Я впервые принимала участие в Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства. И многое меня приятно удивило, а что-то - заставило задуматься или подтвердило те вещи, о которых я думала ранее. На конференцию собрались православные люди, объединенные общей идеей, - ученые, священники, предприниматели, творческий народ, молодежь. Несложно было увидеть, что общение этих людей - эффективно, они мыслят в одной системе координат и понимают друг друга, несмотря на то, что трудятся в разных сферах деятельности.
Что касается конференции, то как таковых пленарных заседаний не было, количество докладов было сведено к минимуму. Дело в том, что организатор конференции Борис Борисович Сергуненков решил основную часть конференции посвятить не зачитыванию докладов, а обсуждениям и презентации проектов участников форума и т.д. Мне было интересно увидеть, чем занимаются православные люди, за что болеют сердцем и какие их деятельность дает результаты. И это еще более интересно, поскольку ты видишь глаза того, кто рассказывает - они горят. Это важно, по-человечески важно видеть.
Весьма интересным был рассказ ректора Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина протоиерея Александра Миняйло о возглавляемом им ВУЗе. Как живет учебное заведение и как священник, находясь на должности ректора, делает основы православной жизни основами жизни института. Многих заинтересовал доклад Колдасова Геннадия Дмитриевича, доцента, заместителя председателя Богословского отделения Петровской академии наук и искусств. Он рассказал об особенностях делового языка современного предпринимателя. Это было легко, остроумно и с юмором - так рассказывают только увлеченные люди и настоящие профессионалы.
В частности, я представляла Арт-бизнес фестиваль «Купеческое слово», который состоялся в Шенкурске (Архангельская область) с 19 по 25 июля. Это фестиваль призван объединить искусство и предпринимателей, как сферы, взаимодействие которых все больше переплетается, дать предпринимателям больше новых знаний, а горожанам - повод гордиться своим городом и вспомнить его историю. Вообще ключевой идеей почти всех выступлений было - возвращение к корням.
Отдельно мне хотелось бы высказаться по поводу I Международного кинофестиваля «Свет Северной Фиваиды», который прошел в рамках конференции «Следуя отечественным традициям предпринимательства и благотворительности». У меня есть свое определенное мнение о том, что творится ныне в кинематографе, надеюсь, я никого не обижу и мои слова будут восприняты верно, ведь все мы хотим делать то, что делаем - лучше и лучше, а критика и мнения в этом плане - то, что позволяет нам держаться на плаву и расти.
Признаюсь, я даже не надеялась увидеть на кинофестивале «Свет Северной Фиваиды» фильмы уровня Федерико Феллини, Джима Джармуша или Андрея Тарковского... я знаю, что православный кинематограф не дорос до них пока что, к сожалению. Да если честно, и нет пока такого понятия у нас «православный кинематограф». Хотя некоторые картины, представленные на этом кинофоруме, мне понравились и по содержанию и по манере подачи материала. Я бы сказала - они были гармоничны и адекватны.
К сожалению, в большинстве своем православные фильмы снимаются в репортажном жанре. Содержание таких фильмов в основном исчерпывается описанием какого-то отдельного явления, предмета - монастыря, мироточения иконы, крестного хода. Такие картины не содержат сюжета, они наполнены затянутыми во многом рассказами - им не хватает редактуры, перечислением деталей, довольно банальным видеорядом. Ну… по типу - показывают красоты монастыря или природы, может, делают проводку по иконостасу, а за кадром песнопения… и снова продолжается текст. Это не киноискусство - это репортаж, когда все за режиссера и творческую команду сделала жизнь и остается только снять. Но я думаю, и это можно снять так, что захочется плакать и молиться. А в таком виде фильмы моли бы запросто идти по телевизору, в рамках передач о религии или в рамках каких-то таких умных патриотических светских передач. Это просто информация, не более того.
