«Даже если бы ответы в сторону сохранения Союза были до 100%, а не 78%, как это было, то суть бы не изменилась, поскольку реально раскрученный маховик идеологии и политики неминуемо вел к распаду. Неслучайно уже в 1989 году на Западе вышла знаменитая книга Александра Александровича Зиновьева "Катастройка". Именно так он определил эти процессы. Уже в 1987-1988 году он однозначно понял, к чему ведет "перестройка". Сначала был взят курс на социализм с человеческим лицом, а затем, по сути, на полную ревизию всей идеологии, а дальше на то, что я называю "московским национализмом", то есть, это желание московских, российских элит отделиться от других республик. Это был мейнстрим, его оседлал Ельцин, межрегиональная депутатская группа. И этот мейнстрим нельзя уже было остановить ничем, кроме другого мейнстрима, а его не было, поскольку Горбачев был пустым местом», - считает Ю.Крупнов.
«Когда говорят много и справедливо про этнократии в советских бывших республиках, про этносепаратизм, это все правильно, но забывают при этом, что на порядок более мощным националистическим движением выступила тогда сама Москва, - заметил аналитик. - Вся ситуация была предрешена 12 июня 1990 года, когда съезд народных депутатов СССР проголосовал за государственный суверенитет РСФСР. Первый шаг к распаду на высшем, законодательном, правовом уровне сделала Москва. Потом уже пошли другие шаги. Не надо забывать, что декларацию о государственном суверенитете писал "патриот" Бабурин и голосовали все нынешние русские националисты, демократы, либералы и коммунисты. В этот момент уже вовсю создавалась Российская коммунистическая партия, одним из активных лидеров которой был Геннадий Зюганов. И декларация о государственном суверенитете, и создание РКП были двумя гвоздями в крышку гроба СССР. СССР развалил московский национализм. Сейчас неудивительно, что все те антигосударственные силы, которые заряжают на очередной развал РФ, по сути, могут быть определены как национал-либералы. Условно, это Поткин с его ДПНИ плюс Навальный-либерал. Такого рода гремучая смесь аналогична той гремучей смеси русских патриотов, русских коммунистов, русских демократов, которые, сидя в Москве, захотели отделиться от "обременительных" республик, сбросив "непрофильные активы" окраин».
Как считает Ю.Крупнов, независимость была зафиксирована неслучайно. «Ведь мы сначала праздновали не День России, а День независимости – 12 июня 1990 года», - напомнил он. Поэтому, убежден аналитик, начавшийся тогда национал-либеральный эксперимент референдумом было не остановить. «Повторюсь, он был национал-либеральный. Потому что Ельцин есть типичный национал-либерал. В этом смысле сегодня Поткин плюс Навальный – это проявление национал-либерализма, что будет в очередной раз использовано против России. Поэтому тут дело не только в либералах или демократах. Никто иной, как писатель Валентин Григорьевич Распутин вопрошал с трибуны съезда народных депутатов перед принятием декларации о государственном суверенитете, обращаясь к республикам: "Вы хотите отделиться от нас? Да мы сами от вас отделимся!" Он говорил, что, в первую очередь, русский народ эксплуатируется в СССР. Тут не только либерализм-демократизм, но и чистый национализм. А раскрутка Навального в настоящее время, запрет ДПНИ Поткина – это все хорошо спланированная операция, которая делается изнутри РФ теми слоями в элитах, которые заинтересованы в превращении РФ в клиента Запада по типу Грузии. В этом смысле сейчас, может быть, никому не нужен фактический развал РФ, но, в любом случае, нужно однозначное упрощение ситуации в стране, чтобы была определена ее геополитическая роль и место. Ведь развал СССР не был самоцелью. Это был инструмент для того, чтобы исчез такой геополитический субъект, сверхдержава как СССР. Поэтому сейчас нужно, чтобы окончательно прекратила существовать полурегиональная-полумировая держава – Российская Федерация. Для этого нужно опять дать энергетику национал-либерализму в лице этих или других деятелей», - считает Ю.Крупнов.
Рассуждая над тем, что нынешний период часто называют «перестройкой-2», политолог сказал: «Я бы не злоупотреблял аналогиями, потому что в каком-то смысле, когда говорят "перестройка-2", делают большие комплименты сегодняшней ситуации, потому что "перестройка-1" была в еще могущественном СССР с его серьезным потенциалом в разных областях. Сейчас вопрос идет не о "перестройке-2". Российская Федерация болтается где-то между мировой державой, о которой в мюнхенской речи заявил Путин, и между локальной полурегиональной державой, которая выступает, как и Грузия, клиентом США. Россия находится в промежуточном состоянии. Это вопрос доведения до определенности геополитического статуса страны. Эта ситуация гораздо страшнее и хуже».
Отвечая на вопрос, можно ли было в условиях двадцатилетней давности сохранить Союз, Ю.Крупнов заметил: «Никто не понимал, чем это закончится. Благополучие так называемого периода застоя сыграло злую шутку. Люди, даже читая в газетах о том, что Союз завтра развалится, что они попадут в условия дикого квазикапитализма, они не то что не верили, они смеялись над этим. Это казалось плохим фильмом дурного советского агитпропа, только наоборот. А вторая причина заключалась в отсутствии элит, которые могли бы что-то противопоставить мейнстриму. Еще раз повторяю: 12 июня 1990 года развал СССР был предопределен. С выбором президента Ельцина развал был предопределен. Поскольку не было никаких фигур, то победил тот слой, который решил променять геополитическую субъектность СССР, его мощь, в том числе хозяйственную, на личные выгоды. Этот слой, связанный с партократией, отделился от народа и сдал этот самый народ во имя своих корыстных интересов».