В интервью порталу Седмица.ru владыка, отвечая на вопрос, кто принимает участие в написании Катехизиса, заявил: «В первую очередь члены рабочей группы, назначенной Священным Синодом, ведущие и наиболее авторитетные пастыри и богословы нашей Церкви, знатоки Священного Писания и Священного Предания Церкви, святоотеческого богословия и традиций православного подвижничества, известные эксперты, ученые и специалисты. Очень важно, что современный Катехизис Русской Православной Церкви станет соборным трудом многих авторов, специалистов в различных областях богословия, будет результатом соборного церковного разума».
Между тем, как сообщает официальная вещающая служба Радио «Ватикан», в составлении современного Катехизиса Русской Православной Церкви примут участие и католики. Об этом заявил изданию апостольский нунций в Российской Федерации монсеньор Антонио Меннини, который отметил, что в связи с подготовкой Катехизиса Православной Церкви Католическую церковь попросили поделиться опытом по его составлению.
В связи с заявлением Антонио Меннини мы попросили члена Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, преподавателя Одесской Духовной семинарии, кандидата богословия протоиерея Георгия Городенцева ответить на следующие вопросы: насколько востребовано участие католиков в составлении современного Катехизиса Русской Православной Церкви? Действительно ли в Русской Православной Церкви нет богословов, способных самостоятельно разработать православный Катехизис? Ощущается ли необходимость в помощи католических теологов при составлении Катехизиса?
Я не верю заявлению Антонио Меннини. Мне кажется, что этот католический деятель выдает желаемое за действительное. Вероятно, сработал «испорченный телефон». Возможно, католиков просто попросили предоставить возможность нашим богословам воспользоваться библиотекой Ватикана с тем, чтобы ознакомиться с источниками и документами, которые будут полезны при составлении Катехизиса, а католики решили, что им предлагают принять участие в разработке нашего Катехизиса. Но вряд ли католиков допустят до разработки православного Катехизиса. Такое участие было бы крайне нежелательным.
Я не знаю, о чем конкретно просили представители Русской Православной Церкви католиков, но не думаю, что речь идет о каких-то вероучительных моментах, вроде филиокве и главенства папы Римского. Никто, конечно, не будет в наш Катехизис вводить такие вещи. Это немыслимо.
Можно вспомнить, что в древности, когда создавалась наша система богословия, мы многое заимствовали у католиков. Но мы заимствовали не их догматы, а систему их богословия, систематическое изложение догматов. Вспомним, например, митрополита Петра Могилу. При таком заимствовании наши православные догматы оставались неизменными, католические лжеучения никак их не повреждали. То есть заимствовалась система изложения католических догматов, а не сами католические догматы.
В настоящее время в Русской Православной Церкви достаточно грамотных людей, богословов, которые прекрасно знают наше вероучение и могут в систематическом порядке его изложить. Не думаю, что при составлении нашего Катехизиса нам нужна помощь католиков. Даже если католики и будут принимать участие в составлении нашего Катехизиса, то я не думаю, что им удастся в него протащить свои заблуждения. Ведь очевидно, что если это произойдет, то такой Катехизис не сможет стать вероучительным документом в нашей Церкви, поскольку его не примет не только церковный народ, но и многие иерархи. У нас в Церкви не безграмотные люди, они быстро разберутся, в чем дело, и отвергнут Катехизис, если он будет содержать католические лжеучения.
Церковь является хранительницей Священного Писания и Священного Предания. Церковь - это ведь не только иерархи и Патриарх, а это еще и народ Божий, который и является хранителем Священного Писания и Священного Предания. Поэтому любое их искажение немедленно вызовет отторжение. Катехизис, содержащий заблуждения, конечно, сможет продержаться какое-то время с помощью церковной бюрократии, если кто-то в ней будет заинтересован в этом, если предположить, что в церковной бюрократии есть такие лица, которые намерены ввести в заблуждение верующих. Но долго такой документ не продержится, очень скоро он будет упразднен. Это может произойти соборно, или де-факто, поскольку верующий народ его не примет.
Конечно, в нашей Церкви есть и ряд нерешенных богословских вопросов. Например, вопрос об искуплении. Он дискутируется, не секрет, что некоторые уже заблудились «в трех соснах». Вот это уже более серьезная проблема, как в этом Катехизисе будет освещен этот вопрос, предпочтут ли его составители современные заблуждения, распространенные в нашей церковной среде, или в Катехизисе будет выражено истинное православное учение.
Католики зря надеются, что мы примем их искаженное учение. Это невозможно, мы хорошо знаем все их заблуждения. Любая попытка навязать нам католическое лжеучение обречена на провал. Достаточно посмотреть полемику на форуме «Русской народной линии»: при малейшей опасности внедрения в нашу Церковь католических моментов, простой народ Божий, отнюдь не богословы, сразу же реагирует. Католики уже 1000 лет пытаются нас окатоличить, и силой, и войной, и духовно, и все напрасно, правда, на Западной Украине им что-то удалось сделать, но это жалкие успехи. В основном их усилия не давали результата. И на сей раз Господь не попустит, чтобы католики внесли в наш Катехизис свои лжеучения. Поэтому я думаю, что тревога по поводу того, что католики внесут в наш Катехизис искаженное вероучение, напрасна.