«То, что произошло в связи с отставкой Юрия Лужкова, по большому счету говорит о проблемах внутри власти. В данном случае я не разделяю власть городскую и власть федеральную. На самом деле речь идет о единой властной корпорации. Как оказалось, внутри этой корпорации возник конфликт, который ее представители не смогли удержать за кулисами, что является явной технологической недоработкой», - заявил в интервью порталу КМ.Ru заместитель директора Центра политических технологий Сергей Михеев.
По словам политолога, «по большому счету элите не удалось удержать ситуацию в рамках существующих правил игры». «И это свидетельствует о наличии проблем, которые власть не хотела бы демонстрировать. То же самое касается "Единой России". Ее реакция на отставку Лужкова, мягко говоря, не очень удачная. Она показала всем, что расстаться по указке с одним из основателей партии для единороссов совсем не проблема, что говорит о том, что этот партийный проект носит в достаточной степени имитационный характер», - продолжил эксперт.
«Сама по себе формулировка увольнения столичного мэра как "утратившего доверие" вызывает массу вопросов. Потому что буквально неделю назад с ним встречались высшие руководители государства, пожимали руки, улыбались, и вдруг оказывается, что Лужков утратил доверие. Получается очень странно: человек все-таки руководил столицей государства и входил в высшее руководство партии. Как он мог утратить доверие в течение всего нескольких дней? Может быть, что-то непонятное произошло ночью? Кроме того, следует учитывать, что Лужков в качестве "вольного стрелка" может создать власти гораздо больше проблем, чем будучи просто непослушным мэром. Если он пойдет ва-банк (что он может сделать, учитывая демонстративный выход из "Единой России"), то автоматически станет фигурой, крайне притягательной для оппозиции. Причем как левой, так и правой (и патриотической, и либеральной). Причем у него есть потенциал на роль объединителя оппозиции. Это вам не Лимонов или Касьянов, а действительно достаточно серьезная фигура, которая при этом обладает достаточными ресурсами», - отметил Михеев.
Как отметил эксперт, «попытка решить эту проблему силовым способом (например, замучить исками или посадить) может привести к скандалу, сопоставимому с делом Ходорковского». «При этом, опять же, Лужков станет еще больше проблемой, чем та, которую представлял на посту мэра Москвы. В общем, ситуация была недостаточно профессионально подготовлена и технически не слишком хорошо отработана. В результате мы получили скандал, который сейчас оказался в центре внимания как оппозиции, так и зарубежных наблюдателей. Последние, в общем, уже не скрывают своего злорадства», - подчеркнул Михеев.
«Другое дело, что Лужков все еще может одуматься и "уйти на заслуженный отдых" в большой политике. Наверное, это было бы выходом из ситуации. Но если он этого не сделает, у него есть потенциал возглавить какое-нибудь общественно-политическое движение. Не надо забывать, что в свое время он был одним из лидеров движения "Отечество", которое имело всероссийский характер. Не надо забывать, что в свое время Юрий Михайлович претендовал на президентский пост и является достаточно заметным политиком в новой России. К нему можно как угодно относиться (я лично не фанат Лужкова). Но в общем и целом это — фигура. Если он пойдет ва-банк, то сможет создать вокруг себя достаточно заметное общественно-политическое движение. Хотя принять участие в следующих выборах в Госдуму он, скорее, уже не успеет», - считает аналитик.
По его словам, «несмотря на это, он может возглавить некое общественное движение, которое не будет напрямую участвовать в выборах, но повлиять на ситуацию может». «Причем не только в Москве. Насколько я понимаю, Лужков человек достаточно решительный и несклонный к компромиссам. При этом достаточно пожилой. Так что ему по большому счету терять нечего. Есть ощущение, что он может пойти на достаточно серьезные жертвы, расставшись с частью свои активов, чтобы хлопнуть дверью максимально громко. Хотя не исключаю, что его все же уговорят (или напугают) не делать этого», - заключил Сергей Михеев.