«Правильные» или «неправильные» праздники

Размышления современного верующего о праздновании 23 февраля и 8 марта

0
1994
Время на чтение 3 минуты

Многие современные православные люди сталкиваются с проблемой светских и религиозных праздников. Светские праздники нужно почтить вниманием, так как наши ближние их любят и привыкли отдыхать, дарить и получать подарки в эти дни. Это касается, прежде всего, Нового года, 23 февраля и 8 марта. В религиозные же праздники, когда нам хочется после праздничного богослужения сохранить радостное состояние, часто приходится идти на работу или встречаться с тем, что в семье нет традиции уделять внимание православным датам. Что делать и как смещать акценты от светских праздников к религиозным, прежде всего, в своих семьях?

Максимум, чего удается добиться мне в дни православного празднования, - это кратко рассказать о нем жене и дочери, пропеть праздничный тропарь перед трапезой. Но единения праздничного я с родными не чувствую, для них это обычный день. Возможно, что мне над этим просто надо как-то работать, еще больше вовлекая близких в годовой круг богослужений, объясняя им смысл всех праздников.

Хуже дело обстоит с «праздниками» 23 февраля и 8 марта. Мне очевидна их искусственность и советская привязка к февральским дням 1917 года. Я не хочу в эти трагические для Отечества дни улыбаться и произносить слова поздравлений. Я действительно внутри себя считаю, что кровь убиенных в гражданской войне и в застенках лагерей вопиет в эти дни к Небу особенно сильно...

Но близкие этого не знают, а если и услышали от меня и прочитали где-то, не считают существенной причиной, чтобы «отменять» привычные поздравления в эти дни. Ведь это так хорошо, когда все поздравляют мам и пап! Когда в школах и детсадах мальчики и девочки поздравляют учительниц и воспитателей! В какие еще дни дети и взрослые подарят внимание друг другу?! Это происходит так редко в нашей жизни, что отменять это никак нельзя.

Отменять нельзя, но можно перенести. Станете ли вы в день смерти своего отца веселиться и поздравлять друг друга с чем бы то ни было? А ведь Отечество - больше отца...

Как было бы хорошо праздновать День Защитника Отечества 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца! Можно было бы совместить торжества с Днем Победы! Ведь у этих двух событий, несомненно, есть духовная связь. А женщин мы поздравляли бы всей страной во второе воскресенье после Пасхи, в день свв. Жен-мироносиц, вспоминая не эмасипированные требования работниц, а смирение, терпение и любовь - как лучшие женские качества!

Но нет, заложенное лукавым празднование в скорбные даты теперь рождает непонимание и в семьях. Объяснения о нецелесообразности празднования этих дат приводят к непониманию и иногда даже к конфликтам с ближними. Я рад бы поздравить своих родных женщин с 8 марта, но они, зная мое отношение к этому «празднику», сочтут это лукавством!

Что делать, чтобы не уменьшить количество внимания, которое они ожидают, и при этом все-таки не веселиться в невеселые дни календаря? Ведь переноса этих праздников вряд ли дождешься от нынешнего правительства! Да и как изменить привычки неверующей публики? Ведь для многих даты 23 февраля и 8 марта не являются скорбными. Представьте полковника 45 лет. Он всю жизнь считал 23 февраля своим днем, принимал заслуженные поздравления... И вдруг ему объявляют, что именно в этот день началась смертельная болезнь нашего Отечества, окончившаяся братоубийством. Изменит ли он свое отношение к этому дню? А женщины, привыкшие в «праздник весны» получать мимозы и радостное настроение? Захотят ли они променять это на воскресенье, которое и так выходной, да еще и с плавающей датой???

Верующие, по моему глубокому убеждению, не должны образовывать из себя сообщество людей, объединенных своей верою, праздниками и смыслами. Такое сообщество неизбежно маргинализуется, что часто на деле и происходит. Верующие должны нести свет неверующим. Именно мы должны находить способы, как рассказать своим ближним правильно об этих «праздниках», как сместить акценты со светских бессмысленных (в лучшем случае) или злосмысленных дат на древние, исполненные глубины общечеловеческих смыслов христианские праздники. Это должны сделать именно мы в своем ближнем окружении, очень мягко и с любовью, уважая привычки близких и родных нам людей...

Давайте все вместе будем в меру сил объяснять в своем окружении целесообразность переноса, и, глядишь, с Божьей помощью праздники через некоторое время будут перенесены!

Сергей Житинский, «Русская народная линия»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Простите, не могу продолжать дискуссию.

Сейчас, за неимением времени, пишу, не прочитав новые сообщения, где-то после 40го. Простите меня все, кого я взбудоражил своей статьей, благодарю всех, кто ответил на мою просьбу поделиться своими переживаниями по указанному поводу. Насаживать или упразднять праздники в РФ не входит в мою компетенцию, я высказал лишь свои чаяния, возможно они больше никого и не волнуют. Но судя по посещаемости данного текста, все же немного интересны. Благодарю всех за участие!

11. 31.

Владимир Анатольевич! Я не историк, я просто человек. Я чему-то верю больше, а чему-то меньше. В данном вопросе, я более верю этой статье http://ruskline.ru/analitika/2010/03/08/8_marta_my_dolzhny_pozdravit_drug_druga/, чем вашим фактам, которые, я не исключаю, взяты из советских источников, объясняющих происхождение праздников.

10. 38. Владимиру

Я не считаю, что я где либо лукавлю, ибо я не считаю Вас ближним. Я Вас ни разу не видел, простите.

9. 24. И.А. Палатнику

Нет у меня боязни маргинальности! Я просто убежден, что христиане не должны быть маргинальными. "Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного." (Мф. 5: 13-16)

8. 17. сергию

Спаси Бог, тезка, что указали на мой грех. Но все же - неужели нельзя ничего обсудить - ведь любое мнение будет "отсебятиной" и признаком гордыни?

7. 13. Анониму

Верно. Священноначалие очень мудро поступает, в отличие от радикалов.

6. 10. Владимиру Анатольевичу

Возможно, я неуч и ваша версия событий 1917-1918 гг. истинна, Господь рассудит.

5. 9. 2 lucia

Это и составляет предмет моей скорби, если хотите. Большинство наших БЛИЖНИХ празднует и даже любит эти советские праздники. И надо не просто откреститься от них, а с любовью и пониманием объяснить свою позицию. А может где-то, когда необходимо, и поздравить БЛИЖНИХ с этими "праздниками"

4. 7. Игорю Валерьевичу

Молодец этот профессор! Уважаю таких людей!

3. 3. student-у

По-моему, мой текст мало походит на беснование. Я выразил свое отношение к этим датам и рискнул предположить, что не один я такой.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Житинский
Покидая «кроличью норку»
Окончание беседы о смерти рок-н-ролла
05.08.2022
Коронавирус, пандемия, вакцинация…
Как относиться православному христианину?
11.02.2022
Чтобы не угасала память о наших героях, живущих на Небе!
Mail.ru Cloud Solutions совместно с «Жить в небе» поддержали «Бессмертный полк»
22.05.2020
Заработала авторизация и форум
Прошу прощения за двухмесячную задержку
31.12.2019
Все статьи Сергей Житинский
Последние комментарии