Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Григорианский календарь - плод католического империализма

Диакон  Владимир  Василик, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 14.01.2011


О старом и новом стиле …

В связи с Новым годом и Рождеством вновь сезонно обострился вопрос о старом и новом стиле. В последнее время вышла пара статей в защиту Григорианского календаря или по крайней мере дискуссии о возможности введения Григорианского календаря в Русской Православной Церкви. Один из авторов - Ю.И.Рубан, другой - иер. Владимир Хулап, доктор богословия (место защиты - Регенсбургская семинария) 

Вкратце аргументацию авторов можно свести к следующим пунктам.

1. Во втором веке вообще существовали разные пасхалии. Малоазийцы вообще праздновали Пасху вместе с иудеями четырнадцатого нисана и церковному миру это не мешало.

Диакон Владимир ВасиликНа самом деле - мешало. Реакция папы Виктора была вызвана не римским властолюбием, а реальным несоответствием малоазийской практики смыслу праздника Пасхи. Празднование Пасхи 14 нисана с одной стороны придавало ей слишком иудейский характер, а с другой - чрезмерно акцентировало распятие и страдание Христа в ущерб торжеству воскресения. Отметим, что большинство Соборов, созванных в различных местах (Александрия, Палестина, Понт, Галлия, Осроена, Коринф, Рим) для обсуждения этой проблемы, высказались за следование практике Римской Церкви. Да, конечно, ряд епископов были недовольны крайней мерой отлучения малоазийцев от Церкви, но никто из них, и прежде всего священномученик Ириней Лионский не ставил под сомнение принципиальную правоту папы Виктора. Нелишне упомянуть, что он является святым Вселенской Церкви[1] Позднее, после Первого Вселенского собора их практика становится совершенно недопустимой. Хотя в дошедших до нас канонах Первого Вселенского Собора и не говорится о дате празднования Пасхи, согласно общепринятому мнению, именно он утвердил ее, поскольку согласно посланию императора Константина «Прежде всего показалось нам неприличным совершать этот святейший праздник по обыкновению иудеев. Нам указал Спаситель иной путь. Согласно держась его, возлюбленные братья, мы сами устраним от себя постыдное о нас мнение иудеев, будто независимо от их постановлений мы уже и не можем сделать этого» [2]

Тем не менее, ряд малоазийских общин не подчинился решениям Первого Вселенского Собора и продолжал праздновать Пасху 14 Нисана. Уже седьмое правило Лаодикийского собора (Малая Азия, 343 год) упоминает четыренадесятников в качестве еретиков, которых надлежит присоединять через миропомазание[3]. Решение Лаодкиийского собора подтверждается седьмым каноном Второго Вселенского, или Константинопольского собора 380-381 г.[4]

Судьба четыренадесятников показывает, что календарные уклонения не являются столь уж безобидными для общины, которая допустила их. Вот что пишет о четыренадесятниках в ΙΧ в. cв. Патриарх Фотий в 17 гомилии[5]: И они, раздуваясь, возносились против всей земли, против всех, кого украшает христианские установления, хотя сами пребывали в рабстве у иудейских обычаев и пользовались такими руководителями, подобных которым они, ничтоже сумняшеся, упрекали в слепоте. Ведь они праздновали Пасху в то время, когда лунный диск достигает полнолуния, становясь соразмерным с солнцем, доходя до четырнадцатого числа после весеннего равноденствия[6]. Поэтому древнее суждение истины и называло их четыренадесятниками. Но их заблуждение дошло не только до этого, но тяжесть зла, охватив их и одновременно лишив святоотеческого руководства[7], привела их к неестественным и детским мнениям. Ведь они пользовались апокрифическими[8] книгами и подпадали под влияние чудовищных басен[9], смешивая законы первосвященства[10]. И у них не было дозволено освящать миропомазанием крещаемых[11]. И они опьяняясь подобными же безумствами, пребывали в вакхическом исступлении».

Иными словами, произошел эффект «домино», после разрыва со Вселенской Церковью и нежеланием признать правильный календарь произошло повреждение канонической жизни, искажение литургической жизни, представление о Писании и, возможно, христологическое видение общины. Не произойдет ли сходных повреждений с нами, если мы перейдем на новый стиль?

2. Решения Первого Вселенского Собора не запрещают праздновать Пасху перед иудейской и даже одновременно с иудеями. На самом деле все свидетельства, дошедшие до нас, говорят против подобного предположения. Вот фрагмент послания императора Константина: ««угодно было всеобщему суждению совершать праздник святой Пасхи в один и тот же день, ни в коем случае - прежде весеннего равноденствия, но в воскресенье, следующее после иудейской пасхи и после полнолуния, а не (только) равноденствия, или в день равноденствия»[12]

Далее, в 1-м послании отцов Собора к Церкви Александрийской говорится: «...все восточные братья, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать ее согласно с римлянами, с нами и со всеми, которые издревле хранят ее по-нашему». Свт. Епифаний Кипрский пишет, что в определении дня празднования Пасхи в соответствии с календарным постановлением I Вселенского Собора следует руководствоваться тремя соображениями: полнолунием, равноденствием, воскресением [13].

В свете этого вопрос о том, какой смысл имело постановление Собора не праздновать Пасху «вместе с иудеями» (meta ton Ioudaion) представляется излишним.. В жизнь Церкви данное постановление вошло со смыслом, к-рый в более позднее время был выражен в толковании Иоанна Зонары на Апостольское седьмое правило. 7: «Надо, чтобы их непраздничный праздник совершался сначала, и затем уже праздновалась наша Пасха», т. е. как запрет праздновать Пасху вместе с иудеями и раньше их. Таково же и мнение Феодора Вальсамона. Отметим, что и Зонара, и Вальсамон являются в настоящее время первенствующими каноническими авторитетами в Каноническом праве Православной Церкви и отличное от них мнение высокопреосвященного епископа Петра Л Юилье и профессора Огицкого, при всем уважении к их заслугам, не может с ними равнятся[14]

            Далее, сторонники реформ или обсуждений указывают на то, что никакой календарь не является идеальным. Согласимся с ними. Вообще наша церковная жизнь не идеальна. Но ДРУГОЙ НАМ ДЛЯ СПАСЕНИЯ НЕ ДАНО. Вопрос должен ставиться не о том, что идеально, а о том, что спасительно. Можно спорить о техническом совершенстве Эйфелевой башни и несовершенстве Архангельского собора, но молиться вы все же пойдете в Архангельский собор. Скажем, порядок избрания начальников на четырех-или семилетний срок чисто теоретически кому-то покажется предпочительнее, чем несменяемость священства или епископата. Но Церковь опытным путем знает, что это неблагодатно и поэтому неприемлемо. Опытным путем Церковь определила и благодатность Юлианского календаря. И таково было мнение всех подвижников благочестия, начиная от отцов Константинопольского собора 1583, наложившего анафему на сторонников Григорианского календаря и кончая современнными старцами - о. Иоанном Крестьянкиным и о. Кириллом Павловым.

            А теперь немного задумаемся: что означало введение григорианского календаря и к каким последствиям оно приводило. Расхожим является представление, что Юлианский календарь был создан язычниками Юлием Цезарем и астрономом Созигеном. При этом факт его рецепции Святыми Отцами Первого Вселенского Собора хитро и незаметно кладется под сукно. А с другой стороны поются дифирамбы «добрым христианам» папе Григорию ΧΙΙΙ и астроному Луиджи Лиллио. Для того, чтобы оценить «добрые христианские чувства» вдохновителя календарной реформы папы Григория ΧΙΙΙ (1502-1582, годы понтификата - 1572-1585), достаточно задуматься над следующим фактом. Узнав о Варфоломеевской ночи в Париже, когда католики беспощадно вырезали более двух тысяч протестантов, папа повелел служить благодарственную мессу Те Deum. События Варфоломеевской ночи по его велению были изображены живописцем Луиджи Вазари на стенах Ватиканского дворца и даже была выбита особая медаль с изображением резни, которую осуществляет Ангел и... портретом Папы[15].  

