«Надеюсь, что это пока лишь проект такого Свода, а не его окончательная редакция, потому что меня несколько насторожило вынесенное на первое место слово "справедливость". О какой справедливости идет речь? О человеческой? Но ведь мы знаем, что все революции происходят как раз в борьбе за эту самую "справедливость". Поэтому я бы на первое место поставил Божию правду, так как вера – это основа и источник всего ценного, что может быть. Вера как раз и определяет все человеческие ценности, а если веры не будет, то о какой справедливости и каком патриотизме можно говорить? Мы ведь знаем и советский, и демократический патриотизм... То же самое касается и семьи. Она ведь сегодня по-разному трактуется – кто-то говорит о "шведской семье", кто-то – об однополой – посмотрите, что происходит в Европе! Так что и семья без веры не семья. А в том, что перечислено, я про веру ничего не нашел, а без нее всякая обозначенная в документе ценность ценностью не является. Поэтому я думаю, что при редактировании этой концепции необходимо поставить веру на первое место, ибо без нее все остальное бессмысленно», – сказал в интервью «Русской народной линии» и.о. настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине протоиерей Димитрий Арзуманов, комментируя «Свод российских ценностей», опубликованный на сайте синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.
Авторы этого документа, как говорится в сообщении, призывают общественность к его широкому обсуждению. «Это плод дискуссий, которые мы имели с рядом политических партий, общественных слоев нашей страны. В дальнейшем мы были бы благодарны за реакцию на этот список, что-то, может быть, в него стоит добавить, что-то в нем стоит, очевидно, модифицировать, может быть, что-то из него стоит исключить», – сказал вчера глава отдела протоиерей Всеволод Чаплин, представляя Свод на круглом столе в Москве.
По признанию самого священника, название документа «Вечные ценности – основа российской идентичности», под которым объединены общественные приоритеты, является «достаточно амбициозным». При этом речь не идет о ценностях, которые важны в силу своей давней истории или эффективности в текущий политический и экономический момент. Критерием истинности этих ценностей стала «их укорененность в Божией правде и в том опыте жизни, который, несмотря на все консервации и модернизации, оставался для России константой».
Возглавляет список справедливость, понимаемая как политическое равноправие, честность судов, ответственность руководителей. Справедливость в понимании авторов документа реализуется как социальные гарантии, она требует преодоления бедности и коррупции и предполагает достойное место для каждого человека в обществе и для всей нации в системе международных отношений. Согласно этому принципу, распределение ценностей – духовных и материальных, созданных трудом людей, должно быть справедливым и заслуженным.
Вторая ценность – свобода, причем речь идет о личной и индивидуальной свободе – свободе предпринимательства, свободе слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, о свободе общей, национальной – о самостоятельности, независимости, самобытности российского народа.
Третья ценность – солидарность, понимаемая как способность разделить с другими бремя их забот, трудности, болезни, скорби, а также общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, жизнеспособность.
Четвертая ценность – соборность, под которой подразумевается единство власти и общества в работе на благо страны и людей, единство разнообразных культур, гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества, нравственная ответственность личности перед ближними и обществом.
Пятая ценность – самоограничение и жертвенность, подразумевающие отказ от эгоизма, потребительского отношения к ближним и окружающему миру, способность жертвовать личным ради блага ближнего и Отечества.
Следующая ценность – патриотизм, вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, его культуре, готовность трудиться ради Родины. Далее следует ценность блага человека, его благосостояние и достоинство. Духовное и материальное благополучие человека понимается как основной приоритет социального развития и соблюдение прав человека. Завершают список семейные ценности – любовь и верность, забота о младших и старших.