В связи с этой проблемой издание попросило православных священнослужителей ответить на вопрос, считают ли они противоречие календарей серьезными и можно ли ее разрешить?
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что в расхождении церковного и гражданского календарей есть и положительные стороны. «Конечно, когда у большинства праздник и веселье, то многим хотелось бы к этому присоединиться и стать "как все". А вот у нас, действительно, в это время строгий пост. Что же делать? Но, может быть, это единственный день в году, когда мы можем осознать, что мы не "как все", что мы действительно "не от мира сего". Так что по-своему такая ситуация для нас не так уж и плоха», - сказал он.
«Здесь еще надо учесть, что вопрос о переходе на новый стиль не так уж прост, как кажется. И дело здесь даже не в том, какой календарь лучше. Речь идет о сохранении нашего церковного единства. Разделения и расколы в церковном народе нам не нужны. Наше священноначалие поступает очень мудро, не торопясь ставить этот вопрос в повестку дня», - добавил отец Владислав.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, также не считает календарную проблему особенно острой. «Лично для меня никакой проблемы в этом нет. С христианской церковной точки зрения гражданский Новый год – праздник все-таки очень условный, и отмечать его до Рождества Христова нелогично. Ведь именно Рождество Христово стало началом нашей новой эры», - сказал он.
«Хотя, конечно, приходится слышать и жалобы на некоторый дискомфорт. Ведь многие привыкли встречать Новый год по новому гражданскому календарю, а возвращаться к традиции все-таки еще тяжело», - признался отец Сергий. «Но стоит напомнить, что люди, пришедшие к власти в результате революции, сознательно разрушали христианские традиции и связанные с ними духовные основы общества. Будем надеяться, что современное государство вернется к нравственным принципам, закрепленным в христианской традиции», - заключил он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, уверен, что Русской Церкви переходить на новый стиль не следует. «Изменение традиции, древней и освященной многими поколениями великих духовных и святых людей, повлечет за собой массу негативных последствий. А в нашем обществе и без того накопилось множество причин для напряжения и неудовольствия. И ничего хорошего вмешательство в календарную сферу нам не принесет», - сказал он.
«Святые отцы Первого Вселенского собора выбрали именно этот календарь, прекрасно понимая, что у него есть и определенные недостатки. Но на практике эти недостатки значительно перевешиваются его преимуществами. В нашей современной ситуации уж лучше потерпеть немного эти, на самом деле не такие уж и серьезные, неудобства. Нужно просто жить и радоваться и благодарить Господа за то, что имеем, за то, что мы являемся чадами Русской Православной Церкви. И Господь увидит наше смирение и возблагодарит нас. Господь никогда в долгу перед человеком не остается. Это мы всегда в долгу перед Господом», - заключил священник.
Того же мнения придерживается и священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области. «Я считаю, что выход из создавшегося положения искать не нужно. Собственно, проблемы здесь и нет. Точнее, люди, в том числе и некоторые православные, зачем-то выдумали эту проблему и теперь охают и ахают: как же этот дискомфорт преодолеть, как же Новый год во время поста справлять, может, календарь поменять?» - сказал он.
«Но безошибочных календарей не бывает. Может быть, есть какие-то недостатки и в нашем церковном календаре, но достоинств в нем гораздо больше, и он прекрасно работает. И если вдруг поменять его даже на самый точный и современный календарь, то еще неизвестно, будет ли он работать и сможем ли мы по нему жить. Если Богу будет угодно поменять порядок вещей, Он обязательно даст знак. Но мне пока ничего о подобном знамении не известно», - заключил отец Алексий.