Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Эсхатология не должна быть главной струной в церковной лире»

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ / 21.01.2011


Если большинство крещеных по-настоящему воцерковится, считает протоиерей Андрей Ткачев, мы станем очевидцами великого чуда …

Со 2 по 4 февраля пройдет Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В преддверии Архиерейского Собора с 28 по 30 января 2011 года состоится пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Священный Синод на заседании от 5 марта 2010 года постановил «считать полезным проведение в 2011 году Архиерейского Собора, о чем иметь дополнительное суждение». Согласно пункту 2 главы III Устава Русской Православной Церкви «Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года… По предложению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода или 1/3 членов Собора - епархиальных архиереев может быть созван внеочередной Архиерейский Собор, который в таком случае собирается не позднее, чем через шесть месяцев после соответствующего синодального решения или обращения группы архиереев к Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду».

Своими ожиданиями от грядущего Архиерейского Собора в интервью «Русской народной линии» поделились известные московские пастыри о.Валерий Буланников и о.Александр Шумский. Сегодня на эту тему рассуждает сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев
.

Мне кажется, что самые назревшие и перезревшие проблемы те, которые связаны с внутренней миссией и литургические. Если всех людей, которые крещены в лоне нашей Церкви, по-настоящему воцерковить, или хотя бы большую часть из них, тогда мы будем очевидцами великого чуда. Пока же нас держит и тянет вниз балласт крещенных, но не воцерковленных, и количество, не перешедшее в качество. 

Я считаю разрешение вопросов катехизации и внелитургической храмовой деятельности, вопросов частоты причащения, а также проповедования Слова Божия - это самая главная задача, касающаяся самой природы Церкви.

Во вторую очередь надо успокаивать людей, ставить на место раздутые эсхатологические чаяния и чувствования. Эсхатология не должна быть главной струной в церковной лире.

Также очень важен вопрос отношения с инославными. Церковь находится сегодня в условиях глобализации, и изменившиеся внешние условия должны породить новые формы благовествования. Стираются государственные границы, информация легко перетекает по всему миру, миграция людей приводит к смешению культур. В этих условиях нам нужно учиться совершать своё дело.

Очень назревший вопрос - это отношение к новомученикам. Почти на каждый день календаря у нас есть имена людей, в недавнее время страдальчески погибших за Христа, но понимание их подвига и почитание его далеко не соответствует степени самого подвига и этому огромному свидетельству. Мы преступно забываем и даже ещё не научились думать о той громадной жертве, которая была принесена за Христа в минувшем столетии в нашей стране нашей Церковью.

Много, конечно, и других вопросов. Есть отдельные вопросы, касающиеся мирян, монашествующих, духовенства, архиереев. Но природа Церкви - это Евхаристия, Тело Христово - это имя Церкви и имя главного таинства. Поэтому всё, что касается Литургии и проповеди Евангелия, является сущностным, а дальше уже по мере важности отходят вопросы второго эшелона.  




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. Аркадий : Ольге
2011-01-22 в 08:23

Спасибо, Ольга, согласен полностью. Многие нынче слушают и не слышат.
6. Писарь : Прот.Андрею Ткачеву.
2011-01-22 в 01:15

"Все что касается Литургии и Проповеди Евангелия,является сущностным".

Ув.Протоирей Андрей Ткачев.
Нет никаких возражений.
Действительно является сущностным в прямом смысле слова.
Будет мiр сущим (существовать) или нет.
И в этом свете,мне,честно говоря, не вполне понятно,что означает "миссия",но вполне понятно,что означает Проповедь.
Мне,так же, не вполне понятно,что означает "катехизация",но вполне понятно,что означает Оглашение.

Мiр стоит Законом Божиим.
И "главная струна" сего оркестра-Христос.
Думаю так.

Чем быстрее и полнее будет приведена Вся Полнота Православной Церкви к Учению Св.Отец Православных,тем будет лучше для всех.
Жизнь станет чище.
И в веке сем и в будущем.
"Вера без дел мертва".
5. Ирина Фр. : новомученики
2011-01-22 в 01:11

Как показывает практика, новомучеников знают и глубоко почитают как местночтимых святых. То есть там, в тех храмах, городах и весях, где их подвиг и просиял.
4. и. Александр З. : Новомученики.
2011-01-21 в 22:22

Для того, чтобы мы пришли в сознание подвига новомучеников русских, мало одного желания,- необходимо составлять им службы,писать стихиры и каноны, отражающие личные жизнь и подвиги новых святых. Это церковный вопрос высшего эшелона церковного управления, с одной стороны, богословских школ - с другой.
Мы предпочитаем служить древним святым, потому что им составлены совершенные службы.Современное творчество на церковно-славянском языке находится в плачевном состоянии.
Так что вопрос о должном воспевании подвига новомучеников переходит в проблему церковного творчества, которое так просто не закажешь, но которое требует тщательной литургической подготовки на годы вперёд,если мы за это возьмёмся сейчас.
3. Ольга : Церковной лире грозит потеря многих струн вне решения насущных эсхатологических вопросов современности.
2011-01-21 в 15:21