Кстати, на кинофестивале «Свет Северной Фиваиды» меня приятно удивили два фильма «Река Великая» и «Четыре возраста любви». Эти фильмы бурно обсуждались участниками конференции. Действительно они адекватны и по форме и по содержанию. В «Реке Великой» показан крестный ход, который длиться шесть дней. Но показан он через одного человека - удивительно простой и открытый текст в виде дневниковых записей героя и… видеоряд - будто мы его глазами видим - камера дергалась, «смотрела» на ноги, по сторонам. Мне как-то запомнился кадр - впереди героя - ноги, он видит только кроссовки… И понятно, что тяжело - человеку, возможно, сложно посмотреть даже на небо, но он идет… И как-то мне так ощущалось, что вот там - между этими кроссовками и небом идет огромная работа, духовная. Этот фильм мне запомнился в деталях и подробностях. И после я слышала, как многие, кто видел фильм, говорили - «я тоже хочу в крестный ход» или «а ведь и у нас ходит община в крестный ход, правда, всего двадцать километров, но я обязательно пойду, такая мощь»… Вот это и есть настоящее искусство, хотя и сделано очень просто - но простота и открытость, как известно, и возвращают нас к истине…
Фильм «Четыре возраста любви» можно причислить к действительно профессиональной кинематографической работе. Там снимались профессиональные актеры, но от этого не пропало ощущение тонких переживаний. Люди с Богом, люди без Бога - у них свои ситуации, у них беда и радость, но когда смотришь на это, то как-то становится понятно, что каждого из них, потерянного в городе, суете, заботах, собственных мыслях и представлениях о жизни ведет Бог. Вот в этой картине это очевидно читалось. Эти картины не заняли призовые места, но в моей душе они оставили след.
Вот о чем я задумалась, просмотрев фильмы этого кинофестиваля. Меня всегда удивляло то обстоятельство, что люди, делающие православные фильмы, игнорируют достижения современного кинематографа, те приемы и технологии, которые были выработаны бесчисленным количеством талантливейших режиссеров, операторов, актеров, сценаристов и т.д. И я поэтому не удивляюсь, что многие люди, к сожалению, понятия «православные» и «отсталые» - приравнивают. Зачем снимать православные фильмы так, будто в кинематографе не было никаких достижений, по меньшей мере, пятьдесят лет? Думаю, православные фильмы должны быть яркими, цельными, заставлять сопереживать, задумываться «а ведь и у меня так было» или «а я каждый день хожу и не обращаю внимания, где же я был все это время». Это должна быть действительно творческая работа, выстраданная лично и продуманная, именно такая работа легко может достучаться до сердца людей. И не нужно пренебрегать наработками множества светских режиссеров, кинематографистов, ведь среди них было много талантливых и одаренных людей.
Я как главный редактор интернет-журнала «Православие в лицах» основной задачей ставлю то, чтобы читатели поняли, что Православие дает возможность быть социально активными, передовыми людьми, пользоваться теми благами, методами, наработками, что были накоплены в различных отраслях и областях деятельности. Ведь православие преломляет твое мировоззрение, ты начинаешь трудиться во славу Божию и ограничен только в тех методах, что противоречат заповедям.
В целом, все четыре дня, на протяжении которых шла VI Международная конференция «Следуя отечественным традициям предпринимательства и благотворительности», я видела только воду, осень и солнце, забыла о городе и интернете, переписке с партнерами. По счастливой случайности меня почти никто не беспокоил звонками, Бог дал мне возможность смотреть, слушать и просто быть здесь и сейчас.
Участники конференции находились в замкнутом пространстве, общались друг с другом, восхищались природой, общением. Когда мы посещали Ферапонтов, Кирилло-Белозерский монастыри, у меня не было ощущения, что я на экскурсии, но и не было чувства, что это паломничество. Мы были все вместе, но в то же время каждый переживал что-то свое. Это было видно. Когда в завершительный день поездки мы ехали в Толгский монастырь, я увидела фургон с надписью «Пятерочка». Меня это зрелище повергло в настоящий шок, я осознала, что пять дней прожила без всего этого - без интернета и рекламы. Мы были только друг с другом, мы интересовались, кто и что делает, мы делились друг с другом чем-то прожитым и выстраданным. Знаете, это один из тех редких моментов, когда понимаешь, что жизнь твоя - предельно настоящая, насыщенная, без лишней шелухи, какая и должна быть у человека.
Елена Попова, главный редактор интернет-журнала «Православие в лицах», специально для «Русской народной линии»