Радован Караджич вновь подчеркнул, что взятые в плен весной 1995 года «миротворцы» являлись ни кем иным, как военнопленными Армии РС, так как выступили на стороне агрессора - НАТО. При этом они пользовались всеми законными для военнопленных правами.
Караджич привел факты, что «миротворцы» Руперта Смита стали «вражеской страной» для сербов, когда авиация НАТО начала наносить удары 25 мая 1995 года по сербским позициям. 26 мая 1995 года Армия РС ответила на налеты взятием в плен около 200 «миротворцев» ООН.
Свое утверждение о том, что «миротворцы» были военнопленными, но никак не «заложниками», Караджич обосновывает тем фактом, военнослужащие ООН были заранее предупреждены о том, что если НАТО нанесет удары, то «миротворцы» будут рассматриваться как враждебная сторона. «Вы отвечали за борьбу против боснийских сербов», - обвинил Смита Караджич.
Руперт Смит не согласился с мнением Караджича, что мусульманская Армия БиГ извлекла выгоду от воздушных ударов НАТО по позициям Армии РС. Встает резонный вопрос: а весеннее и осеннее контрнаступление 1995 года Армии БиГ вообще никак не связано с одновременными натовскими ударами? Кому эти сказки рассказывает Смит? Да, в гаагском судилище съедят и не такое! Но, честному человеку говорить подобные вещи просто недостойно!
Тем более, что Караджич вновь продемонстрировал документы Армии БиГ, доказывающие, что ее тяжелое вооружение действовало из «демилитаризованных зон» Сараева. Экс-президент РС предъявил документацию, подтверждающую, что «гуманитарные конвои ООН» доставляли мусульманам оружие и амуницию.
На вопрос Караджича, почему Смит не приказал атаковать за подобные нарушения позиции мусульман, британец промямлил какой-то детский лепет о том, что «после реакции Армии РС он был не в состоянии что-то предпринять».
Караджич подчеркнул, сообщает «Танюг», что УНПРОФОР не подверг мусульманский анклав Сребреница демилитаризации и еще ряд районов, из которых мусульманская Армия БиГ беспрепятственно нападала на позиции Армии РС, а, главное, на мирные сербские села.
Смит подтвердил, что Сребреница не была демилитаризована, объяснив это тем, что это якобы не являлось задачей «голубых касок», которые должны были «только контролировать этот процесс». Британец также согласился с тем, что освобождение Сребреницы армией генерала Младича в июле 1995 года было «реакцией» на атаки Армии БиГ из этого района. Генерал также подтвердил, что когда Армия РС вошла в Сребреницу «город был пуст» - Армия БиГ оставила его, мирное население перебралось на базу ООН в Поточарах. Смит подтвердил, что Ратко Младич сообщил ему, что гражданское население оставило город по собственной воле. Он также подтвердил, что легендарный сербский генерал согласился допустить в Сребреницу к попавшим в плен нескольким сотням бойцам Армии БиГ Красный крест и представителей Комитета ООН по делам беженцев.
Караджич процитировал место из книги дипломата-миротворца Карла Бильдта, где говорится, что около 4 тысяч мусульман Сребреницы погибло при попытке прорыва сербского окружения на пути к городу Тузла. Смит фактически отказался комментировать слова дипломата, что тоже говорит о многом.
Смит не смог ответить на вопрос Караджича, чьи самолеты приземлились в марте 1995 года на аэродроме в Тузле, на которых было доставлено оружие для мусульманской стороны. Караджич тогда процитировал высказывание одного американского журналиста: «Мы стали мусульманской авиацией».
Гаагский трибунал обвинил, тем временем, сараевского профессора Берко Зечевича в неуважении суда за отказ выступать свидетелем обвинения против Радована Караджича. По указанию судилища профессор был арестован.
Михаил Ямбаев, к.и.н., н.с. Института славяноведения РАН, специально для «Русской народной линии»