Фонд единства православных народов имени святителя Марка Эфесского объявил конкурс историософских и политологических работ на тему «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?» Информационное сопровождение конкурса осуществляет информационно-аналитическая служба «Русская народная линия».
Для подведения итогов конкурса был создан Экспертный совет, в состав которого вошли известные русские ученые и писатели. Одним из членов Экспертного совета является заместитель председателя Собора православной интеллигенции доктор философских наук Алексей Николаевич Швечиков. Мы попросили Алексея Николаевича сказать несколько слов о значении конкурса.
Это извечная проблема как для России, так и для Запада. Она родилась вместе с возникновением Киевской Руси. Уже наши далекие предки обозначили свое отношение к Западу как настороженное. «Повесть временных лет» сообщает нам, что, когда князь Киевский Владимир выбирал для своего народа религию, посланцу Римской церкви он сказал: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не принимали этого», т.е. христианства в католическом исповедании.
Но не только силой веры пытался Запад присоединить к себе Русь, но и силой оружия. Но и на этом поприще его ждало поражение, ибо уже древняя Русь предупредила Запад: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет». Со времен Александра Невского и его знаменитых побед на Неве и чудском озере до разгрома Наполеона и Гитлера Запад терпел военное поражение от России. По причине бесконечных попыток Запада покорить Россию духовно или военной силой, у нашего народа сформировалось устойчивое представление о его враждебности по отношению к своему восточному соседу.
И, тем не менее, нельзя утверждать, что Россия беспрестанно конфронтировала с Западом. Были времена, когда культурная экспансия России со стороны Запада достигала масштабов национальной катастрофы. На грани национального разлома и утраты корневых основ русской жизни проходили реформы Петра I. Русская аристократия в своем низкопоклонстве перед Западом доходила до того, что знала французский язык лучше русского и говорила на русском только с дворней.
И, тем не менее, мы не можем не быть благодарны европейцам за то, что Европа была для нас на протяжении многих столетий животворным источником светской культуры и научно-технических достижений. И за это ей низкий поклон и наша благодарность, высказанная еще Ф.М. Достоевским в его знаменитой пушкинской речи. В то же время мы не можем не видеть в поведении западных народов по отношению к нам самонадеянной надменности и чванливости, некоего налета очевидности превосходства над нами во всех отношениях и в то же время постоянного страха перед непредсказуемыми русскими.
Как бы отвечая на обвинение в нашем национальном слабоумии, А.И.Герцен не без юмора писал об одном из представителей «самого цивилизованного народа» Европы: «Он был не очень глуп, как большинство французов, и не очень умен, как большинство французов».
Необходимо заметить также, что перенимая от Запада достижение светской культуры, науки и техники, мы никогда не шли ни на какие компромиссы в отношении религиозной веры. Здесь, считали мы, нам нечему учиться и следует только защищаться решительно и бескомпромиссно.
Что касается современного состояния проблемы «Россия-Запад», то она существенно пока не изменилась с обеих сторон. Настороженность осталась. Для нас стало совершенно очевидно, что развивать отношения с Западом необходимо и даже продуктивно, но только в сферах экономической, политической, научно-технической и отчасти - культурной. Что касается духовной стороны этих отношений, то здесь сфера сотрудничества существенно сокращается, ибо может иметь для нас катастрофические последствия.
В Российском обществе западническая (я бы даже сказал - смердяковская) позиция всегда была достаточно ощутимой, особенно среди интеллигенции. Эта часть всегда была склонна идеализировать Запад и унижать Россию. Западническая болезнь захватила сегодня солидную часть российской интеллигенции и большую часть политической и промышленно-финансовой олигархии, которые с упорством Петра I навязывают сегодня стране и народу европейско-американские ценности и принципы жизни, игнорируя традиционные ценности нашего народа. Это сковывает творческие силы народа, порождает опасную социальную напряженность, сдерживает процесс национального возрождения, унижает страну. Такое западничество современной России не только не нужно, оно смертельно опасно.
Перспектива наших отношений с Западом мне представляется такой. Обойтись без России сегодня Запад уже не может, а завтра еще более. Пока эта зависимость сугубо энергетическая, сырьевая, но может и должно случиться так, что именно Россия и Русское Православие помогут Западу выйти из того духовного кризиса, в котором он сегодня оказался, когда люди разочарованы западным вариантом христианства, уходят из него или переходят в другую веру (преимущественно - ислам).
Проблема Россия-Запад обширна и актуальна. Конкурс историософских и политологических работ на тему «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?» дает возможность раскрыть многие проблемы современных отношений двух великих цивилизаций. Успеха в этом всем участникам и плодотворного творческого поиска.