Huguenot massacre medal

            Введение нового календаря было органически связано как с реформами внутри Католической Церкви, так и с пост-тридентской реакцией, решительным переходом Католической Церкви в наступление, следствием чего явились кровавые религиозные войны во Франции, католические мятежи в Англии, наступление на православных в Речи Посполитой, расцвет иезуитизма. В этом контексте календарная реформа более чем понятна: Григорианский календарь является плодом католического культурного империализма. Не случайно многие протестанты отказывались его принимать, говоря: «Лучше разойтись с солнцем, чем соединиться с папой».

            В ряде стран введение григорианского календаря стало поводом народных волнений. Самым крупным выступлением в истории были "календарные беспорядки" в Риге в 1584 - 1589 гг. Они были вызваны указом польского короля Стефана Батория о введении нового календаря не только в Польше, но и в Задвинском герцогстве, находившемся в то время под польско-литовским господством. Временами дело доходило до курьезов. В Англии введение нового календаря сопровождалось переносом начала нового года с 25 марта на 1 января. Таким образом, 1751 год в Англии состоял только из 282 дней.         Показательно, что введение григорианского календаря в православных странах оказалось возможным только в ХХ веке - веке страшных катастроф для Вселенского Православия. До этого и Русская Православная Церковь и великие самодержавные властители России противились его введению.

          Думаю, что для нас немаловажным является мнение совести русской богословской мысли, великого русского ученого - богослова, историка, крупнейшего специалиста по хронологии Василия Васильевича Болотова. Приведем фрагмент его биографии, написанной А.Б.Храповым для Православной Энциклопедии: «В 1899 г., работая в Комиссии по реформе календаря при Русском астрономическом об-ве, Болотов написал несколько заметок хронологического и церковно-исторического характера: о годе Рождества Христова, о начале (первом дне) года, об александрийской пасхалии. Отвечая на вопрос одного из участников комиссии, «опирается ли неизменность пасхалии на церковные каноны», Б. заявил, что «нет канонического запрещения следовать иной пасхалии, но каноны обнимают далеко не все стороны церковной жизни. Предполагается нормальное ее течение, не предписанное буквой канонов. Пасхалия, созданная архиепископами александрийскими, есть одно из проявлений этого нормального течения. Авторитет архиепископов александрийских в вопросах пасхалии восточная церковь признает бесспорным и окончательным. Есть лишь одно правило, запрещающее праздновать пасху с иудеями. Григорианская пасхалия нарушает этот канон» [16]. В 1900 г. за несколько недель до смерти Василий Васильевич Болотов. был назначен в аналогичную комиссию при Императорской АН и подготовил записку, в к-рой решительно выступил против перехода Русской Церкви с юлианского на григорианский стиль. Святейший Синод своим определением № 1062 от 23 марта 1900 г. подтвердил мнение Б., признав «введение нового стиля неблаговременным»[17]

Показательно, что один из первых декретов Советской власти был посвящен календарной проблеме. Декрет о переходе России на григорианский календарь подписал некий пассажир пломбированного вагона, заявивший в кругу соратников: «На Россию мне наплевать, потому что я - большевик». Многие воспринимали это событие как знамение предантихристова времениI исполнение ветхозаветных пророчеств о перемене времен.

Не случайны и те настойчивые попытки со стороны ОГПУ навязать Церкви новый стиль.

Прошу прощения за весьма обширную цитату из статьи Дмитрия Сафонова БЫЛ ЛИ ПАТРИАРХ ТИХОН СТОРОННИКОМ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО СТИЛЯ?http://www.pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-newstyle.htm

«Одним из основных требований начальника "церковного" отдела ГПУ Евгения Тучкова было введение нового стиля в богослужебную жизнь. 18 сентября 1923 г. Антирелигиозная комиссия на своем заседании постановила: "Признать целесообразным, чтобы Тихон и К-о в первую очередь фактически провели в церкви новый стиль, разгромили приходские советы и ввели второбрачие духовенства, для чего разрешить им издание журнала".[3] Введение нового стиля, по замыслу Тучкова, смогло бы внести серьезный раскол в Патриаршую Церковь, так как новый стиль в сознании верующих прочно ассоциировался с обновленчеством. Одним из аргументов Тучкова было то, что в 1923 г. в Константинополе состоялся "Всеправославный церковный конгресс" под председательством тогдашнего Патриарха Константинопольского Василия, на котором большинством голосов было принято решение ввести новый стиль в богослужебную жизнь Православной Церкви, копию этого постановления вручили Патриарху, однако от него скрыли то, что фактически это постановление не было принято восточными патриархами и патриархатами. Власти аргументировали введение нового стиля в богослужение хозяйственными нуждами: многие рабочие отмечали церковные праздники по новому стилю официально и по старому неофициально, из-за этого имели место массовые прогулы.

24 сентября 1923 г. совещание епископов под председательством Патриарха постановили неотложно принять новый стиль в церковную жизнь, но ввести его так, чтобы предстоящий Рождественский пост фактически обнимал полностью законный срок - 40 дней, и поэтому фактически начался 15 ноября уже по новому стилю (2 ноября по старому стилю). Было составлено послание о переходе на новый стиль, в котором он обосновывался единством с Православными Церквами Востока. Послание было прочитано 14 октября по новому стилю во время патриаршего служения в московском Покровском монастыре. Причем указы о введении нового стиля были разосланы только благочинным Москвы, а епархиальные архиереи их не получали, так как архиепископом Иларионом было испрошено у Тучкова разрешение этих указов в провинции не посылать пока не будет отпечатано патриаршее послание, объясняющее указ. Прот. В. Виноградов отмечает, что новый стиль был официально объявлен и введен только в церквах города Москвы и нигде больше.

Послание Патриарха о введении нового стиля было таким же "вынужденным посланием" как и предыдущие. Материалы следственного дела подтверждают то, что Патриарх реально не собирался переходить на новый стиль и лишь ждал удобного момента для его официальной отмены. Так в "Докладе о деятельности тихоновской группы за октябрь месяц 1923 г.", составленной Московским отделом ГПУ, говорилось о том, что Патриарх "служит по приглашению церковные праздники и тогда, когда они служатся по новому стилю и по старому стилю".[4] Служения Патриарха в дни праздников по старому стилю были бы невозможны, если бы он последовательно стремился провести новый стиль. Об этом же говорит и то, что не было разослано послание Патриарха о переходе на новый стиль, об этом же говорят и цитированные выше слова митрополита Петра (Полянского) о том, что Патриарх на новый стиль никогда не перейдет. Кроме того, прот. В. Виноградов указывает на то обстоятельство, что Патриарх поручил прочитать свое послание в храме Покровского монастыря именно обладавшему тихим голосом прот. В. Виноградову с тем, чтобы оно не было услышано.[5] С пояснительными проповедями выступал в московских храмах и архиепископ Иларион (Троицкий), так в одной из сводок "Заметки по религиозникам" ГПУ отмечалось, что в конце октября 1923 г. он произнес проповедь в храме Рождества Богородицы на тему: "Новый стиль. Неизменность впредь веры православной". После службы, как сказано в документе "тащили его до извозчика на руках".[6] Такая восторженная реакция была бы невозможна, если бы архиепископ показал себя сторонником нового стиля. Патриарх понимал, что для того чтобы ввести новый стиль в провинциях с 15 ноября (нового стиля), а это было необходимо для того, чтобы Рождественский пост сохранил свои 40 дней, необходимо уже 1-3 ноября разослать на места послания о введении нового стиля. Этого сделано не было, с одной стороны, потому что типография не напечатала послание к началу ноября, с другой - потому что сам Патриарх делал все возможное, чтобы это послание не было разослано.

