Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Носитель византийского духа

26.01.2011


Диакон Владимир Василик об актуальности творчества Константина Леонтьева в 180-ю годовщину со дня его рождения …

Константин Николаевич ЛеонтьевСегодня, 13/26 января, исполняет 180 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева. Он родился в 1831 г. в с. Кудиново Калужской губернии в небогатой дворянской семье. В 1849 г. окончил Калужскую гимназию, некоторое время учился в ярославском Демидовском лицее, а затем поступил на медицинский факультет Московского университета. Некоторое время К.Н.Леонтьев работал медиком, затем, в 1863 г., поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел и за 8 лет службы на Балканах и в Турции прошёл путь от секретаря и драгомана (переводчика) до консула в Салониках. В этот период жизни Леонтьев придерживался сугубо материалистических воззрений, которые сам позднее охарактеризовал как «естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки». Но в 1871 г. Леонтьев пережил духовный кризис, сопровождавшийся тяжелой болезнью и чудесным исцелением. Оправившись от болезни, Константин Николаевич всей душой обратился к Богу.

Леонтьев оставил службу и провёл около года в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, намереваясь принять постриг, но не получил благословения от старцев. В это время он написал работу «Византизм и славянство», в которой выступил с критикой славянофильства и панславизма, который считал политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России. Он противопоставлял идее славянского единства идею национальной самобытности русского этноса. В январе-апреле 1880 г. Леонтьев стал заместителем главного редактора газеты «Варшавский дневник», где смог проповедовать свои уже выкристаллизовавшиеся взгляды. В декабре он вернулся в Москву, где получил место члена Московского цензурного комитета. Леонтьев в это время активно печатался в изданиях консервативного и славянофильского направления, опубликовал сборник статей «Восток, Россия и славянство» (т. 1-2, 1885-86). Своего рода политическим завещанием стали поздние работы «Национальная политика как орудие всемирной революции» (1889) и «Славянофильство теории и славянофильство жизни» (1891). В 1887 г. Леонтьев вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни. 18 августа 1891 г. он принял тайный монашеский постриг. Вскоре, заболев пневмонией, переехал в Троице-Сергиеву Лавру, где и отошел ко Господу.

В юбилей самобытного русского мыслителя мы попросили известного петербургского ученого, знатока византизма, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика сказать несколько слов об актуальности творчества Константина Николаевича Леонтьева в наши дни.

Диакон Владимир Василик«Наследие Константина Николаевича Леонтьева сегодня более чем актуально и, в то же время, в значительной степени не востребовано. Эта невостребованность наследия Леонтьева связана с тем, что он труден для понимания, в него надо вчитываться, в него надо вдумываться. Временами он бывает достаточно резок, но за этой резкостью очень часто скрывается трепетность и благочестие. Многие вещи, которые Леонтьев говорил, для окружавшей его публики были весьма "невкусными", но на проверку они оказывались прозорливыми и подлинными.

В частности, он и Федор Михайлович Достоевский очень точно предсказали судьбы молодых славянских государств, которые образовались на развалинах Османской империи. К.Леонтьев точно предсказал, что рулить в них начнут либералы и масоны-русофобы, которые сделают максимум возможного для отторжения православных славянских народов от Церкви и России. В этом смысле заслуживает уважения его твердая, принципиальная каноническая позиция в болгарском вопросе и в вопросе верности и отстаивания единства Константинопольского Патриархата. Его монархизм подлинен и нелицемерен, он представляет собой византинизм в лучшем смысле этого слова, свободный от всякого этнизма и филетизма. Если, скажем, для Ф.И.Тютчева русский Царь – это прежде всеславянский Царь: («И своды древние Софии, / В возобновленной Византии, / Вновь осенят Христов алтарь. / Пади пред ним, о Царь России, - / И встань как всеславянский Царь!»), то для Леонтьева русский Царь есть, прежде всего, Царь всея России, и, соответственно, всех ее подданных, а не только славян, а, во-вторых, это, прежде всего, Царь православный и Царь для православных.

И Православие, по мысли Леонтьева, несомненно, доминирует над народностью. Характерно такое резкое высказывание: "Русское царство, населенное православными немцами, православными поляками, православными татарами и даже отчасти православными евреями, при численном преобладании православных русских, и русское царство, состоящее сверх коренных русских, из множества обруселых протестантов, обруселых католиков, обруселых татар и евреев. Первое созидание, второе – разрушение". И в этом Леонтьев глубоко прав.

Привлекает в Леонтьеве и отстаивание им русского благочестия с особым акцентом на страхе Божьем как на начале премудрости. К сожалению, многие наши современники, помня о любви Божией, часто забывают о Божьем правосудии и о воспитательном значении страха Божьего. Характерна для Константина Леонтьева любовь к монашеству и, прежде всего, к восточному монашеству афонскому. Александр Блок как-то назвал Владимира Соловьева "рыцарем-монахом", но думаю, что это определение гораздо больше подошло бы к Константину Леонтьеву. Он действительно был сторонником монашеских идеалов, в чем-то его видение государства совпадает с видением святителя Иоанна Златоуста, который рассматривал идеальное государство как благоустроенный монастырь и говорил, что если бы в обществе все было хорошо, то тогда и монастыри бы не понадобились. Лично я считаю, что К.Н.Леонтьева надо читать и перечитывать, не смущаться его эпатажем, не удивляться его резкими высказываниями, а стараться воспринимать главное – тот "дух суровый византийства", который очевидным образом присутствовал в его творчестве».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Г.Кремнев : Re: Носитель византийского духа
2011-01-27 в 10:43

Низкий поклон досточтимому Отцу диакону за проникновенные слова!

Антидоту.
Отчасти Вы правы…
Но пафос здесь именно в ЦЕЛОЙ цитате, а не оборванной Вами на полуслове.
Для Леонтьева неприемлема политика чисто «этнической» руссификации, он считал ее гибельной для России.
В каком-то смысле можно говорить о его достаточно резкой оппозиционности как в целом внешнеполитическому курсу (миротворческому!) Императора Александра III, так и некоторым направлениям внутренней политики (конечно, не всем!)
2. Антидот : Re: Носитель византийского духа
2011-01-27 в 10:10

_Русское царство, населенное православными немцами, православными поляками, православными татарами и даже отчасти православными евреями, при численном преобладании православных русских..._

Если бы да кабы.
1. Бибиков Н.Г. : Re: Носитель византийского духа
2011-01-27 в 09:45

Благодарен диакону Владимиру и Дорогой редакции за статью.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме