itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Опыт Царя-Освободителя дает нам благой пример мирного решения социальных проблем»

По словам протоиерея Геннадия Беловолова, отмена крепостного права стала прецедентом бескровного разрешения «проблемы колоссального масштаба»

0
372
Время на чтение 6 минут
150-летие отмены в России крепостного права не должно было пройти незамеченным и, слава Богу, впервые за многие годы этому событию уделено внимание. Безусловно, событие 19 февраля 1861 года – это славная страница истории нашего Отечества. Архиепископ Никон (Рождественский), оценивая это событие сто лет назад, в год его 50-летия, говорил: «Великий подвиг совершил Царь-Мученик, уничтожив крепостное право, такой подвиг, который может совершить только Царь-Самодержец! Посему день освобождения крестьян есть праздник свободы, торжества и славы Русского Самодержавия!»

Действительно, это был свободный акт Царя, его благодеяние своему народу. Интересно, что в самом Манифесте сказаны такие теплые слова: «в соответствие сему призванию Мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния…» Это буквально первые строки царского Манифеста, из которого следует, что действительно это деяние было продиктовано глубокой заботой Царя о своих подданных, любовью к ним как к своим чадам, сынам.

Благодаря этой реформе возник средний класс русского крестьянства, появился зажиточный русский мужик, который стал кормить всю Европу, так что плодами этой реформы воспользовалась не только Россия, но и Европа, получившая на свой стол каравай русского хлеба. И если бы не трагический обрыв нашей истории в 1917 году, думаю, что день отмены крепостного права праздновался бы как эпохальное событие, и благодарные потомки освобожденных крестьян, ставшие бы сегодня владельцами крупных агрокомплексов, с благодарностью вспоминали бы это деяние Государя…

Но, говоря о крепостном праве, мы должны разобраться в его сути и «отделить пшеницу от плевел». В советское время был создан устойчивый миф о крепостном праве как форме рабовладения в России. Это было одно из обвинений «царизма» в угнетении народа, отсталости России, до XIX века якобы имевшей рабовладение. Но здесь как раз и закавыка. Крепостное право не было формой рабовладения и не имеет никакого отношения к рабовладению как к строю, которого в истории России вообще не было. Россия - одно из немногих государств, которое в своей истории прошло мимо этой формы общественного строя, не отягощена его наследием, его последствиями.

Нужно разобраться, в чем же состояла суть крепостной зависимости крестьянина. В общем представлении утвердилось мнение, что крестьянин становился личной собственностью помещика. На самом деле эта зависимость подразумевала лишь зависимость от земли, это было прикреплением крестьян к земле, что называлось «крепостью». Эта система юридических норм формировалась исторически и первоначально возникла в условиях исторической необходимости, о чем замечательно писали русские историки. В частности, Соловьев утверждал, что сразу после татаро-монгольского ига, когда русская земля была разрушена и раздавлена, и требовался подъем сельскохозяйственного производства, единственным средством удовлетворения потребностей страны было укрепление крестьян, чтобы они не уходили с земель помещиков.

Отмена крепостного праваВначале эта мера предполагала свободный переход от помещика к помещику, но потом зависимость становилась более крепкой, особенно после Смуты. В начале XVII века Россия снова оказалась в руинах, и вновь потребовался колоссальный национальный подвиг, требовалось закрепление трудовых ресурсов, и крестьяне уже лишились права перехода, сформировалась система крепостной зависимости. Но это было, прежде всего, связью крестьянина с землей, а потом уже с помещиком.

Кроме того, я бы отметил и положительные моменты этого явления. Откуда идет особое почитание земли в нашем народе, любовь к земле? Отчасти этому способствовала крепостная зависимость. Судьба крестьянина от рождения была связана с землей, и неслучайно слово «христианин» и «крестьянин» стало синонимами. Отсюда и особая этика русского крестьянина: его трудолюбие, его послушание, его верность земле, знание о земле. Из рода в род воспитывались в крестьянских семьях навыки землеобработки. Русские крестьяне были в высочайшей степени профессионалами. Они добивались высочайших надоев молока, высокой урожайности хлеба. Крепостничество сформировало менталитет крестьянства и, шире говоря, менталитет нашего народа - его покорность, терпение, его патернализм.

Помещик, как собственник земли, вступал особые отношения с крестьянином. Хотя крестьянин не был рабом, но он попадал в безусловную зависимость, и на помещика возлагалось множество обязанностей. Когда мы говорим о крепостном праве, то подразумеваем только право владением землей. Но оно включало и обязательства со стороны помещика. Помещик должен был организовать сам производственный процесс, он следил за землей и охранял ее. Помещики-дворяне защищали страну - землю как целое - от нашествия врагов. Помещик нес и персональную ответственность за своих крепостных - обязан был их лечить, наделять продуктами урожая. Голодные годы скрашивались тем, что помещики были обязаны давать крестьянам хлеб. В результате возникали глубокие родовые и духовные связи. Один и тот же крестьянский род находился в крепостной зависимости на определенной земле, отсюда патриархальность отношений русского крестьянина и русского помещика.

