Когда слышишь представителя ООН, который с парламентской трибуны во всеуслышание заявляет: «России всё равно придётся принять ювенальную систему независимо от того, нравится это кому-то или нет. Может быть она и не совершенна, но у Вас (у русских) нет ничего своего и вы не можете ничего предложить взамен», невольно вскипает кровь.
Это заставило нас в 2009 году всерьёз задуматься над тем, что же Россия может противопоставить Западу? Что позволило бы русскому народу сохраниться в периоднавязывания либеральной идеологии и уничтожения его национальной сущности? Для православных людей очевидно, что таким «ковчегом спасения» являются наши традиционные духовные ценности, и обращение к ним – единственный способ преодоления глубокого кризиса, охватившего всю страну.
Хранилищем же традиций, на протяжении веков формировавшихся в виде общественных отношений и воплощённых в праве, несомненно является Свод законов Российской Империи. Изучение Царского законодательства открывает совершенно иной, непривычный постсоветскому читателю, порядок вещей.
Например, поражает то, что в Царской России вообще не существовало никакого лишения родительских прав, что родители не только имели право употреблять домашние наказания, но «за упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки» могли заключать детей в тюрьму на короткий срок (до 4-х месяцев). Примечательно то, что родителям дозволялось в любой момент проявить милость: снизить срок или даже совсем простить чадо. А государство, признавая власть родителей над детьми, выполняло их волю.
Если же дети, забыв страх Божий (так сказано в Законе!), дерзнули поднять на родителей руку, или толкнули их в гневе, или отказались в уголовном деле взять родителей на поручительство, или покусились на родительское имущество, или отказали родителям в содержании, или не дали помощи в бедственных обстоятельствах, или если дочь предалась распутной жизни, то родители вправе были и вовсе отречься от детей.
В личных обидах и оскорблениях от детей на родителей не принималось никакого иска ни гражданским, ни уголовным порядком, кроме случаев, когда родители по отношению к детям совершали действия, «которые по общим законам подлежат наказанию уголовному».
Родители обязывались законом не только давать детям пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное по своему состоянию, но должны были «обращать всё своё внимание на нравственное образование своих детей». Детям же предписывалось оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь, служить им на самом деле, отзываться об них с почтением, и сносить родительские увещания и исправления терпеливо и без ропота.
Личная родительская власть прекращалась единственно смертию естественною, или когда дети не последуют в ссылку за своими родителями в случае лишения всех прав состояния.
К сожалению, сегодня мы не можем (пока) полностью восстановить нормы детско-родительских отношений наших благочестивых предков. Да и задача состоит не в том, чтобы просто реанимировать дореволюционное законодательство, но в том, чтобы применить его основные идеи в современном праве.
Духовный руководитель проекта подсказал ключ к пониманию глубокого смысла царских законов, который заключается в том, что в те времена, когда Церковь не была отделена от государства, в основе государственности лежала духовность. Поэтому закон защищал не интересы властьимущего класса, и даже не волю народа, а Высшие ценности. В законодательстве Российской Империи заложено исконное понимание миропорядка, основанного на строгой иерархии, во главе которой находится Сам Господь.
Базируясь на этих ценностях, мы попытались изложить своё понимание того, как должна строиться законодательная политика государства в сфере защиты семьи и детей. За это время к нам присоединились единомышленники: юристы (практики и учёные), специалисты в данной области, представители различных православных, родительских, патриотических общественных объединений.
Так появился проект, который представляет собой концепцию возрождения российской семьи без применения западных ювенальных технологий. Его тезисы были озвучены на II Всероссийском родительском форуме «Спасём семью – спасём Россию», состоявшемся 15 марта 2011 года в ККЗ «Пушкинский», и были одобрены абсолютным большинством голосов.
Очень коротко суть итоговых предложений можно было бы изложить следующим образом.
1. Основной альтернативой отобрания детей у родителей должна стать помощь нуждающимся семьям, как это всегда было на Руси. Те немалые деньги, которые выделяет государство на содержание социальных сирот (детей при живых родителях) в приютах предлагается потратить на обеспечение тех же детей, но в домашних условиях, преимущественно в их кровных семьях. Многие проблемы, связанные с семейным неблагополучием, можно было бы решить, устранив бедственное положение большинства российских семей. С этой целью нами разработан правовой механизм оказания адресной социальной помощи семьям в зависимости от дохода семьи, с учётом конкретных нужд и других обстоятельств. Среди таких мер: создание специального Фонда помощи нуждающимся семьям, обеспечение жилыми помещениями в особом порядке, в том числе за счёт специализированного жилого фонда и выделения региональных квот, создание сети социальных предприятий, а также ряда экономических условий для развития семейного бизнеса, увеличение размера детских пособий, предоставление разветвлённой сети социальных услуг (няни, сиделки, помощники по хозяйству и т.п.), трудовые гарантии, медицинское обслуживание по индивидуальному соцпакету в зависимости от уровня обеспеченности и количества детей в семье и многое, многое другое. Это позволило бы более эффективно расходовать бюджетные средства, направляя их на решение различных житейских проблем, избежать уравнительного распределения. При этом требуется законодательно закрепить, что оказание такой помощи гражданам является реализацией их конституционных прав на социальное обеспечение и осуществляется на добровольной безвозмездной основе, исключающей возможность государственных органов вмешиваться в дела семьи.
2. В качестве профилактики правонарушений несовершеннолетних необходимо обеспечить доступ детей к спортивным и развивающим секциям, организациям детского досуга, детским патриотическим и волонтёрским движениям, прививая активную жизненную позицию, любовь к Родине, нравственные идеалы. Необходимо также вернуть принудительное лечение от алкоголизма и наркомании и сделать его бесплатным. Изолировать от общества при необходимости следует не детей из неблагополучных семей, а их родителей, помещая в лечебно – трудовые профилактории.
