Всегда ли ревнительство приводит к уходу из Церкви?

Протоиерей Андрей Ткачев размышляет о допустимых и непозволительных формах ревнительства

Заявление священников Ижевской епархии о непоминании Патриарха Кирилла 
0
2845
Время на чтение 3 минуты

Мне кажется, что, прежде всего, нам всем нужно интересоваться историей Церкви и затем уже обрести для себя серьезный вывод. Церковь никогда не благоденствовала и всегда страдала. Сегодняшнее положение надо сравнивать с историческим ходом церковного корабля. Сравнивать надо болезни нынешние с болезнями прошлого. На фоне того, что было, я не вижу смысла поднимать шум  по поводу личности Патриарха Кирилла. Хорошо, что энергичный Патриарх в самое нужное время занимает гражданскую позицию, выступает с проникновенными проповедями.

У нас нет механизма, который бы выявлял слабости церковной жизни и врачевал бы  эти слабости. Но это не причина для отказа поминать Патриарха на ектеньях. Иначе движение «ревнителей» будет приобретать исключительно полусектанский раскольнический характер. Люди, ревнующие о Церкви, должны стучать во все двери и заниматься, прежде всего, собственной паствой, преобразовывать  свои приходы качественнее и лучше.

Переживать о вселенском церковном организме – похвально, но надо понимать и свою компетентность в этом вопросе. Патриарх был избран Поместным Собором, Патриарх является одним из тех Первоиерархов Православия, которых поминают как брата и сомолитвенника Предстоятели всех Поместных Православных Церквей. Это аксиома духовной жизни, и вне этого существует только сектанство.

Что же касается проблем Церкви, то тут у церковного народа должна быть, прежде всего, благая обеспокоенность ими. Эти проблемы не возникли в течение нашей жизни. Накопление  ошибок началось столетиями ранее. Нельзя разрешить проблемы в считанные годы, а нужно сделать анализ, чтобы понять что в наших силах изменить, а что - нет. Еще надо помнить, что Церковь не обещает благополучия на Земле. Если Христос страдал на Кресте, то надо и нам всем поскорбеть вместе с Христом, поплакать. Надо верить в силу молитвы, нужно сострадание к ближнему. Нужно всем нам помнить, что Господь Бог творит по молитвам людей чудеса. Нужен нам также церковный суд, в котором бы разрешались все проблемные вопросы. Нужна также большая степень воцерковленности и культурности мирян, чем она есть сейчас. 

Почему ревнительство приводит к расколу? Каждый случай надо разбирать в отдельности. Но уходить из Церкви нельзя не по какому поводу. Можно сменить форму подвижничества, можно сменить место жительства, найти другой приход, другого духовника, но ни в коем случае это не должно приводить к радикальному отрыву от Церкви. Мы должны помнить, что все мы – падшие существа. Боль Церкви должна стать моей болью. Главное, чтобы мы находились в каноническом послушании. С семьи, с церковного прихода начинается исцеление. А обо всем остальном надо просить Бога в молитве. 

Надеюсь, что мы дождемся тех времен, когда все в Церкви будет реформировано в хорошем смысле этого слова. Однако ничего резко изменить нельзя. Нельзя впадать в кликушество. Интеллектуальная элита Церкви в XIX веке возмущалась многим, но тогда никто – ни Ф.М.Достоевский, ни А.С.Хомяков - не помышлял уйти в раскол, все ходили в Церковь, молились и причащались. Почему же теперь вдруг надо избирать какие-то радикальные пути и уходить в раскол?

Кроме того, говоря о грехах других, надо иметь в виду, что у всех нас есть свои грехи, и не малые. Рассуждать же о чужих грехах – дело в духовном смысле очень опасное. Также, видимо, в поведении «ревнителей» зачастую присутствует фактор чисто психологической изношенности, усталости. Человек ощущает конец своих духовных полетов, он опустошен борьбой  с серостью, с буднями, с грехом и пороком, приходит к печальному тупику и пытается переложить ощущение тупиковости на всю Церковь. Эти люди духовно изношены, в итоге они начинают балансировать на грани отчаяния. Хорошие пастыри, имеющие авторитет, - это, как правило, люди, морально изношенные. В какой-то момент они могут сломаться, и тогда их геройство заканчивается, и начинается духовная немощь. Они, однако, трактуют эту немощь в апокалиптических красках. Это очень важно для понимания раскола. Есть понятие «перегорание священства». Человек сидит, как Иов на гноище, трудился, и что кругом? Они видят, что вокруг ничего не изменилось. В итоге такие люди идут не по пути Иова, а начинают перекладывать вину на других, на Патриарха.

Конечно, православный христианин должен иметь и какую-то гражданскую позицию. Однако именно культуры диалога между обществом и Церковью у нас нет. Наши рассуждения, как правило, сводятся к следующей форме: если человек не согласен с моим мнением, значит, он мне чужой. Нужно всем нам научиться внутри самой Церкви культуре общения. Духовенство должно научиться общаться между собой и с паствой. Архиереи должны научиться выслушивать духовенство. Нужно всем нам научиться слушать светских авторитетов, представителей академической науки, а пока у нас нет, к сожалению, никакой культуры ведения диалога. А батюшкам-«ревнителям» надо просто отдохнуть. 

Протоиерей Андрей Ткачев, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
Встреча с московскими суворовцами
в МВМУ (Московское военно-музыкальное училище)
02.11.2024
Как слова в молитве — «<...> приди к нам и спаси
нас», связаны с приёмом пищи? // Ответы на вопросы телезрителей
29.10.2024
«Пророческие откровения Гоголя и Мамонова»:
Почему нельзя жить без Литургии
28.10.2024
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Заявление священников Ижевской епархии о непоминании Патриарха Кирилла
Удмуртские клирики окончательно ушли в раскол
Находящиеся под прещением священники объявили о своем разрыве с канонической Церковью
03.06.2011
Запрещенные в служении клирики Ижевской епархии сравнили Московский Патриархат с еврейским синедрионом
Новоявленные «ревнители» из Удмуртии идут все дальше по пути раскола
22.04.2011
Протоиерей Всеволод Чаплин: Аргументы ижевских клириков схожи с аргументами ультралибералов
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества призвал к покаянию запрещенных в служении удмуртских священников
19.04.2011
«Это способ не решения проблем, но их обострения»
Православные священнослужители об обращении ижевских клириков
13.04.2011
Сохранять духовную трезвость...
О письме ижевских священников, реакции на него и некоторых актуальных проблемах церковной жизни
11.04.2011
Все статьи темы
Последние комментарии
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:27
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59