Между тем, в этот период по инициативе Е. Тучкова в печати появляется сообщение о том, что "Всеправославный Конгресс", вынесший решение о введении нового стиля, носил обновленческий характер. Это было сделано для того, чтобы выставить Патриарха обновленцем и скомпрометировать его.

Пользуясь тем, что к началу ноября послание отпечатано не было, Патриарх 8 ноября 1923 г. выпустил распоряжение, в котором распорядился отложить введение нового стиля.[7] Однако неверным представляется мнение прот. В. Виноградова, что только это обстоятельство повлекло отмену нового стиля. Как было показано выше, Патриарх делал все для того, чтобы новый стиль фактически не был введен. Активным помощником Его Святейшества в этом был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), святые мощи которого находятся ныне в Сретенском монастыре.

Отмена решения о введении нового стиля было неприятной неожиданностью для Тучкова, возможно это послужило одной из причин ареста и отправки в концлагерь архиепископа Илариона (Троицкого), который был арестован 15 ноября. Фактически, мужественное отстаивание юлианского календаря в жизни Церкви стоило священномученику Илариону жизни»[18].

            Из всего прочитанного кажется ясно, кому и почему был выгоден григорианский календарь.

 

          Немаловажно для нас и официальное определение вынесенное На Московском совещании 1948 г., касающееся календарной проблемы, согласно к-рому для всего правосл. мира обязательно совершать праздник св. Пасхи только по старому (юлианскому) стилю, согласно Александрийской пасхалии.

И, наконец, стоит упомянуть «Определение Священного Синода от 17 февраля 1997 года о юлианском календаре: На заседании Священного Синода 17 февраля 1997 года под председательством Патриарха имели суждение о возникших в церковной среде дискуссиях по календарному вопросу. Постановили: Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит.

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II Члены Священного Синода[19]

Наконец, так называемая проблема 2100 года, когда разница между юлианским и григорианским календарем составит 14 дней, является надуманной. Никто не будет учинять раскол из-за того, что Рождество по новому стилю будет праздноваться не седьмого января. Потому что мы празднуем его 25 декабря по старому стилю. Это и должно быть в нашем сознании. Остальное - не так важно. А ставить проблему 2100 г. - значит вбивать в наши головы новостильные стереотипы, проводя подмену сакральной даты 25 декабря светской 7 января. К тому же разговоры о грядущем расколе, возможном через 90 лет как раз и создают для него возможную долговременную почву. 2100 год облекается каким-то сакральным значением, все равно что 1492 в Московской Руси - этакой своеобразный конец света. Это напоминает известную историю о Ходже Насреддине, который велел своим слушателям «не думать об обезьяне». Последствия известны.

            Из этого следует сделать необходимые выводы: разговоры о смене календаря являются вредными, ненужными и находящимися в явном противоречии с канонической традицией Русской Православной Церкви.


[1]     А.В.Ч. Виктор Ι.Православная энциклопедия Т. 8.C. 441-442.

[2]           . Eusebius. Vita Constantini. III 18.

[3]    «Обращающихся  от ересей, то есть новатиан, или фотиниан, или четыренадесятников, принимать не прежде, как проклянут всякую ересь…, и тогда уже так называемые у них верные, по изучению символа веры да будут помазаны святым миром и тако причащаются Святых Таин.  Правила Православной Церкви».

 

     Правила Православной Церкви c толкованиям Никодима Милаша епископа Далматинского. Т. 2. СПб. 1912. С. 85.(Далее – Правила Православной Церкви…)

[4]    «Ариан, македониан, савватиан, именующих себя чистыми или лучшими, четыренадесятников и тетрадитов и аполлинаристов принимаем, когда они дают рукописания и проклинают  всякую ересь.., запечатлевая их, то есть помазуя святым миром» Русский текст -  Правила Православной Церкви. Т. 1. СПб. 1911.C. 271.

[5]    Fotiou homiliai. Ekd. Basilios Laourdas. Thessaloniki.s. 165. Перевод диак. Владимира Василика.

[6]     О расчете Пасхи см.  в частности Grumel V. Chronologie. Paris, 1958. P. 211..

[7]       paidagogias  буквально детоводительство. Это слово апеллирует с одной стороны, к ветхозаветному закону, который, по словам св. апостола Павла, был для нас «детоводитель»   paidagogos ко Христу (Евр. 3,24)  с другой стороны – к образу Христа-Педагога из сочинения Климента Александрийского «Педагог»

[8]     Малая Азия  представляла собой зону распространения различных еретических и апокрифических произведений, так  из нее на Балканы мигирировали такие апокрифы, как Вознесение Исаии, Откровение Варуха и т.д.   Литературу об апокрифах см. Мещерская Е.Н. Рождественская М.В, Турилов А.А. Апокрифы  // Православная Энциклопедия. Т. III. М. 2001. C. 46-58.

[9]     Епифаний отмечает, что четыренадесятники увлечены иудейскими баснями и слишком страшатся слов Моисея (Исх. 12). Cм. Epiphanius. Panarion.. Col. 885B.

[10]   Фраза не совсем понятная. С одной стороны она может свидетельствовать  либо о серьезных отличиях иерархического устройства у тетрадитов от ортодоксального, либо распространении у них апокрифа о  царе-священнике Мелхиседеке , по которому под видом Мелхиседека Аврааму явился Сам Христос. Подобные представления были  характерны для ряда маргинальных христианских сект. См. Мещерская Е.Н. Рождественская М.В, Турилов А.А. Указ. соч. С. 52. См.

[11]   Вероятно, в этом сказалась архаичность и маргинальность практики тетрадитов:  до III в. миропомазанию – «печати дара Духа Святаго» -  в ряде общин, в значительной части части неортодоксальных, прежде всего в Сирии,  соответствовало возложение рук, а само помазание елеем являлось подготовлением ко крещению. См. Manson T.W. Entry into membership of the early Church // Journal of Theological Studies. Vol. 48. 1947. P. 26. Mitchell L.L. Baptismal anointing. London, 1966. P. 30-36. Willis G.G. What was the Earlies Syrian Baptismal Tradition // Studia Evangelica. Vol. 6. 1973. P. 651-654. Мещерская Е.Н. Деяния Иуды Фомы. М., 1990. P. 80-82. Однако, весьма вероятно, что миропомазание  или какой либо аналогу них отсутствовало вообще и они утеряли его после разрыва со Вселенской Церковью.

[12]         Socratus Scholasticus. Historia Ecclesiastica. Lib.1.Cap. IX. Cм. издание – Socrates' ecclesiastical History / ed. W. Bright. Oxford. 1893. P. 33.   Русский перевод см. Сократ Схоластик. Церковная история М., 1996. С. 28-29.

[13]         (Epiph. Adv. haer. 70. 11-12)

[14]         Прот. Владислав Цыпин. Вселенский Первый собор / Православная энциклопедия

            Т. 9, С. 571-580

[16]         Журналы заседаний Комиссии по вопросу о реформе календаря в России. СПб., 1901. С. 11)

[17]         РГИА. Ф. 797. Оп. 70. 2 Отд. 3 Ст. Дело 78 «б». Л. 11.  Автор воспользовался прекрасной статьей А.Б.Храпова из Православной энциклопедии. См. Храпов А.Б. Василий Васильевич Болотов. Православная энциклопедия. Т. 5. С. 667.

