«На права мусульман как представителей Российского государства, по-моему, никто и не покушается. Конечно, они такие же граждане России, как и все остальные. Но все-таки государствообразующей нацией является русская. Это не подразумевает ни второстепенности, ни приниженности мусульман. Просто есть русский народ, и страна наша называется Россией. Это объективная реальность. В чем, собственно повод для протеста и выражения недовольства?» -заметил священник.
«Православная культура никому не навязывается. Но ничего плохого в том, чтобы в России все имели представление о Православии, я не вижу - так же, впрочем, как и в том, чтобы православные имели представление об исламе», - добавил он. «В высказываниях по этим вопросам следовало бы, наверное, придерживаться большей уравновешенности», - заключил отец Борис.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, с заявлением Равиля Гайнутдина совершенно не согласен. «Все прекрасно знают, кем создавалась Россия и русская культура. И говорить о какой-либо равнозначности вклада Православия и ислама не приходится. То же самое относится и к формированию российской государственности. Если говорить, например, о XIV-XV веках, то мусульмане не столько способствовали, сколько препятствовали созданию Русского государства», - сказал он. «Разумеется, мусульмане из Татарии, Башкирии, Северного Кавказа были представлены в Царской армии. Но не благодаря же этому Русская армия одерживала победы и создавалась огромная империя!» - воскликнул протоиерей. «Слышать подобные заявления очень странно и тревожно. Они просто не соответствуют исторической правде и неизбежно будут вызывать конфронтацию с обеих сторон», - заключил он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, назвал точку зрения Гайнутдина «односторонней и не очень компетентной». «К сожалению, мы очень часто видим, как смешивается то, что соответствует действительности, с тем, что не соответствует. Это сбивает людей с толку. Говорить о том, что мусульмане в эпоху татаро-монгольского ига способствовали единению русских князей, очень большая натяжка. Сколько русских князей и простых людей Ордой было погублено! Страна была отброшена на многие десятилетия назад в культурном развитии», - сказал он.
«Именно Православие на протяжении всей нашей истории оказывало наиболее благотворное влияние на русскую культуру, русский менталитет. А с тем, что в России живет достаточно много мусульман, никто и не спорит. И с тем, что мы должны больше знать о мусульманской культуре, я тоже согласен. Мне, например, очень импонирует, что у мусульман сохранилось и успешно воспитывается столь уважительное отношение к старшим. Конечно, никакой розни между нами быть не должно. Все должны жить в мире и согласии. И здесь, я думаю, стоит обратиться к опыту Российской империи», - добавил отец Александр.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак сказал, что позиция главы Совета муфтиев до некоторой степени предсказуема, но остается провокационной. «Понятно, что такие слова вызывают довольно резкую реакцию со стороны православных. Объективно православных гораздо больше. Отрицать это – нонсенс», - сказал он.
«Как мне кажется, подобные заявления могут послужить разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни. Здесь нужна повышенная аккуратность. А это заявление не вполне соответствует историческим реалиям. Никаких конкретных фактов, которые подтверждают значительную роль ислама в становлении и развитии Руси, России, Российской империи муфтий не приводит. Их, на самом деле, и нет», - отметил отец Андрей.
«А что ислам и мусульманские традиции играют особую и очень важную роль в жизни, например, Татарстана, других республик или анклавов компактного расселения мусульман в нашей стране, всем хорошо известно, и никто против этого не возражает», - добавил он. «Мне также кажется, что число практикующих мусульман муфтий серьезно завышает», - отметил священник.
«В наше время, особенно напряженное именно в связи с национальными и религиозными отношениями, высказываться о них нужно максимально аккуратно и осторожно. Нельзя все-таки подстраивать современную ситуацию под интересы религиозного меньшинства. Безусловно, уважать интересы меньшинства нужно. Но все-таки это меньшинство не должно диктовать свою волю другим», - заключил он.