Однако, считает пастырь, «это только начало». «По мере того, как люди будут воцерковляться, они будут входить в мир Нагорной проповеди, постигая моральные, нравственные и эстетические ценности через призму христианского мировоззрения», - добавил отец Олег. «Актуальность предложенного свода будет зависеть от того, насколько нам удастся восстановить православный образ жизни, как его понимали наши предки», - заключил он.
В свою очередь, протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, не согласился с порядком, в котором перечислены предложенные документом ценности. «Мне как священнику странным кажется то, что на первое место поставлена справедливость. Для очень многих людей это понятие имеет значение в первую очередь как принцип распределения общественных благ или как юридическое понятие, связанное с адекватным наказанием за преступление. Но если во главу угла мы поставим именно эту ценность, то может не остаться места для милости и прощения, для дружбы и снисхождения», - заметил он. «А любовь, и верность, имеющие для христианина непреходящее значение, оказались как бы на задворках и почему-то считаются приемлемыми только в браке», - добавил отец Александр.
«Все ценности, приведенные в этом списке, взятые по отдельности, конечно, хороши. Но важно и то, как они соотносятся друг с другом. Что более приоритетно, что – менее? В этом, по-моему, суть вопроса. И этого нельзя упускать из виду при обсуждении данного документа. Само же обсуждение, по возможности широкое, должно, как мне кажется, стать положительным фактором нашей общественной жизни», - заключил священник.
«Наверное, у каждого человека есть свое понимание иерархии ценностей, - отметил преподаватель МДАиС иеромонах Тихон (Зимин). - Составители этого свода предлагают некий исходный набор ценностей, к которому можно что-то прибавить, что-то изменить в нем. В данном перечне было бы неплохо указать, что предлагается считать более важным, а что – менее; какие ценности относятся к собственно российским, а какие – к общечеловеческим», - сказал он. «Мне, например, кажется, что семейные ценности должны занимать более высокое место, а такие понятия, как жертвенность и благосостояние, по-моему, не очень хорошо согласуются. Я бы обязательно добавил к этому перечню веру и поставил на более высокое место любовь. Любовь, по крайней мере, даже и для многих неверующих людей является очень важной ценностью», - отметил отец Тихон.
«В любом случае широкая дискуссия о ценностях очень полезна нашему обществу. Каждый человек в процессе обсуждения может увидеть что-то новое, о чем-то изменить свое мнение, и самое главное – задуматься об истинных ценностях нашей жизни», - заключил священнослужитель.
Напомним, что ранее в интервью «Русской народной линии» и.о. настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине протоиерей Димитрий Арзуманов заметил по поводу «Свода»: «…Меня несколько насторожило вынесенное на первое место слово "справедливость". О какой справедливости идет речь? О человеческой? Но ведь мы знаем, что все революции происходят как раз в борьбе за эту самую "справедливость". Поэтому я бы на первое место поставил Божию правду, так как вера – это основа и источник всего ценного, что может быть. Вера как раз и определяет все человеческие ценности, а если веры не будет, то о какой справедливости, и каком патриотизме можно говорить? Мы ведь знаем и советский, и демократический патриотизм... То же самое касается и семьи. Она ведь сегодня по-разному трактуется – кто-то говорит о "шведской семье", кто-то – об однополой – посмотрите, что происходит в Европе! Так что и семья без веры не семья. А в том, что перечислено, я про веру ничего не нашел, а без нее всякая обозначенная в документе ценность ценностью не является. Поэтому я думаю, что при редактировании этой концепции необходимо поставить веру на первое место, ибо без нее все остальное бессмысленно».