[18]   http://www.pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-newstyle.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 52

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

52. Аноним : п.46 Lucia
2011-04-08 в 17:42

Где этот монастырь Шамордино? И кто там ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ?
51. Иоанна : 50
2011-04-08 в 15:31

С оболваниванием лучше справляется „прожектор Перисхилтон” и т.п. Меня интересует связь не с мозгами, а с богослужениями и духовной жизнью. Есть ли она. То есть богословский ответ на этот вопрос.
50. lucia : Иоанна
2011-04-08 в 14:50

Существует мнение, что вся канитель с часами придумана для оболванивания "масс".
49. Иоанна : 46
2011-04-08 в 13:50

Мария, не только в Шамордино. Во многих других монастырях. Стрелки часов никогда не переводили на Афоне. Мне бы хотелось услышать авторитетное мнение по этому поводу. И, думаю, не только мне. Если кто-нибудь знает, пожалуйста, объясните.
48. Алексей : Рождество-летом
2011-04-08 в 13:48

Да, кстати. Страны Южного полушария, отмечают Рождество вообще, и летом в частности, не 2000 лет, а в лучшем случае 500. Не могли они его отмечать прежде, чем туда попало христианство! Это во-первых. А во-вторых, отмечают они его всё-таки, по большому счёту, зимой, т.к. ВСЕ они живут по григорианскому календарю. Вообще, я уверен, что если бы вся эта идея не принадлежала католическому папе римскому, а какому-нибудь православному иерарху, мы бы сейчас об этом не спорили.
47. Алексей : Рождество-летом
2011-04-08 в 13:41

Согласно христианскому Канону, Иисус родился в Северном полушарии, причём зимой. Как же вы собираетесь отмечать Рождество летом? Не думаю, что священникам будет легко объяснить своей пастве такую удивительную метаморфозу. А Вербное воскресенье? Если оно будет попадать на зиму? Не улавливаете злой иронии? Весь этот спор очень напоминает тяжбу тупоконечников и остроконечников у Свифта в "Гулливере". Ведь суть вопроса выеденного яйца не стоит, так зачем упорствовать, только из желания не быть как схизматики-католики?
46. lucia : Елена Родченкова-Новик
2011-04-08 в 12:38

В монастыре Шамордино живут и служат по времени до 1917 года. Нужно сверяться с ними.
45. Сельскiй бригадиръ : 44. Алексей
2011-04-08 в 10:48

Если Церковь и далее будет упорствовать по этому вопросу, в один прекрасный день то же Рождество придётся праздновать весной, а потом и летом. Или церковные иерархи предпочитают не заглядывать так далеко в будущее?

Надо заглядывать не далеко в будущее, а на географическую карту мира: ВСЕ страны южного полушария вот уже 2000 лет отмечают Рождество Христово летом.
44. Алексей : григорианский календарь-плод здравого смысла
2011-04-08 в 09:41

Уважаемые верующие, одумайтесь! Ведь в статье В. Василика, так же как и в позиции РПЦ по этому вопросу, нет ни капли здравого смысла. Проблема 2100 года есть и отрицать её наличие глупо. Да, пока апологетам старого стиля можно сохранять хорошую мину при плохой игре-действительно, не всё ли равно, в конце концов, когда праздновать Рождество, 7 или 8 или даже 31 января? Но разве непонятно, что если Церковь и далее будет упорствовать по этому вопросу, в один прекрасный день то же Рождество придётся праздновать весной, а потом и летом. Или церковные иерархи предпочитают не заглядывать так далеко в будущее? Да, насчёт цитаты некоего "пассажира пломбированного вагона". Это выдумка от начала до конца. Никогда Ленин таких слов не произносил, вся его деятельность была направлена исключительно на благо России. В том числе и переход на новый календарь-яркое свидетельство тому. Ведь Россия выглядела просто смешно в то время, как все другие цивилизованные страны жили по другому календарю. P.S. Если этот пост не напечатают, я испытаю глубокое удовлетворение-ведь тот, кто не даёт слова оппоненту, боится правды, а значит знает, что его позиция ущербна.
43. kuzma_prutkoff : Re: Григорианский календарь - плод католического империализма
2011-02-19 в 06:47

Отец, Владимир, скажите пожалуйста, календарный церковный вопрос (про новый или старый стиль) зависит от того какая дата рождения Иисуса Христа от сотворения мира? Т.е. есть разница для этой проблемы будет это год 5508 или скажем 3760 ?
42. Иоанна : очень полезная статья!
2011-02-17 в 13:52

Как я понимаю, по-болгарски писал болгарин болгарину. И именно о том, что без перевода здесь никто ничего не поймет. Простите братьев-славян. Читать по-русски могут многие из них, но писать – нет.

Нашла перевод статьи отца Божидара Главева „О новостильном расколе”. Не знаю, насколько хорош перевод – не читала, но в оригинале статья очень сильна! Это ссылки на все четыре части.

http://seminarist-vp...ournal.com/3666.html
http://www.rusfront..../030610/index-3.html
http://www.inform-re...ru/210610/stat.html
http://napravdestoy....urnal.com/96317.html
41. Елена Родченкова-Новик : Re: Григорианский календарь - плод католического империализма
2011-02-16 в 01:08

А теперь, кажется, нас запутают не только в исчислении дней, но еще и в исчислении часов. Если в апреле мы переведем стрелки на час назад, а в октябре не вернем их на место, то получится разница с реальным/прежним/ временем - 2часа. Тогда это опасно, это - Новое время.
Может быть, я неправильно посчитала? Может ли кто-либо объяснить: это очередной обман или все верно?
40. Аноним : Re: Григорианский календарь - плод католического империализма
2011-02-16 в 00:10

На русском форуме делать ссылки на болгарский сайт на болгарском языке не остроумно, а оскорбительно для читателей форума.
39. Аноним : на 38
2011-02-15 в 23:37

И кой ще чете това, бе, братче?! Как ще се наслаждава, щом не е преведено на руски!
38. Eusebius : Григорианский календарь - плод католического империализма
2011-02-15 в 22:09

Большинство написанных о календаре, как представляется, лежат! Наслаждайтесь факты здесь г-на В. Каравалчева:

http://www.dveri.bg/...ent/view/10399/319/


http://www.dveri.bg/...ent/view/10423/319/

http://www.dveri.bg/...ent/view/10518/319/

http://www.dveri.bg/...ntent/view/10634/319

http://www.dveri.bg/...ent/view/11037/320/

http://www.dveri.bg/...ent/view/11510/320/
37. архим. доц. Павел Стефанов, Болгария : хаос
2011-01-25 в 01:35

Видно, что очередная статья о. диакона написана слишком быстро и неточно. "Epiphanius. Panarion.. Col. 885B." Никакой колоны у Эпифания нет. Как будто это част цитаты из Минья, но есть более новые и более точные издания.
.
Хулап защитил в Регенсбургском университете. Его диссертация, кстати не очень оригинальная, была признана лучшей среди других в этом учебном заведении того же года.
.
Окончиваю монографию о монтанизме II-VI вв. Много монтанистов были четыренадесятниками, но не все, и обратно. A тетрадиты с монтанистами и празднующими 14-го нисана ничего общего не имеют. Это были люди (видимо, монофизиты), которые кушали сыр в четвертый день недели (среда) как армяне. Второй вселенский соборь 381 г. в 7-м каноне отождествил титрадитов и четыренадесятников, но это ошибочно.
.
Концепция чести в русской народопсихологии - http://archiman.livejournal.com/
36. Елена Родченкова : Автору
2011-01-24 в 03:56

Большое спасибо за Ваш труд. Очень много концентрированной информации.
Вы, конечно, не можете ставить другой вопрос, но у Луны /символ Церкви в Апокалипсисе/ - две стороны. Если кто-то поднимает вопрос о переходе Церкви с юлианского на григорианский календарь государства, то обязательно найдется кто-то, кто поставит вопрос о переходе государства на юлианский календарь Церкви. Это не будет подлежать такому широкому обсуждению и осуществится в свое время как неизбежное.
В конце статьи некие странные рассуждения о конце света, похожие на долгосрочные 2030, 2100 отсрочки исполнения команды Кремля. А как же "первое воскресение при жизни и тысячелетнее Царствие со Христом?" за 90 лет нам вряд ли привести ко Христу всемирного всечеловека Адама... Не торопитесь, дел еще много.
35. Вадим : мартину Ромбергу (33 пост)
2011-01-21 в 20:45

