Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин написал письмо председателю Госдумы Борису Грызлову с предложением ужесточить наказание по экстремистским статьям. Его просьба уже отправлена в профильные комитеты нижней палаты. В письме главы СКР содержится предложение убрать экстремистские статьи из юрисдикции присяжных, внести некоторые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. В частности, он просит утвердить меру пресечения в виде ареста до 30 суток без предъявления обвинения по преступлениям, требующим сложной доказательной базы, к которым как раз и относятся экстремистские.
На заседании социально-консервативного клуба партии «Единая Россия» зампредседателя комитета Госдумы по законодательству Андрей Назаров предложил ввести новые квалифицирующие признаки по трем видам преступлений. По мнению депутата, требуют существенного дополнения уголовные статьи за призывы к экстремистской деятельности, террористической деятельности, а также за возбуждение ненависти и вражды. Он считает: если подобные преступления совершены группой лиц и повлекли за собой массовые беспорядки, то виновные должны получать до 10 лет заключения. Сейчас самый высокий порог по этим преступлениям – семь лет заключения за призывы к террористической деятельности. Как пояснил депутат Назаров, «предложение этих поправок связано с тем, что в последнее время наметилась тенденция к обострению проблемы экстремизма и массовых беспорядков, возникающих на почве межнациональной розни». Вскоре, по его словам, поправки будут внесены на рассмотрение в Госдуму.
Всего в 2009 году было выявлено 428 человек, обвиняемых или подозреваемых в совершении подобных преступлений. При этом реальных приговоров по этим преступлениям было вынесено всего 52, причем четверть из них – за экстремистские высказывания в Интернете. В правоохранительных органах считают, что этот процент ничтожно малый. К представителям парламентских партий «экстремистские» статьи УК еще ни разу не применялись. Возможно, с введением поправок, ужесточающих наказание за такого рода преступления, круг лиц, чьи деяния попадают под определение «экстремизм», будет расширен и выйдет за пределы молодых радикалов и блогеров.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что «ужесточение наказания за экстремизм связано с обострением ситуации на Северном Кавказе, с праворадикальными акциями, в том числе на Манежной площади». По словам эксперта, «вопрос в том, как отделить критику власти от экстремизма, а оппозицию, пускай даже радикальную, – от настоящих экстремистов». В то же время он отметил, что «вряд ли экстремистские статьи будут применяться в отношении представителей парламентских партий». По его мнению, «скорее от этих поправок пострадают представители непарламентских, а в еще большей степени – незарегистрированных политических сил. Причем как левые, так и правые и либеральные – у нас при желании всех можно сделать экстремистами».