Завтра, 10 февраля, исполняется 130 лет со дня кончины великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Мы попросили известного специалиста по творчеству писателя, настоятеля Леушинского подворья в Петербурге протоиерея Геннадия Беловолова рассказать о мероприятиях, проходящих в эти дни и посвященных памятной годовщине.
Я хотел бы рассказать о тех событиях, которые прошли и проходят в нашем городе в связи со 130-летием со дня кончины Федора Михайловича Достоевского. Во-первых, сегодня в 12 часов дня прошла уже ставшая традиционной панихида на могиле Федора Михайловича Достоевского, на которой присутствовали сотрудники музея Достоевского, потомки великого писателя, директор музея Наталья Ашимбаева. Были возложены цветы, после этого также была совершена панихида и в соборе Владимирской иконы Божией Матери на Владимирском проспекте. Это собор, возле которого жил писатель
В доме № 5 на Кузнечном 28 января 1881 года (10 февраля по новому стилю), 130 лет назад преставился великий писатель. Именно в этом доме сейчас и существует музей, и именно сотрудники музея в 1988 году выступили инициаторами открытия храма во имя Владимирской иконы Божией Матери. Тогда в общину вошли известные деятели культуры - Дмитрий Сергеевич Лихачев, Лев Николаевич Гумилев, сделавшие много для открытия храма. Он, кстати, стал первым храмом, возвращенным Санкт-Петербургской епархии в начале так называемой «перестройки» в 1989 г., еще при митрополите Алексии, будущем Святейшем Патриархе.
Сегодня именно в этом храме была совершена соборная панихида. Ранее по разным причинам здесь совершалась лишь однажды панихида в память о Достоевском, теперь эта традиция будет соблюдаться именно в день памяти писателя. Можно также отметить, что панихиду возглавил ключарь храма протоиерей Валентин Голиковский в сослужении научного сотрудника музея Достоевского протоиерея Геннадия Беловолова. Храм предложил поминальную трапезу для научных сотрудников, общественности прямо в трапезной собора.
Во время этой панихиды, этой трапезы возникла мысль выразить духовную связь Достоевского с его приходским храмом написанием иконы святого великомученика Феодора Тирона, небесного покровителя русского писателя, так, чтобы Достоевского можно было помянуть свечой перед иконой его небесного покровителя всегда, и не только в этот день памяти. Протоиерей Валентин Голиковский благословил эту идею, и теперь будут собраны средства, почитатели писателя могут принести их в музей (пока, правда, еще не решили, в музей или храм). Безусловно, храму требуется икона, напоминающая о его великом прихожанине.
К этой юбилейной дате, 130-летию со дня кончины Достоевского, было издано факсимильное издание его собственного экземпляра Святого Евангелия. У Достоевского было Евангелие, которым он особенно дорожил, оно было подарено ему в Сибири, в Тобольске женами декабристов, Фонвизиной и Анненковой. Оно представляло собой первое издание Евангелия на русском языке, осуществленное еще Библейским Обществом в начале 1820-х годов, и с этим Евангелием Достоевский никогда не расставался, он прошел с ним через каторгу, оно всегда было с ним на его писательском столе, в дороге. Небольшого формата, удобное для перевозки, оно стало действительно путеводной книгой Достоевского. Это Евангелие сохранилось в Москве в архиве Российской государственной библиотеки, я сам лично работал с экземпляром этого Евангелия еще в конце 1980-х годов, делал доклад и даже написал статью об этом Евангелии. Дело в том, что в нем сохранились пометки писателя, подчеркивания, пометки на полях, как ручкой, так и ногтем.
В Новом Завете, принадлежавшем Достоевскому, сохранились краткие записи. При этом представляет особый интерес запись, оставленная Достоевским в тексте Апокалипсиса. Там, где говорится о пришествии антихриста, Достоевский на полях начертал слово «общечеловек», обозначив ту проблему, с которой, может, как раз мы сегодня и имеем дело во всей ее полноте, а именно с проблемой нивелирования личности, нивелирования цивилизаций, с тем, что мы называем «глобализмом». И Достоевский это предчувствовал, переживал, воспринимал в категориях апокалиптических. Он предчувствовал явление «общечеловека», размывание национальной ментальности, национального миросознания, сливание людей в общий котел, что, безусловно, напоминало ему о Вавилонской башне. Модель глобализма уже была воплощена при строительстве Вавилонской башни, и как мы знаем, результаты были достаточно печальны.
Евангелие, принадлежавшее писателю, было издано факсимильно, с научным аппаратом, толкованиями, комментариями. Сегодня в музее Достоевского проходит презентация этого научного издания. Событие само по себе достаточно серьезное, мы все теперь сможем взять в руки Евангелие Достоевского, прочесть его вместе с Достоевским, обратить внимание на те стихи, главы, которые отметил писатель, и, безусловно, раскрыть для себя глубже евангельские корни творчества писателя и его идеологии. Та книга, которую Достоевский раскрывал каждый день, без сомнения раскроет и нам Достоевского как великого писателя-христианина. Я считаю, это достойный подарок к юбилею писателя.