Мда...
Поза Ромберга.
34. Иван : Правильная статья
2011-01-21 в 16:18

Правильная статья. Всё верно Владимир Василик написал.
33. Мартин Р-берг : Re: Григорианский календарь - плод католического империализма
2011-01-21 в 12:08

Статьи Рубана и Хулапа более адекватны и заслуживают больше уважения и признания, чем статья о. диакона. Отец диакон уже не знает, чтобы такое написать, лезет везде, а проку от этого нет никакого. Диакон Владимир не является в этом вопросе каким-то весомым специалистом! Рубану и Хулапу - respect.
32. Вадим : Федору
2011-01-21 в 07:59

Аминь. О том и статья автора.
31. feodor : Вадиму
2011-01-20 в 21:59

Отсюда вывод - не нужно поддаваться на провокации ни "слева", ни "справа".
30. Вадим : Федору
2011-01-20 в 21:18

По месту служения нет. Но смешно, когда солдатскую терминологию применяют к вполне благоустроенным людям.
Не бойтесь, живу я не в очень большом городе.
А что касается священников служащих на отдаленных приходах,то у меня отношение к ним особое. Это - подвижники. Без всякой помощи епархии, зачастую перебиваясь с хлеба на квас, служа в холодных нетопленых храмах, они делают дело Божие.
Насчет Диомида. А скажите, где Введенский и Красницкий "просияли". Не в столицах ли?
И где русские католики появились? Не в столице ли Санкт-Петербурге? И, наконец, кто Диомида провоцировал? Не столичные ли публицисты, обзывая его "динамитом"?
29. feodor : Вадиму
2011-01-20 в 20:05

Т.е. Вы оцениваете священника по месту служения? И для Вас священник, который служит в деревне, автоматически лучше того, кто служит в Москве (Петербруге, Нижнем Новгороде и т.д.)? Вы сами случайно не в крупном городе обитаете?
Был такой епископ Диомид, если помните, служил в местах, намного более глухих и подвижнических, чем Лодейное поле - и чем все кончилось...
"Внимай себе", говорят святые отцы. Самому бы спастить - а епископы и священники будут отвечать за себя и за свою паству.
28. Вадим : Семинаристу
2011-01-20 в 19:24

Что касается материала многоуважаемого Юрия Ивановича Рубана, выдающегося современного литургиста: если статью из официального журнала СПб епархии, где она впервые была опубликована, перепечатывает католический сайт, ее автор сразу становится католиком? Странная логика - а если ее републикуют на атеистическом сайте, то сразу атеистом?

А где у меня написано, что многоуважаемый Ю.И.Рубан в одночасье становится католиком?
Это Ваши домыслы, дорогой бурсак (простите, семинарист)
Я ставлю вопросы, а Вы приписываете мне ответы.
Думаю, это больший грех против истины, чем не знать тонкости присвоения богословских степеней на западе.
27. Вадим : Семинаристу
2011-01-20 в 18:10

Уважаемый seminarist.
Cудя по всему, Вы далеки от православия.
Для вас АБСОЛЮТНО ВСЕ решения священноначалия - абсолютно непогрешимы, а все подчиненные священноначалия - священные коровы, не подлежащие никакой критике.
Вы уже переплюнули католиков.
Для них непогрешим только папа.
А для Вас - не только архиереи, но и иереи.
И даже миряне.
Если их статьи попали в епархиальный журнал.
Шедевр - ваша фраза: "Священники - как солдаты. Куда пошлет священноначалие и т.д.".
Как насчет того, "выбрать благословение поприятней?"
Регенсбург - не Лодейное поле.
И референтство в ОВЦС с одновременными командировками в Минск - не служба на Козьей Горке.
26. seminarist : Вадиму
2011-01-20 в 13:16

Уважаемый Вадим,

судя по Вашим постам, Вы очень далеки от сферы духовного образования Русской Православной Церкви и совершенно не разбираетесь в тех вещах, о которых пишете.
Что касается материала многоуважаемого Юрия Ивановича Рубана, выдающегося современного литургиста: если статью из официального журнала СПб епархии, где она впервые была опубликована, перепечатывает католический сайт, ее автор сразу становится католиком? Странная логика - а если ее републикуют на атеистическом сайте, то сразу атеистом?
О. Владимир Хулап получил степень кандидата богословия в нашей СПб Академии, защищал он работу как раз по теме истории православной пасхалии (кстати, в то время, когда там преподавал о. Владимир Василик). Насколько я знаю, он после этого несколько лет преподавал в МинДА и СДС. Священники у нас - как солдаты, куда пошлют, там и несут свое послушание, так что предоставьте лучше архиереям решать, где служит священник, а то до греха осуждения недалеко.
Еще один ляп - в семинарии на Западе получить докторскую степень нельзя, защищаются только в Уиверситете (хотя это замечание, скорее - в адрес автора статьи). Более того, всех студентов, проходяших обучение на Западе, послылает туда только высшее Священноначалие. Так что советую Вам аккуратнее относиться к своим высказываниям.
25. Вадим : Феодору и Кириллу
2011-01-20 в 08:22

Кстати об актуальности.
Рубан публикует свою статью на КАТОЛИЧЕСКОМ САЙТЕ ( католический приход св. Екатерины СПб)

http://www.catherine...?query=avent_18_1612
О. Владимир Хулап защищался в КАТОЛИЧЕСКОЙ СЕМИНАРИИ В РЕГЕНСБУРГЕ.
Оба защищают ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
И нам тут еx cathedra вещают, что католичество де не ересь, а только раскол.
И у нас с католиками общие нравственные ценности.
А догматические различия - вторичны и легко преодолимы.
Хулап, кстати, проректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и член межсоборного присутствия.
Хотя в Академии и в Семинарии до 2009 года не преподавал.
Не правда ли, странно?
И в высшей степени актуально?
24. Вадим : Феодору
2011-01-20 в 08:15

Хотя, с другой стороны, благодаря ссылкам с большим интересом еще раз ознакомился с этими интересными и познавательными материалами - спасибо за это д. Владимиру (если честно, они производят намного более основательное впечатление, чем его реплика).

Склонен сомневаться в адекватности Ваших оценок. Большую и основательную статью о. Владимира Вы назвали ... репликой.
С таким же успехом статью о. Владимира Хулапа можно назвать поговоркой.
Или притчей во языцех.
23. feodor : Вадиму
2011-01-17 в 22:37

Тогда так и нужно писать: "5 и 9 лет назад были опубликованы статьи..." В противном случае получается, что читателей вводят в заблуждение, предлагая им ознакомиться с какими-то эксклюзивными новыми материалами - на самом деле тот, кто хоть немного интересуется календарным вопросом, данные статьи уже давным-давно читал.
Хотя, с другой стороны, благодаря ссылкам с большим интересом еще раз ознакомился с этими интересными и познавательными материалами - спасибо за это д. Владимиру (если честно, они производят намного более основательное впечатление, чем его реплика).
Не знаю, редактирует ли митр. Владимир тексты в епархиальном журнале до редакции, но после его выхода в свет - уверен, читает (как и слушает епархиальную радиостанцию "Град Петров" - он об этом сам говорил недавно на праздновании ее 10-летия)
22. Вадим : Кириллу и Федору
2011-01-17 в 21:49

А разве непонятно? Эти тексты в последнее время "освежили". Хулаповский, например, "отметился" 29 декабря 2010 г. на сайте Санкт-Петербургской Духовной Академии.
А по поводу уважаемого Владыки Владимира.
А Вы уверены, что он ведет реальную редакторскую работу? Что он вообще прочитывает тексты перед их публикацией?
О. Владимир, простите, что отвечаю за Вас.
Но "не царское дело" отвечать Вам на такие шпильки
21. Кирилл : Re: Григорианский календарь - плод католического империализма
2011-01-17 в 21:20

"Чем вызвана такая Ваша запоздалая реакция?"
Популярностью темы отрицания. Все отрицают, вот и надо отметиться. Опять же, статья Рубана намного глубже. Диакон Василик увел разговор в другую сторону, вместо того, чтобы убедительно ответить на запись Ю.И. Рубана
20. feodor : О "свежести" рассматриваемых материалов
2011-01-17 в 15:23

о. Владимир, а почему Вы пишите "В последнее время вышла пара статей"?

