Впервые, после анафемы царя Душана Сильного, Сербская Православная Церковь принимает решение об отлучении. Напомню, что царь Душан Сильный пытался выстроить на основе Сербского королевства, точнее, «Царства сербов и ромеев» «параллельную Византию». Душан покорил своему мечу гигантские территории и уже намеревался покорить сам Царьград, но внезапная смерть могущественного властелина расстроила все его планы.
Итак, в воскресенье, 27 марта сербская газета «Политика» сообщила о том, что Церковный суд Епархии Жичской постановил отлучить шестидесятидвухлетнего Милоя Стефановича от Церкви.
В грех ему вменено то, что в своем имении Лознице около Чачка он «оформил монашескую общину беглых из Рашко-Призренской епархии монахов на территории Жичской епархии без благословения правящего архиерея», а также принимал участие в «богослужениях» (кавычки в оригинале текста обвинения) бывшего епископа Рашко-Призренского, а сейчас монаха, Артемия.
Суд заключил, что «обвиняемый Стефанович не неуч, но всесторонне образованный и богословски хорошо подкованный христианин», «влиятельный член псевдозилотского движения».
В приговоре говорится: «То, что ложные борцы за «правую веру» отделяются от Церкви на протяжении всей ее истории - не новость. И монофизиты, и римокатолики, и протестанты, и старостильники, и нынешние «артемиты» и кто знает еще какие - «истинно православные христиане» - утверждают, что «Бог с ними». Однако в истинности такого утверждения все узнают лишь по Второму Пришествию Господа...».
Кроме того, судьи акцентировали внимание на том, что СПЦ не хочет делать из Артемия и Милоя мучеников, однако предупреждает своих чад, что эти люди нашли какую-то другую, «лучшую церковь» и совершают «лучшее богослужение».
Приговор завершается напоминанием, что Стефанович имеет право обжаловать решение суда в течении двух недель.
Говоря о Милое Стефановиче, хочется указать не только на его дела милосердия и церковной благотворительности, но и на то, что, будучи в рядах компартии, Стефанович в 1983 году на конференции в Белграде, посвященной социалистической морали, предсказывал распад политической системы и крушение экономической. За эту речь ему пришлось положить партбилет на стол.
Комментируя же в интервью газете «Политика» решение церковного суда Милой Стефанович напомнил, что отлучение от Церкви является аналогом смертной казни в гражданском уголовном законодательстве, и что он является «первым после Царя Душана Неманича, наказанный столь страшной казнью».
Форум самой влиятельной в Сербии газеты запестрел комментариями, суть которых прекрасно выражает одна из реплик: «Хорошо понимаю тех, кто говорит, что "верит Господу, но не верит попам..."».
Возвращаясь же к первому в истории СПЦ анафематствованному члену Церкви - царю Душану Сильному, добавлю, что он не был завоевателем в привычном смысле слова. Он не проливал крови греческих солдат. Гарнизоны сдавались без боя, видя в этом могучем властелине спасителя Византии.
Кстати, духовным отцом Душана Сильного был св. Григорий Палама.
Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»