Возрождение соборности не может быть формальным

Владимир Семенко о будущем Поместных Соборов Русской Православной Церкви

Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви) 
0
762
Время на чтение 4 минуты

В последнее время в среде православной общественности, на различных информационных ресурсах, в частности, и на сайте «Русская народная линия», активно обсуждается вопрос о будущем Поместных Соборов в нашей Церкви. Озабочено этой проблемой и священноначалие. Сейчас выдвигается идея о том, что большинство функций Поместного Собора нужно фактически передать Архиерейским Соборам. В связи с этим высказываются различные суждения. Одни полагают, что Поместный Собор - это очень вредный институт, которого исторически никогда не было в Православной Церкви, и что Поместный собор в том виде, в каком он собрался и работал в 1917-1918 годах, был одним из порождений феврализма, либеральной февралистской идеологии, сыграв достаточно негативную роль в истории нашей Церкви. Говорят о том, что этот собор фактически открыл дорогу обновленчеству, что на нем преобладал либеральный реформаторский дух и что единственным позитивным достижением его было восстановление патриаршества. Если бы не злобные гонители Церкви, пришедшие к власти в России, говорят критики собора, то еще неизвестно, какие радикальные реформы церковной жизни были бы им проведены. Другие, обсуждая эту проблему, обращают внимание в большей степени не на исторический, а на современный ее аспект. Они говорят, что в современных условиях фактическая ликвидация института Поместных Соборов приведет к тому, что простые священники и миряне никак не смогут влиять на принятие решений в Церкви.

Хотелось бы высказать и свое суждение на эту тему. Мне думается, что, говоря о соборности, неверно сводить все дело лишь к формальной стороне - есть Поместные Соборы, собираются они или нет. В советское время Поместные Соборы время от времени собирались, но можно ли говорить в связи с этим о том, что тогда в нашей Церкви была реальная соборность? По-моему, невозможно не согласиться: наличие или отсутствие самого института Поместных Соборов не может в решающей степени повлиять на то, чтобы мы с вами или простые священники каким-то образом усиливали либо ослабляли свое влияние на принятие принципиальных решений в Церкви. Совершенно понятно, что на ныне действующих Поместных Соборах ход голосования и решения в любом случае определяются архиереями, хотя формально священники и миряне имеют право решающего, а не только лишь совещательного голоса (что, с точки зрения исторической и канонической все же, как представляется, не вполне верно). Предположим, что эти соборы собирались бы регулярно, как положено по старому уставу, отмененному в 2000 году. Значило бы это, что нормы соборности торжествуют? Или, при нынешнем реальном состоянии всех нас, самой церковной институции, это по факту вело бы лишь к постепенной трансформации соборно-иерархического церковного организма, объединяемого силой Святого Духа, в некое подобие Первого съезда народных депутатов? И даже напротив: реально соборность могла бы возрождаться и в том случае, если бы на регулярно собираемых Поместных соборах правом решающего голоса обладали лишь архиереи, а все остальные участники имели бы лишь право совещательного голоса. Я, например, считаю, что в принципе можно было бы оставить этот институт, но таким образом, чтобы право решающего голоса принадлежало архиереям, а священники и миряне имели бы право совещательного голоса. Соборность - это такое исключительное качество Церкви, которое не поддается формализации, это вовсе не есть формальная демократия, как процедура, как это порой, к сожалению, понимается некоторыми. Так что само по себе наличие или отсутствие института Поместных Соборов в его «советском» изводе автоматически вовсе не влечет за собой усиление или ослабление влияния церковного народа на принятие решений в Церкви.

В этом плане можно было бы в принципе согласиться с позицией Андрея Рогозянского, который говорит, что реальное влияние народа на принятие решений в Церкви - это не участие в церковном соборе, а рецепция, то есть положительное или негативное восприятие того или иного решения церковной власти (в том числе и Собора) с течением времени. Такой подход в богословском, каноническом и историческом плане, на первый взгляд, представляется наиболее корректным. Но с одной весьма существенной оговоркой. Серьезная проблема заключается в том, что сейчас основные усилия наших церковных реформаторов направлены на мутацию самого церковного сознания, на то, чтобы изменить само качество церковного народа. Под сильнейшим прессом либерально-неообновленческой пропаганды находятся и архиереи, и простые священники, и миряне. При этом реформаторы используют всю мощь современных информационных технологий, используя метод, апробированный у католиков в период подготовки и проведения Второго Ватиканского собора, только в усовершенствованном виде. Если такая мутация произойдет, рецепция примет совершенно иной вид. Реформаторы, которые, слава Богу, находятся пока еще в численном меньшинстве, прекрасно понимают значение рецепции, понимают, что именно здесь, в связи с нею следует говорить о реальном участии народа в принятии решений. И эту, главную проблему я склонен принципиально, решительно выдвигать на первый план. Именно она является ключевой, а не столь соблазняющая некоторых наших братьев и сестер борьба за хоть какое-то место в аппарате церковного управления.

Думается, не совершу открытия, сказав, что на аппаратном уровне, как аппаратчик Патриарх Кирилл - настоящий гений, это надо признать. Про архиереев говорить не буду, но вся «соборная» оппозиция была нейтрализована им просто и изящно, без особых усилий. (Говорю про лояльных священноначалию чад Церкви, а не про склонных к расколу маргиналов). Вы хотите усиления соборности, хотите влиять на принятие церковных решений? Ну и пожалуйста: вот вам институт Межсоборного присутствия. Создана сложная иерархия участия «простых людей» в процессе «выработки решений». В нее включены все, а не только те, кто вошел в состав Присутствия. Проекты документов публикуются в интернете, пожалуйста, вносите поправки, они все будут учтены. Просто настоящее торжество соборности... Другой вопрос, что, как справедливо указывают некоторые коллеги, не вполне понятно, на что эти документы влияют, какова их связь с реальной жизнью. Но ведь не только никакое Присутствие, но и никакой собор, ни поместный, ни архиерейский не оказывает реального влияния на принятие таких крайне важных решений, как усиление контактов с банком Ватикана или строительство Духовно-просветительского центра под Геленджиком...

Возвращаясь к проблеме рецепции, поднятой коллегой Рогозянским, хотел бы еще раз подчеркнуть: основная борьба сейчас идет не столько за сохранение или упразднение самого института Поместных Соборов, и даже не за возможность чьего-либо участия в Межсоборном присутствии, сколько за качество самого церковного народа, самого церковного сознания. И здесь нечего лукавить: эта реальность, в которой мы все существуем, называется информационной войной. От того, насколько грамотно мы будем ее вести, используя все возможности, зависит будущее.

Владимир Семенко, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Семенко
Все статьи Владимир Семенко
Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)
Важные решения Священного Синода
Утвержден обновленный состав Межсоборного присутствия, временное управление рядом приходов Запорожской епархии поручено управляющему Бердянской епархией, епископ Бронницкий Лука назначен управляющим Биробиджанской епархией
12.03.2024
Хуже врага – предатель…
Недруги осуждают Путина, Шойгу, Патриарха Кирилла, опираясь на лживую информацию с вражьих сайтов, цель которых – посеять рознь между россиянами
15.06.2023
Богоданное величие
В рамках передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ
01.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:16
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2024 18:04
Душевный самонастрой
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.05.2024 17:58
Рубикон еще не пройден
Новый комментарий от Иван Демид
07.05.2024 17:55
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Русский человек
07.05.2024 17:50
Школа радости – мечта или реальность?
Новый комментарий от Ленчик
07.05.2024 16:58