Статья Ю.И. Рубана "Календарь для человека или человек для календаря" вышла в журнале "Санкт-Петербургский Церковный Вестник", №12/2005, а о. Владимира Хулапа - еще раньше - "Санкт-Петербургский Церковный Вестник" №3/2002
Они уже много лет висят в Интернете на самых разных сайтах. Обе статьи были опубликованы в официальном журнале СПБ епархии, главный редактор - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, по его благословению выходит этот журнал. Чем вызвана такая Ваша запоздалая реакция?
19. Александр : Re: Григорианский календарь - плод католического империализма
2011-01-17 в 13:40

Думаю со мной согласятся что в обозримом будущем наша цивилизация не исчезнет.Но ведь по прошествии нескольких тысяч лет разница достигнет того, что новый год(31 января) будет приходиться на лето.А это уже абсурд.Со временем переход неизбежен, но чем дольше тянуть тем больше последствия.Мы же не протестуем против подвода часов(своих), когда они спешат или отстают.И при том побводим их когда разница не большая-минута,две.Не ждём когда они на несколько часов врать будут.И так есть постоянная корректировка календаря - високосный год, надо не забывать только каждый тридцать второй високосный год пропускать, чтобы расхождение не росло так быстро,потом по мере необходимости раз в несколько тысяч лет по одному дню корректировать.И не вижу проблем с юбилейными и праздничными датами - ну перенесли, ведь мы отмечаем не конкратный день в календаре а ещё один целый год от какого либо события.Кто 29 февраля родился не раз в четыре года день рождения отмечает.
18. Дмитрий В.Ч. : 14. Мартин В
2011-01-17 в 02:36

Я, конечно, не астроном, и в части того, кто что как и почему называет, Вы, надо полагать, правы. Однако же необходимость создания этого самого Юлианского периода возникла именно из-за перехода Европы на Григорианский календарь. Вычисление точного числа суток в длинных периодах времени по Григорианской схеме без компьютеров было бы слишком сложным.
17. прот. Андрей : Из воспоминаний о свт. Тихоне
2011-01-17 в 01:10

Приведу устный рассказ, слышанный мною от протоиерея Сергия Правдолюбова о том, как его отец священник посетил патриарха Тихона. В числе прочих он задал патриарху вопрос, переходить ли на новый стиль. Патриарх ответил "да". При этом в помещении, где происходил разговор, висела занавесочка, и можно было понять, что за ней кто-то находится. Когда отец о. Сергия собрался уходить, патриарх Тихон проводил его и при этом тихо сказал шепотом: "Никакого нового стиля".
16. lucia : Сергей
2011-01-16 в 22:08

Думала. что это ссылка натекст книги А.Иванова. Нетленое сокровище. Но теперь ее мне не найти. тогда
http://www.russian-i...e=tema/0107tema3#a32
15. Сергей : Re: Григорианский календарь - плод католического империализма
2011-01-16 в 20:19

lucia и что это такое?

Дмитрий, спасибо за разъяснения. Да, я нашел, что только 4 православные церкви и астрономы пользуются Юлианским календарем.
14. Мартин В. : Дмитрию В.Ч. /Поэтому астрономы используют юлианский календарь./
2011-01-16 в 20:11

Не календарь (!) используют астрономы, а т.н. юлианский период (JD), который используется при астрономических и хронологических (исторических) расчетах. И этот юлианский период для убодного расчета был создан И.Ю. Скалигером совсем не из тех предпосылок, что вы написали. И этот расчетный период назван "Юлианским" вовсе не по наз. Юлианского календаря, а Скалигер наз. этот период "Юлианским" в честь своего отца Юлия Цезаря Скалигера (наст. имя Жюль Сезар Скалигер)...
13. Иоанна : ИЗ БОЛГАРИИ
2011-01-16 в 19:55

Дорогие отцы, братья и сестры. Хочу поделиться с вами опытом страны, в которой Поместная Церковь перешла на новый календарь более 40 лет назад. На частично новый – новоюлианский. Менять календарь полностью, как это сделано в Финлянции, в православных странах вряд ли кто рискнет. Получается смесь, „календарная шизофрения”, по меткому выражению одного болгарского священника, раздвоение, которое делает невозможным серьезную духовную жизнь – это касается и священников, и мирян. Петров пост сводится до недели, 4-х дней, 2-х дней или до нуля, возникает масса других проблем и большая путаница. Раскол по календарному вопросу в Церкви уже произошел (не путать с Иннокентьевским расколом!) - это неизбежно! „Откол” от своих единоверных братьев (тех же ближайших соседей – сербов) - тоже. Часть людей, особенно в сельской местности продолжает придерживаться старого стиля, не отходя от БПЦ. Появляются и небольшие сельские приходы, где служат по старому стилю с благословения патриарха Максима. Русское подворье Московского Патриархата придерживается того же, новоюлианского календаря, и по этой причине русских прихожан там осталось чрезвычайно мало, да и больше половины из них продолжает придерживаться старого стиля, то есть остается без праздничных служб и дней памяти русских святых.

Вопрос возвращения на старый стиль в БПЦ поднимался неоднократно. В конце 2009 года – весьма бурно. Тогда за возвращение выступило много священников, мирян и даже епископов, членов Св. Синода. Но „отбить” старый, святоотеческий календарь не удалось. Причин много. Основная вам хорошо известна. Кроме того, Болгария теперь в Евросоюзе и многие почувствовали себя „европчанами”. Спотыкаемся и о празднование Нового года – „великого праздника”. Главная же причина, думаю, общая безграмотность. Хотя именно в Болгарии родилась статья (точнее, доклад для Московского совещания 1948 г.) „О старом и новом стиле” архиепископа Серафима (Соболева) – признанного и очень любимого в Болгарии святого.

По данному вопросу есть современная, серьезная статья священника Божидара Главева „О новостильном расколе”. Перевод на русский в сети видела – только первую часть, может есть и вторая. Была опубликована и прошлогодняя жалоба в Св. Синод БПЦ священника Мария Димитрова о незоаконности перехода на новоюлианский календарь. Все это можно перевести на русский язык, если есть такая нужда. Опыт БПЦ чрезвычайно поучителен!
В завершение хочу просить ваших святых молитв за братьев по вере - за возвращение БПЦ к ЗАКОННОМУ святоотеческому календарю, за русских, проживающих в Болгарии и лишенных возможности отмечать православные праздники вместе со своей страной. Сами же в календарном вопросе не сдавайтесь ни за что!!!
12. Николай Ш. : Гляди в корень!
2011-01-16 в 17:19

Не важно с какой стороны пробить брешь в Православии, главное - пробить. Хотят, как хазары, внести нестроение вверху, а там, глядишь, и до раскола не далеко. На все это, я считаю, нужно смотреть как на очередную обезьянью ужимку антихриста. К нам ведь подбираются не только через календарь...
11. Дмитрий В.Ч. : 9. Сергей
2011-01-16 в 11:04

