Другое дело, что не совсем понятно, какую методику использовали социологи, проводившие этот опрос. Также непонятно, в какой форме задавались вопросы социологами, отвечали ли люди своими словами или им была предложена формулировка ответов. Не совсем понятно, почему «духовное очищение и избавление от греховных помыслов» оказались оторванными от «покаяния и возможности оценить свои поступки». Ведь духовное очищение, согласно православной аскетике, невозможно без покаяния. Всё начинается у каждого конкретного человека с прозрения, с понимания того, что он виноват перед людьми, перед родителями, перед Богом. Когда неожиданно приходит это понимание, тогда и открывается колоссальная перспектива. С этого и начинается настоящий человек. Нет никакого прока от интеллигентских умствований, вроде этих: «Я духовно очищаюсь, на ночь читаю Библию, какой я молодец». Надо понимать, что большинство наших граждан пока не прозрело, но, тем не менее, тот факт, что больше трети наших людей покаялось, ободряет. Поэтому данные категории должны были содержаться в одном вопросе. Почему они оказались в разных вопросах тоже не понятно, возможно, социологи включили в опрос открытые вопросы. Без знания методики проведения данного опроса сложно оценить его корректность.
Отрадно, что, согласно опросу, большинство респондентов считает, что задача поста не в том, чтобы человек не ел мяса, а в том, чтобы он «не ел другого человека». Именно об этом идет речь в великопостных молитвах.
Недавно мы провели опрос, в котором приняло участие 1200 человек, проживающих в Петербурге. Мы получили любопытные данные. Оказалось, что 69% петербуржцев всё-таки заходят в храм. Таких данных мы уже давно не получали, ранее результаты опросов были более скромные. Социолог, изучающий религиозность людей, должен знать, что для того чтобы понять насколько человек православный, надо знать, насколько часто он причащается, и причащается ли он вообще. Потому что если человек не причащается Святых Христовых Таин, то он не может считаться православным. По нашим данным, один раз в месяц и чаще причащаются в Петербурге 6% людей. По большим праздникам причащаются - 6,5%, в особых случаях - 23%. В итоге получается, что причащается хотя бы раз в год более 35% петербуржцев. Это очень большая цифра. Конечно, при этом 65% петербуржцев вообще не причащается, это тоже много, но они хотя бы верят в Бога.
Воцерковленность – это главная и ответственная фаза. Надо понимать, что если бы те 60%, которые называют себя православными, были бы воцерковлены, то мы бы жили уже в совершенно другой стране. У нас не было бы коррупции, убийств, самоубийств, абортов, разводов и прочих мерзостей. Но людям мешают воцерковиться, нас более 20 лет планомерно развращают. Такого отвратительного телевидения, такой инфраструктуры порока, которые есть в России, не найти ни в одной другой стране мира. На экране один бандитизм и вульгарщина. Из молодых людей просто делают животных. Никто не борется с рекламой проституции в Интернете, продажей наркотиков на дискотеках.
Милицию переименовали в полицию. Давайте зададимся вопросом: а что от этого изменилось? Ничего. То же относится и к депутатам Государственной Думы. Что они делают для повышения нравственности? Ничего. Сколько лет Сергей Миронов говорит о создании совета по нравственности на телевидении, а совета, как не было, так и не так до сих пор. Многие граждане даже говорят, что власти выгодно развращение народа, раз власть ничего не делает для очищения нравов.
В этих условиях Церковь – это единственный социальный институт, который учит добру и нравственности. И если в таком, не очень православном городе, как Петербург, 35% людей причащаются, то я считаю, что это проявление удивительной устойчивости нашей народной ментальности.
Власть и народ мыслят по-разному. Трагедия сегодняшней российской жизни заключается в том, что власть не хочет слышать голос народа. Власть поощряет гнусности на телевидении, в СМИ, действуя против народа. Власть специально развращает народ, который лучше и более морален, чем власть. Власть и народ разошлись во времени. Властьпредержащим пора бы задуматься над этим хотя бы из инстинкта самосохранения. Глядя на то, что происходит на Ближнем Востоке, их положение уже не кажется таким устойчивым. Они зря думают, что смогут укрыться на другом конце света от восставшего народа. В аморальном обществе ничего хорошего не будет и для них. Пока власть не обратится к духовности и нравственности, и вместе с Русской Православной Церковью не начнет проводить подлинную модернизацию, ничего хорошего не будет. Все мои коллеги социологи говорят о том, что в России вполне вероятна революция, бунт или распад страны, если не будет духовно-нравственного возрождения.
Валентин Семенов, директор НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктор психологических наук, профессор, специально для «Русской народной линии»
1. Re: Валентин Семенов: «В России вполне вероятна революция»