Со 2 по 4 февраля пройдет Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В преддверии Архиерейского Собора с 28 по 30 января 2011 года состоится пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Священный Синод на заседании от 5 марта 2010 года постановил «считать полезным проведение в 2011 году Архиерейского Собора, о чем иметь дополнительное суждение». Согласно пункту 2 главы III Устава Русской Православной Церкви «Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года… По предложению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода или 1/3 членов Собора - епархиальных архиереев может быть созван внеочередной Архиерейский Собор, который в таком случае собирается не позднее, чем через шесть месяцев после соответствующего синодального решения или обращения группы архиереев к Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду».
Своими ожиданиями от грядущего Архиерейского Собора в интервью «Русской народной линии» поделились известные московские пастыри о.Валерий Буланников и о.Александр Шумский. Сегодня на эту тему рассуждает сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев.
Мне кажется, что самые назревшие и перезревшие проблемы те, которые связаны с внутренней миссией и литургические. Если всех людей, которые крещены в лоне нашей Церкви, по-настоящему воцерковить, или хотя бы большую часть из них, тогда мы будем очевидцами великого чуда. Пока же нас держит и тянет вниз балласт крещенных, но не воцерковленных, и количество, не перешедшее в качество.
Я считаю разрешение вопросов катехизации и внелитургической храмовой деятельности, вопросов частоты причащения, а также проповедования Слова Божия - это самая главная задача, касающаяся самой природы Церкви.
Во вторую очередь надо успокаивать людей, ставить на место раздутые эсхатологические чаяния и чувствования. Эсхатология не должна быть главной струной в церковной лире.
Также очень важен вопрос отношения с инославными. Церковь находится сегодня в условиях глобализации, и изменившиеся внешние условия должны породить новые формы благовествования. Стираются государственные границы, информация легко перетекает по всему миру, миграция людей приводит к смешению культур. В этих условиях нам нужно учиться совершать своё дело.
Очень назревший вопрос - это отношение к новомученикам. Почти на каждый день календаря у нас есть имена людей, в недавнее время страдальчески погибших за Христа, но понимание их подвига и почитание его далеко не соответствует степени самого подвига и этому огромному свидетельству. Мы преступно забываем и даже ещё не научились думать о той громадной жертве, которая была принесена за Христа в минувшем столетии в нашей стране нашей Церковью.
Много, конечно, и других вопросов. Есть отдельные вопросы, касающиеся мирян, монашествующих, духовенства, архиереев. Но природа Церкви - это Евхаристия, Тело Христово - это имя Церкви и имя главного таинства. Поэтому всё, что касается Литургии и проповеди Евангелия, является сущностным, а дальше уже по мере важности отходят вопросы второго эшелона.