То, что сейчас творится в системе высшего образования, - это просто безобразие. Мы просто в шоке от новых требований, которые сейчас к нам предъявлены. То, что делается в системе образования, - это просто преступление в государственном масштабе, это всем понятно, но, к сожалению, никаких комментариев от первых лиц государства по этому поводу не поступает.
А насчет возможности трудоустройства студентов у меня, в отличие от данных ВЦИОМ, несколько другое мнение. Я не считаю, что наше время кому-то не дает возможности трудоустроиться. Это зависит от творческого накала, потенциала, который был развит во время учебного процесса. Опять же этого достигают педагоги, которые не замучены своими бесконечными отчетами, еженедельными переменами всяких форм бумаг, которые нужно писать. Конечно, сейчас сами люди, стоящие у власти над образованием, не разбирающиеся в законах педагогической любви, попечения, ответственности, нравственности, пытаются бумажными тисками загнать в совершенный тупик нетворческого состояния педагогическую деятельность.
В связи с этим немногие педагоги в состоянии прикладывать к студентам весь свой потенциал опыта, творческого интереса для того, чтобы само учебное время стало бы для учащихся опытом подмастерья, помогающего мастеру. Ведь что такое кафедра, что такое научное сообщество, ведущее образовательную работу в высшей школе? Это единомышленники по какому-то открытию, по какому-то научному творческому труду. А студенты - это их подмастерья, те, кто у них учится, те, кто рядом с ними воодушевляется устремлением, приобретением мастерства в выбранном направлении.
Всякий выпускник, стяжавший начатки мастерства, будет востребован в любом направлении, несмотря на все происки западного влияния и разрушительные тенденции, которые сейчас в нашем образовании признаны не пятьюдесятью, а девяносто процентами всего педагогического сообщества; просто мало, кто их слушает, мало, кому они интересны. Не знаю уж, кому молиться, чтобы дело нашего образования вышло на стези благоразумия, нравственности! Необходимо воспитание педагога, ответственного и уважаемого мастера, которому были бы даны полномочия не в каких-то рамках «модулей и рейтингов», всех этих иностранных слов, определять достоинство студента, а самому творчески и с финансовой поддержкой выполнять свое служение и приобщать к нему молодых и талантливых своих помощников, которые именуются студентами.
Тогда это будет, конечно же, созидание нашего поколения будущего, нашего высококвалифицированного состава специалистов во всех областях. То, что происходит сейчас, не вызывает воодушевления. Уж примите за правду мое свидетельство в этом от абсолютного большинства, почти от ста процентов педагогического состава нашей высшей школы.
В контексте заявления А.Дворковича о необходимости отмены стипендий я бы посоветовал отменить ему зарплату, чтобы и он выживал за счет личной предприимчивости. Потому что это преступление против государства. За подобное предложение надо уже выносить его кандидатуру на обсуждение в тех органах, которые заботятся о безопасности нашего государства.
Игумен Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии, специально для «Русской народной линии»