«Суровые друзья», по мысли свт. Николая – это те, кто не даёт нам «расслабиться» и вообразить, будто мы уже спасены, но, напротив, подталкивают к трезвению и ревностному деланию.
Предприниматель из Чачка г-н Стеванович хорошо известен в Сербии своими делами милосердия и благотворительности. Но куда большую известность принес этому человеку тот скандал, который разразился в связи с тем, что церковный суд Жичской епархии СПЦ угрожает Милою «окончательным исключением из церковного общения» за то, что г-н Стеванович предоставил одно из своих имений в пользование группе монахов, покинувших Рашко-Призренскую епархию СПЦ.
Группа юристов, отстаивающих интересы г-на Стевановича, буквально выставила на посмешище епархиальных обвинителей, наглядно показав какими нитками шито это дело. И если в деле отстраненного от управления епархией епископа Артемия нарушение канонов ещё как-то церемониально обставлялось, то Милою собирались «сломать хребет» просто нахрапом, особенно не заботясь о создании общественного мнения, не говоря уже о том, чтобы подвести Милоя под соответствующую анафеме статью.
В результате получалось, что в отношении Милоя применено ранее незнакомое церковным канонам «превентивное, упреждающее наказание».
Прямо и не знаешь, кого в данном случае уместнее вспоминать: то ли маэстро Стивена Спилберга с его антиутопическим к/ф «Minority report» («Особое мнение»), то ли месье Бернара Кушнера с его идеей превентивных бомбардировок?
Напомню, что в фантастическом фильме Спилберга рассказывается о проводящемся эксперименте. Отдел «Предпреступлений» (Pre crime) выслеживает будущих убийц при помощи соединения оккультизма с технологиями слежки. Система отлажена. При этом вся либеральная обрядность – суды, «права человека» и т.п. – соблюдается. В конце концов, главный герой сам становится жертвой этой системы и, как может, пытается доказать порочность «стратегии превентивности».
Кстати, в те самые дни, когда «Особое мнение» появилось у нас в прокате, Джордж Буш-2 внес в Конгресс проект новой «Стратегии национальной безопасности США». Основная идея документа заключалась в переходе от «политики сдерживания» к «стратегии превентивности». «Отныне», заявил тогда Буш-2, «Америка будет действовать против возникающих угроз, ещё прежде того, чем эти угрозы полностью сформируются».
Идея «стратегии превентивности» оказалась заразительной.
Вот и Жичская епархия попыталась было нанести превентивный удар по потенциальному спонсору потенциального сербского церковного «подполья», но, поскольку «нужной статьи в канонах нет», то афера с церковным судом выглядит безобразно и скандально.
Формально выходит так, что Милое обвиняется в том, что «он принял оставшихся без крова граждан Сербии».
Нынешнее руководство Сербской Православной Церкви, стремительно теряя кредит доверия среди паствы, ещё и выставило самих себя на посмешище. Так, юристы, защищающие г-на Стевановича, 21 февраля озвучили свой ультиматум: «...Крайней мерой, к которой мы можем прибегнуть, - обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге с обвинением Государства Сербии и Сербской Православной Церкви в нарушении элементарных человеческих и конституционных прав г-на Милоя Стевановича. Нарушения начал законности проявляются во вмешательстве церковных властей в дозволенные законом дела, которыми оный занимается в Республике Сербии».
Следствием такого абсурда стало то, что в глазах общественности – особенно малоцерковной – «поп Никола бросил тень на свт. Николая».
Известный юрист из Кралево, Зоран Чворович, потерявший работу вследствие того, что занимался защитой владыки Артемия, с горечью говорит о «несчастном церковном обвинителе, который (не)сознательно стал продолжением руки сербских неприятелей».
«Во время всеобщего грабежа народной собственности, Милое обвиняется за милосердие. Виновен, ибо жертвует как богоискатель, а не как покупатель индульгенции. Виновен, ибо ордена и грамоты воспринял как призыв к подвигу и богоискательству, а не как приобретение места среди сильных мiра сего. Виновен, ибо со слабыми, а не с сильными...»
В заключение очередного материала об «афере вокруг грешного Милоя» хочется привести ещё один фрагмент его интервью сайту «Борба за веру»: «Есть дивная притча о муравье. Мне поведал её блаженно почивший о. Иулиан Студеницкий. Притча рассказывает о муравье, который решил совершить паломничество в Иерусалим.
Узнали об этом в лесу, и поднялся шум. Львы, тигры, леопарды, волки, медведи ругают муравья:
– Ты, букашка, куда собрался? В Иерусалим! А знаешь ли ты, сколько на пути гор, долин, рек, озёр и морей? Даже мы не рискнём на такой подвиг, а куда уж тебе, муравью! Ни за что не дойдёшь до Иерусалима.
На это муравей отвечает им:
– Я знаю, что я мал, и что я, может быть, и не дойду до Иерусалима. Но если я умру, то я умру на пути в Иерусалим.
Что же касается меня, маленького муравья, то я не тешу себя иллюзиями о том, что меня помилуют "муравьеды". Буду стараться заслужить милость Господню. А если и не дойду до Иерусалима, то, если Бог даст, постараюсь до последнего вздоха не сходить с этого пути. (...) В конце концов, дело-то не в Артемии, и не в некоем маленьком муравье. Речь идёт о том, станем ли мы молчанием предавать нашу веру? Станем ли молчанием предавать Бога?»
Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»
1. Cуд в Сербии