О том, что делать людям, не желающим принимать электронные карты, в интервью изданию рассказал председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Отвечая на вопрос, что он думает о словах спикера Мосгордумы Владимира Платонова, заявившего, что людям, которое собираются отказаться от универсальной электронной карты, как и тем, кто уже отказался от ИНН, жить будет хуже, отец Всеволод сказал: «Мнение Владимира Платонова про отказников от ИНН, которых он сравнил с людьми, отказывающимися от переливания крови, а потом сетующих на ухудшение здоровья, я слышал и на вчерашней встрече. Очевидно, что люди, которые отказываются, от УЭК будут испытывать некоторые неудобства, но они готовы понести это бремя. Поэтому все-таки нужно добиться от властей того, чтобы эти люди не были вытеснены в нелегальную сферу и чтобы не оказались лишены тех благ, которые сами себе заработали!»
«Вчера, когда я встречался с Владимиром Платоновым и министром Правительства Москвы, руководителем Департамента информационных технологий Артемом Ермолаевым, они заверили меня и представителя православной общественности, адвоката Ольгу Яковлеву в том, что при получении карты будет соблюдаться принцип добровольности и не будет дискриминации тех, кто откажется от карты, - сообщил отец Всеволод. - В окончательной редакции закона "Об универсальной электронной карте", который был принят Мосгордумой, говорится, что в течении определенного срока гражданин может обратиться с заявлением об отказе в получении УЭК. Также в законе содержится пункт 5 статьи 3, который гласит, цитирую: "Поступление от гражданина заявления об отказе от получения универсальной электронной карты не лишает его права на получение государственных и муниципальных услуг в иных формах". Хочется надеяться, что в дальнейшем власти Москвы дадут исчерпывающие разъяснения по этому вопросу и помогут успокоить людей. Нужно, чтобы было четко сказано, что при обращении в собес или в поликлинику, или любые другие учреждения, людям никто не говорил: "Идите отсюда, мы не знаем вас!"».
«Количество людей, отказывающихся от электронных технологий, не так велико, но и к ним государство должно проявлять внимание, уважать их чувства и понимать мотивы их поведения, - продолжил священник. - При этом необходимо осознавать, что эти люди не анархисты, не антигосударственники, не поклонники разрушительных революционных идей. Это патриоты России, люди, настроенные достаточно миролюбиво, и чтобы снять их озабоченность, власти нужно постараться пойти им на встречу».
Отвечая на вопрос издания, будет ли священноначалие давать разъяснение по богословскому аспекту этой проблемы, поскольку «будут выступать и маргиналы, которым везде три шестерки мерещатся», пастырь сказал: «Вообще-то это спорный вопрос. Некоторые верующие считают, что у этой проблемы есть богословский подтекст, другие считают, что нет. Мне видится это так. Если возникнет система, в которой каждый шаг человека, каждое его граждански значимое действие будут отслеживаться, и ничего нельзя будет сделать без определенного идентификатора, это очень облегчит возможность жесткого давления на личность, в том числе и давления мировоззренческого. Сегодня говорят, что законопослушному гражданину нечего бояться, но в то же время формулируются такие законы, которые утверждают несовместимую с Христианством идеологию. Возьмем хотя бы недавнее требование одной известной артистки отказаться от осуждения гомосексуализма как греха. Если возникнет такая идеологизированная правовая система, и человек не сможет получить обязательный для всего идентификатор без декларирования верности этой системе, то это будет серьезной проблемой. Этим и обеспокоены верующие».