3. Учитывая, что проблемы современных семей являются отражением состояния общества в целом и производными от уровня его нравственной и духовной культуры, первоочередное внимание следует уделить духовно-нравственному возрождению семьи и общества в целом. Предлагается принять национальную программу «Духовно-нравственное возрождение России», предусматривающую конкретные меры, направленные на развитие высоконравственного общества, укрепление семьи, патриотическое воспитание детей и молодёжи в духе традиционных национальных ценностей. Разработка и реализация этой программы должна осуществляться при полноправном участии Русской Православной Церкви совместно с институтами гражданского общества и органами государственной власти. Отделение Церкви от государства, установленное в Конституции РФ, ни в коей мере не препятствует осуществлению совместных проектов на благо общества. Работа в этом направлении ведется.
Кроме того, назрела необходимость выступить с народной инициативой о принятии Федерального закона «О защите общественной нравственности», в котором предусмотреть ряд законодательных мер по ограничению пропаганды в СМИ жестокости, насилия, порочного образа жизни, антипатриотического и антиобщественного поведения. Активная патриотически настроенная общественность не может и не должна мириться с растлением населения страны. Отсутствие же официальной идеологии вовсе не означает легализацию порока. Напротив, Конституция РФ в целях защиты нравственности позволяет даже ограничивать права и свободы граждан.
В сфере образования необходимо вернуть образовательным учреждениям воспитательную функцию. В образовательные программы следует ввести патриотическую и духовно-нравственную составляющую, а также дать детям объективную и всестороннюю информацию о происхождении вселенной и появлении жизни на земле, включающую не только атеистические гипотезы, но и учение о Божественном сотворении мира с системой аргументов и свидетельств в его поддержку, включить в образовательный стандарт предмет, дающий возможность школьникам изучать основы православной культуры. Предлагается отменить обязательный характер ЕГЭ, вернувшись к традиционным способам сдачи экзаменов, отказаться от коммерциализации и минимизации образовательных услуг.
4. Укрепить правовой статус традиционной семьи и законодательно установить власть родителей над своими детьми. С этой целью необходимо предоставить родителям право самостоятельно решать вопросы, касающиеся внутренней жизни семьи с учетом интересов детей, воспитывать своих детей любыми не запрещенными законом способами по своему усмотрению в соответствии со своим мировоззрением, религиозными, национальными и культурными традициями, а также ограничивать права ребёнка, если он пользуется ими во вред своим интересам, ставя под угрозу своё полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие. Установить приоритет естественного права родителей на воспитание своих детей перед другими лицами независимо от материального положения, социального статуса, вероисповедания, а в случае отсутствия родителей – кровных родственников, желающих выполнять опекунские обязанности.
С целью законодательного закрепления традиционной модели семьи, направленной на рождение детей, следует определить в Семейном кодексе РФ понятие семьи как союза мужа и жены.
Требуется привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации положения действующего законодательства, необоснованно расширяющие правоспособность несовершеннолетних, дающие им право с 10 лет жаловаться в органы опеки и попечительства на своих родителей, а с 14 лет – в суд, по достижении 15 лет самостоятельно решать вопросы охраны своего здоровья, включая лечение от наркомании и производство абортов без согласия родителей, так как эти нормы необоснованно ограничивают право родителей (законных представителей) ребенка на защиту интересов своих несовершеннолетних детей.
5. Необходимо очистить национальное законодательство от уже принятых ювенальных технологий, позволяющих отбирать детей у родителей по широким и дискриминационным критериям, произвольно вторгаться в дела семьи и процесс воспитания детей. В этой связи следует пересмотреть многочисленные категории детей, требующие государственного попечения, с точки зрения их правовой необходимости для оказания социальной помощи семьям, исключить из федеральных законов положения, позволяющие помещать детей из таких семей в специализированные детские учреждения при живых родителях без решения суда о лишении или ограничении родительских прав.
Дополнить федеральное законодательство положением о том, что профилактическая работа с ребёнком проводится в семье. Конкретизировать и закрыть законодательный перечень оснований лишения и ограничения родительских прав, исключив неопределённые и оценочные положения. Установить, что изъятие из семьи ребёнка возможно лишь в случае непосредственной и реальной угрозы его жизни или здоровью при условии исчерпывающего определения таких угроз. Исключить возможность привлечения родителей к уголовной ответственности за ненадлежащее воспитание своих детей, связанное с жестоким обращением с ними, без совершения конкретного преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Исключить возможность правовой квалификации домашних наказаний как уголовно-наказуемого деяния. Пересмотреть положения Кодекса РФ об административных правонарушениях исходя из того, что ответственность родителей может наступать только за неисполнение или ненадлежащее исполнение конкретных родительских обязанностей, которые возложены на них законом. Предусмотреть ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, незаконное лишение их свободы и за иные злоупотребления в данной области. На основе представленной Концепции в настоящее время разрабатываются конкретные проекты федеральных законов, к которым уже проявили интерес видные учёные и государственные деятели. Наши предложения нашли одобрение и со стороны Русской Православной Церкви.
Сегодня, в столь сложные для России времена, мы должны объединяться, чтобы спасти нашу страну и нашу веру, будущее наших детей, их право на жизнь. Необходимо заявлять грамотные и твёрдые позиции, последовательно отстаивать их, и тогда, с Божией помощью, власть будет вынуждена прислушаться к требованиям общественных сил.
Ольга Леткова, руководитель Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, Советник Российской Федерации 1 класса, специально для «Русской народной линии»