На пальцах: существуют два способа определения продолжительности года (в сутках, часах и минутах).
Солнечный (тропический) год определяется как промежуток времени между двума солнцестояниями.
Звездный (сидерический)определяется как промежуток времени, по истечении которого рисунок звезд на небе точно повторяется.
Эти два способа дают немного расходящиеся цифры.
Календарный год (в любом календаре) всегда состоит из целого числа суток - то есть любой календарь неточен по определению.
Так вот, продолжительность года по юлианскому календарю находится почти посередине между солнечным (тропическим) и звездным (сидерическим) годами, а по григорианскому - очень близко к тропическому, но, соответственно, далеко от сидерического. Поэтому астрономы используют юлианский календарь.
10. lucia : Cергей
2011-01-16 в 00:13

9. Сергей : Re: Григорианский календарь - плод католического империализма
2011-01-15 в 22:01

student можно ссылку, где написано, что Юлианский календарь ближе к астрономическому году? Пока что там написано, что Юлианский календарь дает ошибку в 1 день каждые 128 лет.
8. student : календарь
2011-01-15 в 10:24

Посмотрел в " Википедии" о календарях.
Юлианский точнее. Год по Юлианскому- ближе к астрономическому году, чем в григорианском стиле. Однако Григ. календарь лучше соответствует тропическому году. Это важно для моряков. Но к вере не имеет отношения.
7. lucia : Сергей
2011-01-14 в 16:16

Если примут. то просто запретят в этот день подходить к храму. А диакон Кураев скажет, что там профилактические меры.
6. Диакон Георгий (Ю.Г.) Малков : Диакон Георгий Малков – диакону Владимиру Василику и всем читателям
2011-01-14 в 16:16

Позволю себе небольшое дополнение к столь весьма и весьма полезной статье – а именно об отношении Св. Патриарха Тихона к проблеме празднования Св. Пасхи.
В монастырском архиве Нового Валаама в Финляндии (в составе дела № 35 за 1925 год – об отстранении от должностей пяти членов соборной братии и о привлечении их к церковному суду за сопротивление введению «нового стиля») сохранилась записка, составленная иеромонахом Пахомием (Колоколовым), в которой он ясно засвидетельствовал мнение Патриарха о полной невозможности введения именно новостильной пасхалии на Валааме – как откровенно антицерковном и антиправославном деянии.
В этом документе, в частности, говорится: «Мы, три инока, иеромонахи Галактион и Потапий и архидиакон Иван Кривоносов отправились… к Святейшему Патриарху Тихону спросить его, благословит ли он нам ехать на Валаам [поскольку, как отмечается чуть выше в этой же записке, «…самое главное, что на Валааме новый стиль». – д. Г. М.]. Когда пришли и объяснили, что мы собираемся уехать на Валаам, он сказал: “Бог благословит”… Тогда еще вопрос от нас последовал: “А если на Валааме Пасху будут праздновать по-новому?” Он ответил, что этого нельзя, это дело Вселенского Собора. Я, со своей стороны, сказал Патриарху: “У нас есть письмо с Валаама, что из начальников уже некоторые согласны Пасху праздновать по-новому”. Святейший повысил голос и сказал: “Не может это быть, чтобы на Валааме стали праздновать Пасху по-новому, когда везде и всюду Пасха празднуется по-старому”. И кончился весь этот разговор, больше мы таких вопросов не задавали Святейшему, потому что заметили его волнение… Вот, отцы святые и братия, что я слышал от Патриарха, то и написал на сем листке…» (см. Иеродиакон Онуфрий (Маханов). Причал молитв уединенных… С. 277).
Подобно Святейшему Патриарху Тихону, о полном неприятии «нового стиля» подлинно православными христианами говорили тогда и Патриарх Сербский, и глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). Для последнего обновленец, «архиепископ» Финляндский Герман (Аав) всегда оставался абсолютно безблагодатным лжеепископом, подлежащим суду Церкви раскольником.
Обличал финских обновленцев и епископ Иннокентий (Тихонов; род. в 1889 г., убит НКВД в 1937 г. в Виннице), писавший на Валаам: «Переход на новый стиль и особенно празднование Пасхи по новой, западно-римско-католической по происхождению, пасхалии, без суждения о сем Вселенского Собора, с одной стороны, и при наличии о том определенных канонических постановлений, с другой стороны, есть, конечно, дело крайнего бесчиния, а в данном случае решительное дело, выводящее дерзнувших на то из общения и единства со всей Церковью Христовой… Герман [Аав] и прочие с ним отделяются от Православной Церкви и предпочитают соединиться с католиками и лютеранами… Каноны о Пасхе имеют бесспорно вселенское значение и могут быть изменены только вселенским церковным сознанием… Поведение большинства валаамских иноков, не пожелавших идти на разрыв со всею Церковью Христовою, заслуживает полного одобрения. Твердость в Православии есть заслуга православного монашества в прошлом. Не нужно жалеть ни стен, ни зданий, надо более всего хранить истину и благодать, данные нам в пришествии Христовом…» (Послание было опубликовано в заруб. «Церковных Ведомостях», № 23 и 24 за декабрь 1926 г. - Цит. по: Инок Всеволод (Филипьев). Валаамское стояние. С. 49–50).

Поскольку «календарный вопрос» остается и поныне одним из удобных орудий секулярного мира в апостасийном процессе разрушения общецерковной соборности считаю полезным представить здесь также по этой, навязываемой Вселенскому Православию проблеме авторитетное мнение покойного Патриарха Сербского Павла.

Из беседы Святейшего Патриарха Сербского, архиепископа Печского, митрополита Белградско-Карловацкого ПАВЛА «Неизменность канонов и жизнь современного человека в Церкви»(июнь 1990 г.)
(Беседа опубликована в кн.: Патриарх Сербский Павел. Уясним некоторые вопросы нашей веры. Минск: Издатель Д.В. Харченко, 2007):