Конечно, в этой ситуации многое зависело от нравственных качеств русского помещика. Здесь была возможность и для произвола, и мы знаем отрицательные примеры помещиков-самодуров. Но ведь было и много других помещиков, как, например, Юлиания Осорьина - помещица XVII века, которая в голодные годы сама ходила и кормила крепостных, выхаживала их. Ее подвиг удостоился даже чина святости - она прославлена Русской Церковью как Святая праведная Иулиания Лазаревская (Муромская). В этом смысле русские помещики дали нам и образцы святости. Более близок к нам пример такого помещика, как Николай Мотовилов, который совершил много благодеяний дл своих крестьян. Помещица Каргапольцева, владевшая деревней Леушино, лично выступила с инициативой основания обители, ставшей впоследствии знаменитым Леушинским монастырем, на подворье которого я имею честь служить. Когда ей требовалось собрать средства, она не обложила своих крестьян оброком и податью, а ходила сама и смиренно просила у крестьян пожертвования на создание храма в селе Леушино.

Император Александр II НиколаевичМожно было бы составить замечательную книгу по истории отношений русских крестьян с русскими помещиками. Конечно, идеальных общественных форм и отношений не бывает, можно было бы привести и негативные примеры, но мы их все хорошо и так знаем. Поэтому полезнее узнать о примерах положительных. Ведь был и такой факт: после отмены крепостного права многие крестьяне отказывались уходить от своих помещиков, настолько между ними сложились добрые отношения, что, получив свободу, крестьяне почувствовали отсутствие социальной защиты, функцию которой нес помещик, под покровом которого они жили.

Кто-то, наверняка, напомнит мне, что помещики продавали своих крестьян. Но давайте уточним, что это была продажа с наделением крестьянина землей у нового помещика, т.е. крестьянин не лишался самого главного и фактически, он переводился с одного земельного надела на другой. В реальности же получалось так, что в силу производственной необходимости помещик брал себе новых работников, которых помещал на свою земле. Так что это была не покупка человеческих душ, как таковых, а являлось своеобразной формой найма рабочей силы.

Крепостное право – это принцип любого общества, структурированного по сословиям. В сословном обществе любое сословие имеет как некоторые преференции, так и обязанности. Свои ограничения были у купцов, у духовенства. Например, батюшка, поставленный на приход, не имел права перехода на другое место - это ведь тоже определенная форма крепостничества. Даже Царь и тот был во многом ограничен - не мог совершать многое из того, что было позволено другим, не имел отпусков и выходных дней.

И, тем не менее, мы должны по достоинству оценить великое деяние Государя Александра II, потому что в крепостном праве было много не регламентированных вещей - многое строилось по традиции и обычая, многое завесило от личности помещика - так что были отношения как идиллические, так и трагические. Права помещиков были неопределенны с точностью закона и то, что добрые отеческие отношения помещика к своим крестьянам порой уступали место произволу, побудило Государя Императора даровать свободу русскому крестьянину, открыть ему простор для инициативы, деятельности.

Но не все в этом процессе было предсказуемым. Многие крестьяне, получив свободу, хлынули в города, стали формироваться мегаполисы, вчерашние батраки становились пролетариями, пополнявшими ряды революционных масс. И в этом смысле, свобода всегда оказывается даром весьма искусительным, она всегда предполагает выбор, различные варианты распоряжения ей и, к сожалению, не все использовали полученную свободу по назначению.

Для нас также важно и принципиально, что отмена крепостного права стала прецедентом бескровного решения проблемы колоссального масштаба. Во многих странах эта проблема решалась с помощью революций, внутренних гражданских войн. (Мы знаем, что в Америке отмена рабства сопровождалось кровопролитной войной Севера и Юга). Россия же показала пример гармоничного решения колоссальной социальной проблемы. Для нас сейчас это очень важно, поскольку нам никак не дают забыть, что мы живем в период реформ. И опыт Государя Императора дает нам благой пример мирного решения социальных проблем, пример предотвращения социальных потрясений, лимит на которые в России уже исчерпан. Социальные катаклизмы всегда приводят в нашей стране к хаосу, трагедии, крови, и только мудрые реформы сверху позволяют стране мирно развиваться.

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Валерий Ивченко: послушник, подвижник, праведник!
К отпеванию великого актера
14.03.2024
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
В нашей светской стране отмечаются языческие праздники?
Дворцовый мост в Петербурге будут подсвечивать красным цветом в честь Китайского нового года
02.02.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04