Удивляет благодушие известного батюшки по поводу эсхатологии. Озабоченность происходящими процессами по поводу электронной России с идентификацией населения явно выражена в последних документах, опубликованных на официальном сайте Московской Патриархии. (ФЗ-210). Проблема видится в том, что Интернетом пользуется 20% населения и читают подобные документы верующие люди и без того "держащие руку на пульсе", фигурально выражаясь. Для подавляющего же большинства населения России эта информация недоступна, а духовенство "успокаивает" вопрошающих или молчит. Живое пастырское слово жаждут услышать верующие и публицистическая проповедь востребована как никогда.(И св. Тихон Задонский, и св. Феофан Вышенский (Затворник), и св. прав. Иоанн Кронштадский никогда не замалчивали насущные проблемы современности, включая и политические). Даже вне религиозного контекста замысел "электронного муравейника" в такой стране, как Россия, выглядит по меньшей мере не адекватным. В этом контексте уместно привести взгляды духовного светоча современности архиеп. Аверкия Таушева: "Душа человека не может двоиться, не извращая своей природы: двойственность есть величайшая фальшь, обман и самого себя и других.
И все те, кто стремятся к этому земному «прогрессу», забывая слова Христовы: «ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложится вам» (Матф. 6, 33), кто бегает несения креста своего, по заповеди Христовой, а думают лишь о том, как бы устроиться на земле по-лучше и по-привольнее, по-богаче и по-вольготнее, наслаждаясь всеми земными благами и удовольствиями, находятся в одном лагере со слугами Антихриста, работая сознательно или бессознательно на его скорейшее явление и воцарение в мире.
Таковые - не Христовы, а Антихристовы!
Отгонять от себя мысль о приходе Антихриста – это как раз в его интересах, и это очень опасно. Такой уже наполовину в его руках, и, конечно, поклонится ему, когда придёт, оказавшись в числе его верных служителей.
Христианство это не теория, а жизнь – новая жизнь, которую принёс на землю Воплотившийся нашего ради спасения Единородный Сын Божий. Между тем, для большинства современных «христиан» – христианство это одно, а жизнь – совсем другое.
Идея примирения христианства с современностью – это одна из самых модных и заманчивых идей, способных создать популярность и славу проповеднику. Но к таким проповедникам относятся строгие прещения Слова Божия на лживых пророков, какие мы находим, например, у святого пророка Иеремии: такие проповедники, которые только «убаюкивают» верующих, стремясь говорить им приятное, проповедуют «ложь и обман своего сердца», навлекая на себя осуждение Божие.
От истины Святаго Православия отступают те, которые должны были бы быть столпами Святаго Православия – высокие иерархи, вплоть до возглавителей отдельных Поместных Христианских Церквей.
Мы сейчас лицом к лицу стоим перед этой Апостасией, и главной угрозой христианской вере, вере православной, является так называемое «экуменическое движение» во-главе с так именуемым «Мировым Советом Церквей», которое отрицает учение о единстве и непогрешимости Истинной Христовой Церкви и пытается создать из всех ныне существующих «церквей» и исповеданий, включая и Православие со всеми отступлениями от него и извращениями, какую-то совершенно новую «лжецерковь».
Можно только поражаться духовной слепоте тех несчастнейших из людей, которые не видят всего того ужаса, что творится в мире сейчас, и сами думают и других уверяют, что «ничего особенного нет», «что всегда так было» и что все эти нравственные безобразия, преступления и бесчинства «законны» и «естественны». Поистине странно и даже страшно становится, когда слышишь такие суждения от людей, будто бы «верующих» и даже от некоторых священнослужителей.
В своей духовной слепоте они не видят во всём сейчас происходящем явных признаков близости явления Антихриста, кончины мира, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда… они порой сами, сознательно или бессознательно участвуют в этом ставшим теперь почти стихийном движении Апостасии и считают, что «иначе нельзя», что «этого требует жизнь» и «сложившиеся обстоятельства», «польза дела» и чуть ли даже не «польза Церкви»…
А тех, кто не утратил в этом всеобщем бесовском шабаше духовного зрения и кто пытаются открывать всем глаза на истинное положение вещей в мире, они обвиняют в гордости, в отсутствии христианского смирения, в самообольщении, в религиозном фанатизме и, Бог весть, в каких смертных грехах.
Эти странные люди, своим подобным настроением ясно свидетельствующие, как далеки они от истинно-христианского умонастроения, говорят, что «пугать никого нельзя», что это якобы «неполезно». Такое утверждение идёт прямо вразрез с ясным учение Слова Божия о том, что «Начало премудрости – страх Господень» (Пс. 110, 10), что «Страх Господень – источник жизни» (Пр. 14, 27).
Наоборот, «пугать» людей необходимо, потому что они стали слишком уж бесстрашными: никого и ничего больше не боятся – даже Самого Бога, не говоря уже о своей совести, и безстыдно творят всевозможные беззакония, как бы в уверенности, что никакого наказания им не будет". Помоги Вам Господи, досточтимый о.Андрей.
Цитаты подобраны р.Б. Александром Сысоевым.
http://sysoev.boom.r...txt/new/taishev.htm
2. Андрей : согласен!
2011-01-21 в 14:19

прошу прощения - не предсоборного присутствия, конечно, а Межсоборного. исправьте, пожалуйста
1. Андрей : согласен!
2011-01-21 в 13:41

Дорогой о.Андрей, дорогие братья и сестры! во-первых, сердечн поздравляю всех вас с праздниками рождества Христова и Крещения! во-вторых, не смог не поддержть о.Андрея в заявленной им первостепенности решения вопросов, касающихся Евхаристии! Мне представляется не совсем верным в этой связи, что члены Предсобороного присутствия не поставили эту проблему среди главных, а упомянули о ней лишь в контексте другой темы.
храни всех Господь,
Андрей

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме