В первый день работы Пермского экономического форума прошла дискуссия «Религиозные течения в современной России и модернизация», сообщается на сайте форума. Модератором сессии выступил Лоуренс Харрисон, директор Института культурных изменений Школы Флетчер при Университете Тафта. Участниками сессии были предлагали разные подходы к изучению влияния религии на процессы модернизации экономики. Однако выступающие были единодушны в главном: Русской Православной Церкви необходимо серьезно пересмотреть догматы, чтобы стать активным участником процесса модернизации страны.
Так, по мнению профессора Харрисона, этическое влияние Церкви на поведение людей в странах, исповедующих Православие, сохранялось и при коммунизме. «Сегодня система ценностей все еще сохраняет этический кодекс Православия, что влияет на модели поведения людей», - считает американский ученый. Однако, по данным исследований, которые привел Харрисон, самыми успешными с точки зрения развития экономики, являются страны, исповедующие лютеранство.
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН Татьяна Коваль, в свою очередь, полагает, что развилка христианских конфессий произошла много веков назад, и если католики и протестанты близки во взглядах на богатство, как Божье благословение, то православные христиане возвеличивают бедность. Эта идеологическая разница, пояснила Коваль, усиливается со временем и серьезно влияет на пути экономического развития стран.
«Православие может стать инструментом модернизации страны. Сегодня православные страны уступают в гуманитарных и экономических критериях другим христианским странам. И разрыв продолжает расти вот уже более 200 лет. У Православия есть агенты модернизации. Это общинно-братские движения - кочетковцы, меневцы, конструктивное крыло РПЦ. Есть положительный опыт зарубежных епархий. Деятельность подвижников и вызов со стороны других конфессий заставляет Русскую Православную Церковь шевелиться», - отметила доцент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова Ирина Карацуба, посетовав на то, что в целом в Русской Православной Церкви «сильны механизмы отторжения всего нового».
«Кто заинтересован в эксплуатации российских недр, российского народа в своих коммерческих интересах, тот всегда будет бороться за отмену русскости, за запрет Православия в нашей стране. Тот же, кто хотя бы в малой мере не чужд патриотизма, понимает, что ничего более великого и значительного, чем вера и те идеалы, которыми наша страна жила веками, у нас нет и не будет. Потому стоит ли серьезно относиться к заявлениям этих пришлых докторов неизвестных нам наук?» - заявил в комментарии отец Лука (Степанов).
«Другое дело, что мнение главы нашего государства нам не безразлично, - продолжил пастырь. - Когда он в Ярославле извинялся перед своими иностранными оппонентами в том, что в России ещё "маленькая демократия", но она "будет большой", что у нас веками не было справедливого государственного строя, то это слышать было горько, поскольку это не соответствует действительности. То беззаконие, которое с 1917 года воцарилось на нашей земле, вовсе не является отражением систематического процесса беззакония, которое якобы имело место в дореволюционной России. Россия развивалась нелегко, но поступательно, начало ХХ века было для России временем выдающихся достижений в духовной, экономической и военной областях».
«Очень хотелось бы, чтобы в нашем государстве были бы открыты двери для торжества богословского догматического сознания. Если людям дана власть в стране, то они должны быть, прежде всего, осведомлены в законах духовной жизни и исторической правде нашего государства, гораздо глубже, чем мы видим это сейчас. Позиция же наших западных друзей должна рассматриваться всегда и прежде всего в интересах государственной безопасности и самобытности нашего Отечества. Поэтому те, кто смеет громогласно, находясь на территории России, заявлять о том, что нам не нужна духовная, культурная и экономическая независимость, являются, конечно же, преступниками против нашего достоинства, и именно так они должны рассматриваться. Человек имеет право на выражение своего мнения, но если это делается публично, при этом втаптываются в грязь наши святыни и российское достоинство, то слушать таких провокаторов было бы неуважением к самим себе», - заключил игумен Лука (Степанов).