Диакон Владимир Василик: Синодальный период – это не «вавилонский плен» Церкви

По мнению православного ученого, синодальная эпоха является одним из самых славных периодов в истории Русской Православной Церкви

0
1075
Время на чтение 5 минут
Вчера исполнилось 290 лет со дня создания Духовной коллегии, получившей название Святейшего Правительствующего Синода. Ранее, в связи с годовщиной открытия Св.Синода критическую оценку синодальному периоду Русской Православной Церкви дали зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ игумен Лука (Степанов) и доцент РГУ и Рязанской духовной семинарии эксперт по синодальному периоду Игорь Митрофанов. Сегодня мы предлагаем альтернативный взгляд кандидата филологических наук, диакона Владимира Василика.

Синодальный период - это один из самых славных периодов в истории Русской Православной Церкви. Это время расцвета богословской мысли, расцвета миссии, проповеднического искусства, наконец, время расцвета святости. Именно эпоха синодального периода дала нам преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского, она же подготовила исповедников и мучеников российских.

У нас принято осуждать Царя Петра и говорить, что «орел западного абсолютизма выклевал православное сердце». Но встает вопрос, чем на самом деле было патриаршество XVII века? Конечно, патриаршество имеет великие заслуги в деле сохранения государственности, это и мученический подвиг святителя Ермогена и деятельность святителя Филарета. Но в какую смуту, в религиозный раскол и, едва ли не в гражданскую войну вверг Россию Патриарх Никон. Понятно, что не он один, что дело тут и в его оппонентах, и в восточных иерархах, но именно он явился начальником этой раскольнической смуты. Само по себе исправление книг и обрядов может и было необходимым, но его можно и должно было провести без всяких смут. Перешла же Русь совершенно тихо и спокойно на Иерусалимский устав без всяких проблем.

Перед царствованием Петра Русь пребывала в известном упадке, и на полном серьезе обсуждались проблемы разделения Руси на семь областных воеводств. Когда Софья спрашивала, что скажут Патриархи и бояре, то её любимейшие подданные отвечали, что «Патриарха и сменить можно, а бояре - это зяблое и поникшее дерево». Синод возник вовсе не одной властной волей Петра, а в результате известного упадка Церкви и церковного управления, который пришлось возрождать такими средствами. В том числе и назначением обер-прокурора из офицеров. Петра принято ругать, но именно он заставил Церковь заниматься проповедью, благотворительностью, и во многом вернул её к обязанностям, завещанным ей апостольским веком. Его принято ругать за то, что он отписал церковные имения в монастырский приказ, а много ли помогли церковному просвешению обширные патриаршии, епископские и митрополичьи земли, приписанные к монастырям? Если, как замечал Ключевский, при Мономахах были школы с греческой церковной грамотностью, то при Иоаннах не хватало школ даже с русской грамотой. А первая Славяно-греко-российская академия была открыта лишь в 1686 году. Русское царство, как таковое, состоялось в 1480 году, а патриаршество возникло в 1589 году. Ровно сто лет прошло.

Да, при Петре Церковь испытала вызов западной цивилизации. Не сразу, но она ответила на него. Ответила высоким богословием, подвижничеством, великими старцами Оптинскими, старцами Валаамскими. Тот образ синодальной церкви, который навязчиво рисовался нам революционерами, есть во многом ложный и искаженный. Духовенство синодальной эпохи было духовенством таковым, что значительная его часть работала руками, как сельские священники на полях. Духовенство было смиренным, любящим Бога. Лишь со времени Победоносцева духовенство стало получать более или менее регулярно зарплату. Впервые на Руси духовенство стало регулярно просвещенным, впервые ему было вменено в обязанность учиться. Это стал век высокого духовного просвещения. Можно вспомнить слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Какие были семинаристы до революции, я, архимандрит, не постыдился бы любому из них руку поцеловать». Это он говорил ещё в 80-х годах прошлого века.

У нас любят кивать на тех революционеров из семинаристов, которые вышли из священства. Рассмотрим слова Пушкина относительно пугачевщины: «Весь черный народ должен быть благодарен Пугачеву, духовенство ему благожелательствовало». Так что, может быть, тут семинарии и расцвет просвещения XIX века не совсем причастны. Рассмотрим ту же Смуту, когда многие духовные лица встали на сторону вора. Даже митрополит Филарет, будущий Патриарх, стал Патриархом в стане Тушинского вора. Конечно, у просвещения были свои яды, но стоит подумать, а не было бы хуже, если бы мы столкнулись с революционной заразой без всякой семинарской выучки? Имели бы мы тогда св.Иоанна Кронштадтского, св.Иллариона Троицкого, отца Иоанна Вострогова? Я сильно в этом сомневаюсь.

В синодальный период русская богословская наука в начале XX века достигла высочайшего взлета и равнялась в достижениях с мировой богословской наукой. Можно вспомнить Василия Болотова, Виктора Несмелова, Александра Бриллиантова и других. Всё это плоды синодального периода. Наконец вспомним, что большая часть церквей, существующих доныне, построена именно в тот период. Поэтому данному периоду мы должны быть за многое благодарны.

Система управления в синодальный период на первый взгляд выглядит во многом нецерковной и списанной с протестантского образца. Но, как говорил мудрый святитель Филарет, Промысл Божий превратил Духовную коллегию в Святейший и Правительствующий Синод, у которого было особое место в управлении Россией. Он не только не подчинялся Сенату, он был ему равновелик, а временами в своем значении даже чем-то его превосходил. У нас принято кивать на обер-прокурора, на повеление Царя Петра «о добром офицере», который, якобы, командовал Синодом, но следует отметить, что власть обер-прокуроров усилилась лишь в XIX веке. До этого они мало вникали в дела Синода, который пользовался, как и архиерейство, достаточно широкой свободой. Многие обер-прокуроры были оболганы, тот же Победоносцев. Его привыкли представлять жестоким и суровым человеком, а между тем, мало кто сделал столько добра, как он. Он помогал нуждающимся мирянам, хлопотал о регулярном жаловании духовенству, наконец, с ним связано распространение широчайшей сети церковного просвещения и церковно-приходских школ. Во многом благодаря именно ему, перед Первой мировой войной три четверти мужского населения России были грамотными.

Много нареканий на широкое государственное вмешательство в дела Церкви. Временами это несло вред, а порой было весьма полезно. Разве канонизировали бы преподобного Серафима Саровского без личного вмешательства Государя Императора Николая Второго? И многое другое доброе было бы не сделано без личного вмешательства Государя. Возьмем то же Российское Библейское общество, деятельность которого была остановлена именно верховной властью, хотя и по голосу Церкви в лице архимандрита Фотия.

Поэтому всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Не стоит вписывать синодальный период в схему «вавилонского плена» Церкви у абсолютистского государства. Цари наши в большей части, были глубоко православными верующими людьми, стражами и хранителями Православной веры. Как справедливо замечает Хомяков, синодальный строй давал большие возможности для развития соборности в нашей Церкви. Ваш покорный слуга преподает почти напротив здания Сената и Синода, и мы живем в городе святого Петра, в городе, овеянном славой синодального периода, в городе святого праведного Иоанна Кронштадтского, святой блаженной Ксении Петербургской, великих иерархов синодального времени. Будем же дорожить этой славой.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Александрийский папа или Александрийская мама?
«Хиротонисание диакониссы» Анжелики Молен в Александрийском Патриархате – большой шаг на пути принятия женского священства
03.05.2024
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Призываю Учёный совет РГГУ отменить своё ошибочное решение
26.04.2024
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.04.2024 02:17
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04