«…Священные каноны – это воля Духа Святого, а Дух Святой есть Бог, Который всегда Тот же и не изменяется (см.: Мал 3, 6) (Имеются в виду слова св. пророка Божия Малахии: Я – Господь, Я не изменяюсь. – д. Г. М. ). Он есть Истина, всегда последовательная в Себе. Как истины веры, догматы, суть от Бога и потому неизменны, так и канонические установления и этические правила, которые, собственно, – не что иное, как догматы веры, применяемые в жизни верующих. Они могут налагаться только постепенно, в соответствии с возрастом верующих и условиями времени, могут излагаться и обосновываться современным языком, но их суть не может меняться. <…> Установления, принятые для того, чтобы с пользой послужить для определенного времени и условий, но в иное время не отвечающие своему предназначению, могут и должны изменяться и заменяться более эффективными. Замыкаться во что бы то ни стало на них, якобы неизменных… было бы вредным для жизни Церкви, приводило бы к нестроениям, разделениям, расколам… и если новые условия, в которых Церковь окажется, потребуют, Церковь будет способна принимать соответствующие канонические установления… Дух Святой… действует в Церкви и сейчас, и будет действовать до конца времен, и Церковь под Его руководством будет принимать условия и обстоятельства жизни, реагируя на них так же, как и до сих пор» (Патриарх Сербский Павел. Уясним некоторые вопросы нашей веры. С. 32–35).
Однако, как продолжает Патриарх Павел, есть постановления Соборов, остающиеся по духу своему неизменными. Так, «…запрещается празднование Новозаветной Пасхи (Воскресения) вместе с иудейской Пасхой (Правило 7 святых апостолов; Правило 1-е Антиохийского Собора.), поститься с иудеями, праздновать их праздники и принимать праздничные подарки (Правило 70 святых апостолов; Правило 37-е Лаодикийского Собора), принимать от них пресные хлебы, иметь общение в их нечестии (Правило 38-е Лаодикийского Собора); христиане не смеют по-иудейски праздновать субботу, но должны особенно чтить воскресение (29-й канон Лаодикийского Собора); не должны ходить в синагогу молиться, ни носить туда елей и там возжигать свечи (Канон 64-й Святых Апостолов).
В этих определениях под обозначением “иудеи” в виду имеется не народ, а вероисповедание, и нам должно быть ясно, что здесь речь идет не о каком-то расизме, не об антисемитизме, совершенно чуждом христианству и Православию. Это определенно подтверждается и тем фактом, что обычно каноны, содержащие для верующих запреты по отношению к иудеям, то же самое запрещают и по отношению к язычникам, без разницы, к какому народу они принадлежат, равно как и по отношению к христианским еретикам и схизматикам.
Очевидно, что дух этих предписаний заключается в том, чтобы православные верующие остерегались опасности для своей веры от “нечестия” не только иудейского, но и от христианских ересей и расколов. Потому, конечно, эти предписания действенны и сейчас и будут действенны до кончины мира. <…>
Однако исполнение требования избегать общения в вероисповедных делах из-за опасности для своей веры никак не может означать нетерпимости и враждебности по отношению к другим людям, иноверным, с которыми нас связывает общая человеческая природа, происхождение от одних прародителей и Богом дарованная нам всем нравственная и духовная свобода. <…>
По словам апостола Павла, Воскресение Христово является сущностью веры христианской (см.: 1 Кор 15, 14), и потому изначально Воскресение – наибольший христианский праздник, Праздник праздников. Вся Церковь его праздновала весной, в период иудейского праздника Пасхи, в ту пору года, когда Воскресение и произошло, но не все христиане праздновали его в один и тот же день. Верующие Малой Азии праздновали его в 14-й день еврейского месяца нисана, независимо от того, на какой день седмицы эта дата придется. А христиане Египта, Греции и Рима праздновали его в тот же период, но всегда в день воскресный. Так получалось, что одни христиане пребывали в праздничной радости, тогда как другие еще соблюдали предпраздничный пост.
Чтобы в этом плане вся Церковь обрела единство, Первый Вселенский Собор в Никее, 325 года, принял решение, чтобы все христиане прославляли Воскресение Христово в воскресный день после весеннего равноденствия и полнолуния. Было принято, кстати, также решение, что Новозаветная Пасха, Воскресение, не должна праздноваться в один день с иудейской Пасхой. В то же время Собор поручил Александрийской Церкви, чтобы она рассчитала, в соответствии с принятым установлением, на какой день месяца придется Воскресение, а в связи с ним – срок начала поста, подготовительные к посту седмицы и т.д. и об этом своевременно оповещала [бы] все Церкви. Александрийская Церковь выполняла это на протяжении значительного ряда лет.
Случалось между тем, что такие оповещения не доходили своевременно в некоторые отдаленные страны, и уже в 388 году Феофил, епископ Александрийский, составил наглядную таблицу, в которой нужные сведения можно было найти на 40 лет вперед. Святой Кирилл Александрийский таблицу эту дополнил до 95 лет. Несколько позднее ученый египетский монах Аниан выработал “Большой пасхальный индиктион” на 532 года, который по истечении ряда лет вновь повторялся, так что начальный год этого индиктиона и следующие за ним вновь распределялись равномерно, и на эти дни приходились как фаза полнолуния, так и даты месяца, в которые Воскресение должно праздноваться. В VI веке этот индиктион дополнил римский монах Дионисий Малый. Так возникла “неисходимая пасхалия”, то есть постоянная пасхалия, которая по истечении 532 лет повторяется и которая применяется также и сейчас.
При этом следует обратить внимание на то, что все упомянутые соборные определения о праздновании Воскресения не указывают ни календарных месяцев, ни дней месяцев, а указывают на явления природы – весеннее равноденствие, полнолуние и день седмицы. А в пасхальных таблицах эти предписания отражены датами существовавшего тогда юлианского календаря, что не одно и то же. А именно: Святые Отцы, просвещенные Духом Святым, связывали жизнь Церкви не с чем-то человеческим, относительным, а с определенным, с космическими событиями, данными от Бога» (Патриарх Сербский Павел. Уясним некоторые вопросы нашей веры. С. 36–43).
И хотя сам по себе «новый стиль» не имеет абсолютно отрицательного для жизни Церкви значения, для многих у нас в России введение его оказалось бы непривычным и, безусловно, внесло бы в церковную среду ненужные смущения и разделения – а потому и остается (из соображений церковной «икономúи») явно нежелательным.
Но в «календарной проблеме», по сути, единственно важно совсем другое – неизменно сохранять нашу верность не букве, а самому духу соборных постановлений, ясно сознавая, «в чем разница между значимостью неизменных канонических установлений – и меняющихся, человеческих, принятых в определенное время» (Там же. С. 49).
Календари могут меняться, но ни соборные требования относительно времени празднования Пасхи Христовой (с учетом фактов и астрономических, и евангельски-исторических), ни требуемый самой Пасхой дух единения всех православных верующих не позволяют подлинным православным христианам вводить у себя, в отличие от календарного нового стиля, еще и новостильную пасхалию! Это есть прямое и сознательное нарушение и соборного духа, и соборных канонов Церкви, за что такой нарушитель, как прямо говорит и сама Церковь, подлежит извержению из сана (делайте, друзья, поэтому выводы о якобы продолжающейся «подлинности» так называемой «Финляндской Православной /?/ Церкви /??/» – после перехода ее на празднование Св. Пасхи по «новому стилю»!).
Именно поэтому Патриарх Сербский Павел самым определенным образом в завершение своей статьи и утверждал: «Мнение, что… незначимо то, чтобы Воскресение праздновалось так, как определил Первый Вселенский Собор, в первую седмицу после реального весеннего равноденствия и полнолуния, конечно же, не может считаться оправданным» (Там же. С. 45–46) – «Очевидно, что здесь не различается Божественное и человеческое…» (Там же. С. 48).
5. Дионисий : Re: Григорианский календарь - плод католического империализма
2011-01-14 в 16:03

"Но факты таковы, что для всех он остается все таки 2011-м".

Я думаю в скором времени и эти факты перестанут быть для Вас фактами. Сторонники нового стиля d Церкви - это еретики экуменисты-модернисты, униаты и филокатолики или враги Церкви или "умные" люди "имеющие своё личное мнение" по любому вопросу, даже по тому, в котором ничего не понимают.
4. Кирилл : автору
2011-01-14 в 14:42

Ерунда какая-то. Причем тут Календарь и решение Папы устроить мессу по случаю окончания Варфоломеевской ночи? Хорошо, тогда автор должен справедливо указать, кто был такой Юлий Цезарь. Исходя из этой логики, после этого вообще будет стыдно даже упоминать в суе юлианский календарь. Уважаемый диакон просто подменяет понятие.
Для справедливости автор должен был тогда напомнить, что за 6 лет до Варфоломеевской ночи в Ниме гугеноты резали католиков.
Москва злорадствовала падению Константинополя в 1453 и что с того?
А вот на главный вопрос, что юлианский календарь совершенно неточный, что Рождество у русской православной церкви будет сдвигаться (на 8,9,10 итп января), что подавляющее большинство православных церквей справляет его 25 декабря - автор так и не ответил! Вместо этого увел разговор в другую плоскость.
Не ответил он и на то, почему Патриарх поздравляет всех с Новым годом по григорианскому календарю. Ничего не сказал про зимнее солнцестояние.
Получилась очередная попытка увести разговор в сторону, сведя все к очередному "заговору". ТО что диакон празднует Рождество фактически 7 января, а формально 25 декабря, с таким же успехом, он может агитировать нас не за 2011 год, а за 7520 год от сотворения мира, это его право. Но факты таковы, что для всех он остается все таки 2011-м.
3. Сергей : Благодатный Огонь
2011-01-14 в 14:42

Ну, примут григорианский календарь и Благодатный Небесный Огонь будет сходить в Гробе Господнем в соответствии с мирским приказом в другое время?
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме