Владыка Константин относится к числу наиболее выдающихся пастырей Русской Православной Церкви. Мне выпало счастье трудиться с ним в течение 9 лет, с 1999 по 2008 год. Он пригласил меня в Санкт-Петербургскую духовную академию вначале на должность преподавателя иностранных языков, потом, благодаря ему, я смог преподавать богословские дисциплины – патрологию, византологию, а позднее, после кончины Петра Андреевича Дудинова, и каноническое право, новозаветные дисциплины. Ему я обязан счастьем общения со студентами, возможностью готовить будущих пастырей Церкви и делиться с ними тем, что Господь мне дал. Ему же я обязан счастьем быть диаконом Русской Православной Церкви. Он меня рукоположил 2 ноября 2005 года.
Это глубоко верующий человек, человек нелицемерного благочестия, который любит Бога, любит Церковь и всего себя ей отдает. Внешне сдержанный, не очень многословный, но с глубоким богатым внутренним миром. Воспитанник Троице-Сергиевой лавры, носитель русского благочестия.
Владыка Константин – убежденный патриот и государственник. По его благословению у нас в 2000 году был создан Собор православной интеллигенции, который в течение многих лет он лично курировал, благословлял его заседания, участвовал в них. Его статьи глубоко государственны, трезвенны и патриотичны. С одной стороны, их отличает чувство меры, а с другой – государственное понимание должного, понимание правды Божьей, требуемой от общества и от каждого из нас в отдельности. Владыка Константин - человек глубоко совестливый и ответственный. Это чувствовалось и во время его управления епархией в Белоруссии и во время его управления Санкт-Петербургской духовной академией. Он человек внимательный к нуждам людей, понимающий их.
Характерно насколько он был деликатен, сдержан и терпелив во время своего ректорства. Всегда, когда придешь к нему на приём, он и усадит, и расспросит, поинтересуется как жизнь. В нем присутствует удивительная интеллигентная профессорская деликатность, к сожалению, не всегда свойственная нашему начальству. И, в то же время, - твердость, принципиальность и умение управлять людьми, что опять же встречается у нас не часто.
Владыка Константин – человек науки. Он профессор богословия, в прошлом серьезный специалист в области медицины (в своё время он защитил кандидатскую диссертацию по медицине). Прекрасный знаток сложных вопросов биологии и биоэтики. Его интерес к гуманитарным и историческим проблемам, проявившийся в целом ряде его статей, далеко не случаен. Для медика, который понимает, что надо лечить не болезнь, а человека, который рассматривает человека как духовно-душевно-телесную целостность.
Я вспоминаю множество ситуаций в академии, когда он подходил к решению проблем именно как врач, не с торопливым энтузиазмом хирурга, а с мудрым терпением терапевта. Следует сказать, что во время его правления духовные школы развивались поступательно и динамично. При нем был совершен переход на пятилетний образовательный план, который я считаю для академии идеальным. При нем были твердые программы, ясные и понятные требования к дипломам и кандидатским диссертациям, требования выполнимые. При нем было спокойно, деятельно и конструктивно. Он учредил ежегодные Покровские образовательные чтения, которые имеют столь же глубоко научный, сколь и практически прикладной характер. Владыка является отцом-основателем Межвузовской ассоциации «Покров». Это было очень большое дело для нашего города, для объединения и сдруживания студенчества академического и светского, в особенности для окормления военных курсантов, в частности, колледжа ракетных войск, для проповеди Православия в стенах светских учебных заведений не только для студентов, но и для преподавателей. Многие, пообщавшись с владыкой, почувствовав его ум и ученость, его доброту и радушие, совсем иными глазами стали смотреть на Православную Церковь.
Владыка Константин многое делал для престижа Русской Православной Церкви и среди городских властей, среди представителей государственных светских структур, особенно среди медиков и военных. При нем были установлены прочные связи с Военно-медицинской академией, с Академией ракетных войск и с другими учебными заведениями.
Владыка Константин сочетает в себе глубокое благочестие с чувством прекрасного. Одним из его последних дел в академии было освящение храма после росписи большей его части. Лично для меня росписи, созданные в византийском и балканском стиле, были прекрасны. К сожалению, позднее, после его отъезда их записали другими росписями.
Что касается его исторических и историософсских работ, то следует отметить его принципиальную позицию по поводу т.н. «екатеринбургских останков». Он как архиерей и как медик принципиально отстаивает несоответствие этих останков телам Императорской Семьи. Он занимает честную, хотя и непопулярную позицию. Характерно его видение русской истории. Он созерцает Церковь и Россию в неслитном единстве, понимая, что судьбы России отражаются в судьбе Церкви и наоборот, сохраняя понимание народности Церкви, к сожалению, столь чуждое многим. Он понимает последствия октябрьской катастрофы, воспринимает революционную катастрофу как следствие помрачения народного духа и как следствие иудина греха. Следствием чего явилось цареубийство и богоборчество. В то же время как настоящий русский человек, он понимает ценности советского периода, осознает непреходящее значение подвига русского народа в этот период, в том числе и в Великую Отечественную войну.
Для владыки неоспоримым является ценность монархии и монархического принципа, что и показывает целый ряд его статей, в том числе и статья «Преподобный Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон». И три принципа: Православие, Самодержавие, Народность - это и его принципы также.
Волей священноначалия в 2008 году он был переведен в Курган на самостоятельное служение. Это не случайно, его всегда посылали туда, где трудно. В настоящее время Курганская епархия постепенно, но поступательно развивается, благоукрашается. В этот славный день юбилея хотелось бы пожелать высокочтимому владыке Константину благоденственного мирного жития, здравия, спасения, во всем благого поспешения. Многая и благая лета.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»