Напомним, что предварительно для обсуждения кандидатов на Патриарший Престол в Храме Христа Спасителя 25 января 2009 года собрался Архиерейский собор Русской Православной Церкви, на который прибыли 198 делегатов из 202 архиереев Русской Церкви. По итогам заседания Архиерейский Собор предложил Поместному Собору Русской Церкви кандидатуры трех архиереев, набравшие самое большое число голосов: Местоблюстителя Патриаршего Престола, председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленскиого и Калининградского Кирилла (Гундяева); управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина) и Патриаршего Экзарха всея Белоруссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). 27 января для избрания 16-го Патриарха Русской Православной Церкви в Храме Христа Спасителя собрался Поместный Собор. На его третьем пленарном заседании, в ходе которого состоялось голосование, из 702 делегатов Собора за митрополита Кирилла высказались 508 соборян.
В связи с двухлетней годовщиной Предстоятельства Патриарха Кирилла мы попросили председателя Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессора СПбДА, благочинного Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятеля Князь-Владимирского собора, кандидата богословия протоиерея Владимира Сорокина поделиться своим видением первых двух лет служения Патриарха Кирилла в предстоятельском сане.
Прошедшие два года Патриарх Кирилл формируется как национальный лидер, он становится действительно Великий Господином и Отцом нашим. Ему удается формировать свою самостоятельную линию, при этом он учитывает слабые и сильные стороны своих предшественников – Патриархов Алексия II, Пимена и Алексия I. Их Патриаршество тоже было неоднозначным, и Патриарх Кирилл об этом знает.
Мы живем в такое исторически ответственное время, когда очень важно слышать соборный разум Церкви. Святейший Патриарх Кирилл понимает, что он один ничего не сможет сделать, он хорошо осознает, что ничего у него не получится, если он не будет понятен клиру, народу Божию и стране нашей. Поэтому он стремится быть понятным и для власти, и для народа как церковного, так и нецерковного. У нас очень сильно развито чувство низкопоклонства, почитания начальников, озабоченность тем, что скажут сверху. Патриарх Кирилл прекрасно понимает, что должны быть задействованы низы. За ХХ век люди привыкли быть формальными исполнителями, неактивными участниками.
Патриарх Кирилл пытается сформулировать критерии, которые были бы оценкой качества жизни человека. Он понимает, что самое главное сейчас – сделать акцент на критериях в оценке того или иного человека от рядового мирянина до иерарха. До сих пор эти критерии была размыты. Ранее их сформулировать не позволяла государственная власть, сейчас же Патриарху Кириллу удается самостоятельно сформулировать критерии. А это крайне важная задача.
Считаю совершенно естественным то, что Патриарх Кирилл стал уходить от терминов, которые уже навязли в зубах, таких как, например, «миссионерство» и т.д. Патриарх Кирилл начал понимать, что сейчас самое главное не пресловутое «миссионерство», а качество жизни. Потому что от качества жизни зависит и позиция человека, и благополучие страны, прихода, народа и каждого из нас в отдельности. Если мы сумеем сделать так, что приход будет являться живой и качественной общиной, то мы выполним свою миссию по спасению авторитета Церкви.
Все чаще звучат голоса о том, что Церковь отходит от святоотеческой традиции, что она формально относится к своим обязанностям. Патриарх Кирилл стремится опровергнуть это мнение. Я приветствую его инициативы и жду их дальнейшего развития. Вообще Патриарх Кирилл стал более осторожным, потому что он знает, насколько сейчас коварно время. Он понимает, что главное – не слова, а дела. И он старается следовать этому принципу.
К счастью, Святейший Патриарх Кирилл не стал «партийным» Патриархом. Я общаюсь с многими людьми и могу засвидетельствовать, что они все считают, что Патриарх Кирилл становится нашим лидером национального масштаба. И я бы очень не хотел, чтобы он стремился подменить Президента и пр. Меня немного настораживает его увлеченность собственной популярностью и его стремление подменить собой гражданские власти. Но Церковь не должна подменять светские институты, институты государственной власти, мы не должны брать на себя ответственность за все стороны жизни нашего общества. Главное для Церкви – духовная опека народа. Мы должны делать все для того, чтобы Православие было практичным и в то же время возвышенным.
С приходом Патриарха Кирилла связывали тревожные ожидания какого-то обновления Церкви, перехода на новый стиль, каких-то модернистских и обновленческих новшеств. К счастью, эти ожидания не оправдались. Патриарх Кирилл знает, что ХХ век был полон всяких церковных экспериментов, попыток перевернуть традиционные ценности, революциями и прочее. Поэтому вряд ли он будет делать какие-то опрометчивые шаги. Не хочет ведь Патриарх Кирилл, чтобы его Патриаршество омрачилось какими-то экспериментами! Патриарх Кирилл – трезвомыслящий человек и великолепный аналитик, и он хорошо понимает серьезность положения. Поэтому в этом отношении я спокоен.