Мне очень по душе оценка этих истекших двух Патриарших лет со стороны настоятеля Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Владимира Сорокина. Очень трезвый и глубокий анализ представил уважаемый батюшка. И я солидарен с ним в следующих отношениях. Все мы заметили, как эти два года Патриаршества, которые начались со своеобразного боевого крещения - посещения Святейшим Патриархом Кириллом Украины - отозвались в его сердце, и он обрел полный вес как в Церкви, так и в обществе. Мы видим, с какой ответственностью Святейший Патриарх произносит каждое свое слово, мы видим, как он, держа в руках весы божественной правды и любви, ныне мудр и осторожен.
Церковное общество всегда отличается здоровым консерватизмом. И провозглашенный государством девиз модернизации мало соотносится с подлинно воцерковленным сознанием. Я соглашаюсь с уважаемым отцом Владимиром из Санкт-Петербурга относительно очень дорогой для меня мысли. Святейший Патриарх за эти два года от количественных параметров перешел к критерию качества. Ибо сегодня наше священническое делание - не столько обходить моря и земли, дабы «глаголом жечь сердца людей», сколько идти вглубь и вверх.
Мне кажется, что Святейший Патриарх сегодня разделяет мудрое слово апокалиптического ангела Церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского, который в одном из своих поздних дневников писал, что если бы мы, священники, соответствовали священническому достоинству, благодати сана в полной мере, то сатане не было бы дела, ему нечего было бы делать в наших городах. Сегодня Святейший Патриарх Кирилл обращается с пронзительным и глубоко прочувственным словом к пастырям, побуждая каждого из нас накапливать в себе ту евангельскую соль, тот нравственный потенциал, без которого сама приходская жизнь будет рутинной, какие-то внешние действия - прожектерством. Наш изнемогающий народ в борьбе за выживание сегодня ищет не громких и красивых фраз и обещаний, он пресыщен ими в своей внешней жизни. Ищет даже не внешнего церковного строительства, но ищет пастырского сердца, смиренного, чистого, любящего, и, главное, искреннего и жертвенного. А этот товар не покупается и не продается, но является плодом только подвигом личного благочестия. И нам очень отрадно, что Святейший Патриарх, несмотря на достаточно жесткие экономические условия, в которых существует Церковь, не обнаружил за эти два года пугающей некоторых пастырей (особенно в провинции) тенденции превращать Церковь в коммерциализированное заведение.
Патриарх высоко держит духовно-нравственную планку и обращается к священнику как к носителю Христовой благодати, требуя от нас не столько отчетов, формуляров, документации в электронном виде, сколько подлинного пастырского тепла и нелицемерной заботы о людях. Очень хочется надеяться, что присущая Русской Православной Церкви духовная остойчивость, незыблемая верность Богооткровенным догматическими истинам, канонам и упомянутая мною внутренняя теплота любви будут возрастать по мере возрастания нашего взаимного доверия друг к другу, я имею в виду ангела Русской Церкви - Святейшего Патриарха - и офицерского состава - духовенства, которое и призвано сегодня воодушевлять людей и укреплять их в борьбе с лукавым духом и лукавым временем.
Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (Москва), член Союза писателей России, специально для «Русской народной линии»