чем стоило бы вспомнить новоявленным ревнителям Православия. Им надо бы задуматься о том, в какое болото, грязь и мерзость они могут погрузиться, да собственно уже погружаются своим неразумным ревнованием о чистоте Православия. Ведь чистота веры Православной достигается совершенно иными средствами и, прежде всего, собственным очищением, как говорил Серафим Саровский: «Чадо, стяжи мир души и тысячи вокруг тебя спасутся».

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Великая Любовь к Богу и к людям
Митрофорному протоиерею Иоанну Миронову – 98 лет!
25.11.2024
Почему пресс-секретарь Главы государства позволяет себе подобное?
О странном заявлении Дмитрия Пескова по мигрантскому вопросу
23.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
В разгар демографического кризиса пора формировать великий проект сбережения русского народа – «Большая семья»
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Заявление священников Ижевской епархии о непоминании Патриарха Кирилла
Удмуртские клирики окончательно ушли в раскол
Находящиеся под прещением священники объявили о своем разрыве с канонической Церковью
03.06.2011
Запрещенные в служении клирики Ижевской епархии сравнили Московский Патриархат с еврейским синедрионом
Новоявленные «ревнители» из Удмуртии идут все дальше по пути раскола
22.04.2011
Протоиерей Всеволод Чаплин: Аргументы ижевских клириков схожи с аргументами ультралибералов
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества призвал к покаянию запрещенных в служении удмуртских священников
19.04.2011
«Это способ не решения проблем, но их обострения»
Православные священнослужители об обращении ижевских клириков
13.04.2011
Сохранять духовную трезвость...
О письме ижевских священников, реакции на него и некоторых актуальных проблемах церковной жизни
11.04.2011
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
25.11.2024 20:19
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
25.11.2024 19:28
Такую судью «на мыло»!
Новый комментарий от Владимир Петрович
25.11.2024 19:14
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 18:50
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 17:56
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.11.2024 15:24
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 15:16