Немцы проявили благоразумие с самого начала. А другие европейские игроки, в первую очередь французы, которые выставили себя «освободителями ливийского народа», попытались вмешаться в процесс и получить с этого дивиденды. Но фактически у них ничего не вышло, и они сейчас оказались в сложном положении. Ведь для того, чтобы Западу теперь сохранить лицо в этой ситуации, изменить положение дел, но не потерять окончательно свой имидж, остается только вести тайные переговоры, пытаться договориться с ливийским руководством о возможности безболезненного отхода.
Обратите внимание на комментарии высокопоставленных лиц в разных странах. Стали слышны голоса со стороны представителей различных религиозных конфессий, осуждающие вмешательство в дела Ливии. Это, мне кажется, начало процесса, который должен привести к тому, что Запад свернет всю операцию. Даже Ватикан выступает уже как жесткий критик того, что происходит. Это тоже важный симптом. Скорее всего, сейчас произойдет изменение настроения и в СМИ. Российские СМИ уже сменили тон, называют повстанцев мятежниками, открыто говорят, что в Ливии произошел мятеж, попытка свержения власти. Поэтому мне кажется, что сейчас тихонечко будет дана команда всем западным СМИ закончить истерику, преобразовав ее в нечто иное. Мы уже видим, что некоторые СМИ молчат – последние два дня информации о событиях в Ливии очень мало.
Реально получается так, что сейчас в отношении Ливии будет серьезный перелом. Повстанцы доказали свою несостоятельность, бомбардировки страны вызвали критику общества. Мы видим, как западная стратегия на данном этапе провалилась. На мой взгляд, суть этих переговоров даже не в том, что американцы или европейцы могут получить от Ливии в качестве компенсации, а в том, как им, сохранив лицо, уйти. Антиливийская коалиция оказывается в проигрыше, поэтому не она будет диктовать условия.
Я очень надеюсь, что Россия не будет далее отчуждаться от участия в жизни Ливии. Напомню, что с момента начала событий многие политические деятели в России, включая премьер-министра, достаточно критически отнеслись к вмешательству в дела этой страны извне. К счастью, воздержание России в Совбезе ООН при голосовании было воспринято ливийцами не как предательство, удовлетворившихся тем, что мы хоть не проголосовали за бомбардировки. Хотелось бы также надеяться, что российские компании и специалисты вернутся в Ливию. Общественное мнение в Ливии тоже имеет вес, а оно настроено в отношении к России положительно. Каддафи же едва ли согласиться пустить в свою страну американцев или европейцев. Он человек достаточно амбициозный и практичный. Да и сам факт того, что в условиях такого прессинга, такого тотального давления, бомбардировок и прочего он столько времени продержался, является показателем того, что это серьезный и мудрый политик.
Гумер Исаев, к.и.н., аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, специально для «Русской народной линии»