Игумен Лука (Степанов): «Я не отношусь к числу поклонников такой формы управления Церковью»

Исполняется 290 лет со дня открытия Духовной коллегии, получившей название Святейшего Правительствующего Синода

0
810
Время на чтение 5 минут
В ближайшее воскресенье исполняется 290 лет со дня создания Духовной коллегии, получившей название Святейшего Правительствующего Синода. 29 октября 1700 года скончался Святейший Патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) экзархом, блюстителем Патриаршего Престола. Но из его компетенции Государь изъял кадровые и административные вопросы. В 1701г. был восстановлен упраздненный в 1667г. Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

В 1718 году Царь Петр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии» и поручил псковскому епископу Феофану (Прокоповичу) составить для будущей коллегии устав, получивший название Духовный Регламент. В течение 1720 года проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись митрополит Стефан (Яворский). 7 февраля 1721 года был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии. Президентом Синода стал митрополит Стефан (Яворский). В том же году Царь Петр I обратился к Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными Патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 г. Константинопольский и Антиохийский Патриархи особой грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством. 27 февраля 1721 года Духовная коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта. С этого момента начинается синодальный период истории Русской Православной Церкви, продолжающийся вплоть до августа 1917 года.

В связи с годовщиной открытия Святейшего Правительствующего Синода мы попросили заведующего кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятеля Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директора православной гимназии игумена Луку (Степанова) и доцента РГУ и Рязанской духовной семинарии эксперта по синодальному периоду Игоря Ивановича Митрофанова дать оценку синодальному периоду истории Русской Православной Церкви.

Игумен Лука (Степанов)Игумен Лука (Степанов): «Я не отношусь к числу поклонников такой формы управления Церковью и ее соотношению с государством. Синодальный период явился тяжелейшим этапом для России, финалом которого стал возможен захват власти в стране ее врагами и разрушение ее святынь. Поставление Церкви в полную зависимость от государственной светской власти стало этапом не развития церковной жизни, а ее замораживания. Печальнейшими плодами такого этапа и такого рода отношения, которое выработалось в эти годы между Церковью и государством, стало изгнание правил благочестия из быта русского человека. Иное творилось во дворцах и домах, в деятельности светской, иное говорилось и училось в рамках образовательных предметов и недрах Православной Церкви. Плоды этого периода – глубокое и основательное расцерковление нашей интеллигенции и светской власти. А свято место пусто не бывает, и в результате потери благоговения, почтительности к православным святыням в душах интеллигенции и власть имущих нашлось достаточно места то для приправленной демонизмом мистики, для заражения западным схоластическим подходом к богословию. Наличие святых в этот период имело место не в связи с синодальным периодом, а вопреки синодальному периоду и той системе, которая была избрана как полезная для государства и уничижительная для Церкви.

Выдающиеся личности и святые люди того времени потому вдвойне величественны, что смогли не только выполнить Богом установленные заповеди и пройти путем спасения, но и преодолевать то окружающее разложение и отделение Церкви от народа, которое имело место в этот период, сам по себе еще не драматичный, но подготавливающий период трагичный для нашего Отечества.

Положение духовенства в эти годы вовсе нельзя назвать благополучным и благонадежным. Пастыри народа Божьего были поставлены в ранг совершенно зависимых идеологов государственной администрации, из-за чего они стали, за исключением выдающихся личностей, людьми, вызывающими даже некое отстранение, недоумение, некоторое опасение, чуть ли не брезгливость в высшем обществе. Поэтому можно только признать, что воистину нет худа без добра, и эти страшные годы безвременщины, начавшиеся в 1917 году, вынесли как корабль спасения, как институт великого и святоотеческого благочестия – Патриаршество. С благоговением чтить Патриаршество и сохранять его – дело нашей современной Церкви».

Игорь Митрофанов: «Я в основном стараюсь в своей преподавательской практике излагать линию, которой придерживается Русская Православная Церковь. Те историки, которые считают этот период благоприятным для Церкви, в основном говорят о том, что государство опекало Церковь. Но эта была настолько мелочная опека, что она фактически не давала Церкви возможности развиваться. В этот период некоторые вопросы богословского характера не имели дальнейшего развития. Например, при Императоре Николае I к печати была запрещена часть православных книг.

Непростой для Церкви был XVIII век – тяжелейшие времена Анны Иоанновны, непростые времена Екатерины II, когда во главе Церкви оказывались обер-прокуроры, которые иногда могли быть не только нецерковными, но и атеистически настроенными людьми. В этом была печаль великая.

Церковь в синодальный период стала государственным институтом, одной из опор государства, когда священники стали чиновниками, которые давали присягу на верность Государю. В этот период повсеместно нарушается тайна исповеди в государственных интересах.

Русский народ на протяжении многих веков привык видеть в Церкви защитника перед государством, заступника за униженных и оскорбленных. Патриарх Адриан во времена Петра I приезжал на Красную площадь и заступался за стрельцов. Когда Церковь стала государственным институтом, ее авторитет Церкви в какой-то мере был потерян.

И то, что в этот период было развито подвижничество, то надо понимать, что оно возникало не по соизволению государственной власти, а вопреки государственной власти. Великие подвижники часто имели с властью мало общего.

Синодальный период, конечно, во многом неоднозначный. Были и взлеты, и падения. Но в целом этот период не так прекрасен, как его иногда пытались описывать особенно после падения коммунистического режима. Среди церковных историков есть мнение, что синодальный период сыграл достаточно большую и позитивную роль. Но это мнение скорее всего выходит ввиду сравнения с советским периодом, при котором Церковь, само собой, была поставлена в неизмеримо худшие условия. Конечно, по сравнению с этим временем синодальный период казался благоприятным для Церкви.

В синодальный период многое зависело от личности Государя. Если Император Николай II был действительно православным человеком, который прислушивался к Церкви, то Александр I или Екатерина II свою веру проявляли, мягко говоря, своеобразно, когда во главе Синода стояли откровенные безбожники.

Некоторые историки считают, что именно в синодальный период установилась симфония Церкви и государства. С этим мнением трудно согласиться. Симфония властей в России была, пожалуй, в период правления Государя Михаила Федоровича Романова. В этот период симфония была проявлена достаточно ярко, когда Патриарх Филарет и Государь Михаил Федорович совместно управляли государством. А в синодальный период наблюдалось явное подчинение Церкви государству».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Лука (Степанов)
Вернуть образованию духовную основу
О подлинном возрождении педагогического служения и личностного достоинства учителей
31.10.2023
На что гневается современный человек?
О природе гневливости граждан и способах борьбы со страстью гнева
15.09.2023
Можно ли просто оказывать знаки, без
намерения жениться?
22.07.2023
Все статьи Игумен Лука (Степанов)
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59