Мне кажется, что, прежде всего, нам всем нужно интересоваться историей Церкви и затем уже обрести для себя серьезный вывод. Церковь никогда не благоденствовала и всегда страдала. Сегодняшнее положение надо сравнивать с историческим ходом церковного корабля. Сравнивать надо болезни нынешние с болезнями прошлого. На фоне того, что было, я не вижу смысла поднимать шум по поводу личности Патриарха Кирилла. Хорошо, что энергичный Патриарх в самое нужное время занимает гражданскую позицию, выступает с проникновенными проповедями.
У нас нет механизма, который бы выявлял слабости церковной жизни и врачевал бы эти слабости. Но это не причина для отказа поминать Патриарха на ектеньях. Иначе движение «ревнителей» будет приобретать исключительно полусектанский раскольнический характер. Люди, ревнующие о Церкви, должны стучать во все двери и заниматься, прежде всего, собственной паствой, преобразовывать свои приходы качественнее и лучше.
Переживать о вселенском церковном организме – похвально, но надо понимать и свою компетентность в этом вопросе. Патриарх был избран Поместным Собором, Патриарх является одним из тех Первоиерархов Православия, которых поминают как брата и сомолитвенника Предстоятели всех Поместных Православных Церквей. Это аксиома духовной жизни, и вне этого существует только сектанство.
Что же касается проблем Церкви, то тут у церковного народа должна быть, прежде всего, благая обеспокоенность ими. Эти проблемы не возникли в течение нашей жизни. Накопление ошибок началось столетиями ранее. Нельзя разрешить проблемы в считанные годы, а нужно сделать анализ, чтобы понять что в наших силах изменить, а что - нет. Еще надо помнить, что Церковь не обещает благополучия на Земле. Если Христос страдал на Кресте, то надо и нам всем поскорбеть вместе с Христом, поплакать. Надо верить в силу молитвы, нужно сострадание к ближнему. Нужно всем нам помнить, что Господь Бог творит по молитвам людей чудеса. Нужен нам также церковный суд, в котором бы разрешались все проблемные вопросы. Нужна также большая степень воцерковленности и культурности мирян, чем она есть сейчас.
Почему ревнительство приводит к расколу? Каждый случай надо разбирать в отдельности. Но уходить из Церкви нельзя не по какому поводу. Можно сменить форму подвижничества, можно сменить место жительства, найти другой приход, другого духовника, но ни в коем случае это не должно приводить к радикальному отрыву от Церкви. Мы должны помнить, что все мы – падшие существа. Боль Церкви должна стать моей болью. Главное, чтобы мы находились в каноническом послушании. С семьи, с церковного прихода начинается исцеление. А обо всем остальном надо просить Бога в молитве.
Надеюсь, что мы дождемся тех времен, когда все в Церкви будет реформировано в хорошем смысле этого слова. Однако ничего резко изменить нельзя. Нельзя впадать в кликушество. Интеллектуальная элита Церкви в XIX веке возмущалась многим, но тогда никто – ни Ф.М.Достоевский, ни А.С.Хомяков - не помышлял уйти в раскол, все ходили в Церковь, молились и причащались. Почему же теперь вдруг надо избирать какие-то радикальные пути и уходить в раскол?
Кроме того, говоря о грехах других, надо иметь в виду, что у всех нас есть свои грехи, и не малые. Рассуждать же о чужих грехах – дело в духовном смысле очень опасное. Также, видимо, в поведении «ревнителей» зачастую присутствует фактор чисто психологической изношенности, усталости. Человек ощущает конец своих духовных полетов, он опустошен борьбой с серостью, с буднями, с грехом и пороком, приходит к печальному тупику и пытается переложить ощущение тупиковости на всю Церковь. Эти люди духовно изношены, в итоге они начинают балансировать на грани отчаяния. Хорошие пастыри, имеющие авторитет, - это, как правило, люди, морально изношенные. В какой-то момент они могут сломаться, и тогда их геройство заканчивается, и начинается духовная немощь. Они, однако, трактуют эту немощь в апокалиптических красках. Это очень важно для понимания раскола. Есть понятие «перегорание священства». Человек сидит, как Иов на гноище, трудился, и что кругом? Они видят, что вокруг ничего не изменилось. В итоге такие люди идут не по пути Иова, а начинают перекладывать вину на других, на Патриарха.
Конечно, православный христианин должен иметь и какую-то гражданскую позицию. Однако именно культуры диалога между обществом и Церковью у нас нет. Наши рассуждения, как правило, сводятся к следующей форме: если человек не согласен с моим мнением, значит, он мне чужой. Нужно всем нам научиться внутри самой Церкви культуре общения. Духовенство должно научиться общаться между собой и с паствой. Архиереи должны научиться выслушивать духовенство. Нужно всем нам научиться слушать светских авторитетов, представителей академической науки, а пока у нас нет, к сожалению, никакой культуры ведения диалога. А батюшкам-«ревнителям» надо просто отдохнуть.
Протоиерей Андрей Ткачев, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева, специально для «Русской народной линии»