В связи с предстоящим мероприятием мы попросили члена Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, преподавателя Одесской Духовной семинарии, кандидата богословия протоиерея Георгия Городенцева ответить на следующие вопросы: Можно ли говорить о существовании церковного либерализма? Тождественен ли церковный либерализм политическому либерализму? Связан ли церковный либерализм с обновленчеством? Усиливаются ли в нашей Церкви церковные либералы, ощущается ли угроза захвата ими рычагов церковного управления?
Слово либерализм, как известно, является производным от слова «libertas» - свобода. Важно прояснить, что здесь подразумевается под определением свободы. Святые отцы и православные люди древности хорошо понимали, что такое подлинная свобода. В Священном Писании об этой подлинной свободе говорит Господь, а также апостол Павел. В наше же время это понятие исказилось под воздействием «достижений» западноевропейской культуры. Сначала Запад отклонился от истинного православного пути, создав католицизм, искажавший представление об Истине, а потом это отклонение только становилось больше - появился протестантизм, а вслед за ним и другие учения, в том числе и либерализм.
Со временем либерализм проник в Россию, принеся нам все эти западные идеи с их ложными представлениями о свободе. С этим искаженным пониманием мы сталкиваемся теперь на каждом шагу. В результате сегодня многие понимают под свободой то, что ею на самом деле не является.
К сожалению, либерализм проник и в Церковь, потому что мирские течения на нее тоже влияют. Люди, приходя ко Христу из мира, несут на себе и всю нагрузку мирского. Даже если человек с детства воспитывается в Православии, то он всё равно живет в миру и испытывает на себе все его влияния и воспринимает многие мирские идеи некритически. Тем более, что в современной Православной Церкви до сих пор не выработано правильного представления о свободе. То, что о свободе с пониманием говорили святые отцы, необходимо адаптировать к нашему времени, чтобы современные люди поняли. Пока же не всем православным это понятно, поэтому и в Церкви многие выступают с позиций либерализма.
В Одессе распространенно такое словечко «фраер» - от немецкого «Frei» - свободный. Фраер - это человек, который ведет себя ни с кем и ни с чем не считаясь. Проще говоря, фраер - это хам и хулиган. Такие люди, к сожалению, появляются и в Церкви. Причем в наше время «церковных фраеров» становится больше, так как эта мнимая «свобода» проникла и в Церковь.
Отчасти влияние идей либерализма на общество связано еще и с тем, что в связи с общими политическими процессами в стране люди не сразу могут разобраться и правильно понять происходящее. Советская власть была попущением Божиим и делала не только зло, особенно в последний период своего существования. В частности, благодаря ей во многом сдерживался наплыв либерализма. Многим вещам препятствовали соответствующие органы. Любое отклонение от нормы немедленно каралось. А либерализм - это и есть отклонение от духовной и церковной нормы. В советское время либералам нельзя было выступать со своими взглядами по телевидению, издавать книги. Тот же протоиерей Георгий Митрофанов никогда бы не смог свою книжку издать или публично заявить, что власовцы - замечательные люди. И то, что советская власть блокировала эту духовную болезнь, было хорошо.
Когда же советская власть рухнула, всё это вышло на свет Божий, и естественно, появилось и в нашей Церкви. С одной стороны, был позитивный момент - развернулось русское патриотическое движение: был канонизирован Император Николай II. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), когда он был еще провинциальным архиереем, сформулировал многие идеи, о которых в советское время никто ничего не знал. Он смог их озвучить. Это очень хорошо. Но вместе с тем, вылезли и другие деятели - либералы, которые также в советское время молчали, вынашивая свои мысли, а сейчас их свободно выражают.
Церковные либералы, наверное, думают, что они правы, пытаясь изменить Церковь под себя. Время для этого удобное. Но Господь попускает это не для того, чтобы они победили. Мы позже узнаем, для чего это попущение было допущено. Не может быть, чтобы какие-то либералы победили Церковь! Бог не даст. История Церкви нас учит, что бывали разные случаи, бывало, что и ариане на несколько лет захватывали власть в Церкви, пользуясь поддержкой императоров, но Господь всё изменил. И закончили они плохо, причем их предупреждали, что если они не покаются, то будут наказаны Богом. Хорошо известно, что римский император Валент, покровительствовавший арианам, сгорел в сарае. Он преследовал христиан, потом проиграл битву, бежал, спрятался в сарай, где его и сожгли. А ведь он сомневался в предсказании старца о неминуемом наказании Божием. Зато он послушался своего советника, отказался от покаяния и сгорел вместе с этим советником. Так что всё это до времени. Сейчас как раз время расцвета и выявления всех течений в Церкви. Апостол Павел говорит: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19), чтобы выработалось четкое православное учение об истинной свободе, чтобы люди его поняли и приняли. Поэтому, думаю, Господь и попускает такие искушения, а вовсе не для того, чтобы либералы победили. Так что пусть они хвосты не поднимают.
Часто можно услышать пессимистичное мнение, что всё пропало и кругом одни «толерасты», да «либерасты». Нет, Господь Бог попускает это только ради нашей пользы. Когда мы выработаем в Церкви четкое и правильное понимание свободы, мы всем покажем, что то, что либералы называют свободой, на самом деле является рабством. Ведь Господь говорил нам, что свобода греха - это настоящее рабство. Вот над этим нам и надо работать, чтобы объяснить доступно людям разницу между свободой и рабством.